СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ууд русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ууд русский язык»





Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.



ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

(для 1–4 классов образовательных организаций)










МОСКВА 2021


Планируемые метапредметные и личностные результаты 1 КЛАСС


Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в первом классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

  • сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

  • сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответ­ ствии с учебной задачей;

  • устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);

  • характеризовать звуки по заданным признакам; приво­ дить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких со­ гласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком

Базовые исследовательские действия:

  • проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

  • формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;

  • использовать алфавит для самостоятельного упорядочи­ вания списка слов

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: уточнять на­ писание слова по орфографическому словарику учебника; ме­ сто ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учеб­ нике;

  • анализировать графическую информацию — модели зву­ кового состава слова;

  • самостоятельно создавать модели звукового состава слова


Коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение:

  • воспринимать суждения, выражать эмоции в соответ­ ствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­ блюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблю­ дать правила ведения диалога;

  • воспринимать разные точки зрения;

  • в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изу­ ченному материалу;

  • строить устное речевое высказывание об обозначении зву­ ков буквами; о звуковом и буквенном составе слова


Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

  • выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;

  • выстраивать последовательность учебных операций при списывании;

  • удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку;

Самоконтроль:

  • находить указанную ошибку, допущенную при проведе­ нии звукового анализа, при письме под диктовку или списыва­ нии слов, предложений;

  • оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений

Совместная деятельность:
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников со­ вместной работы;

  • ответственно выполнять свою часть работы


2 КЛАСС


Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во втором классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий


Познавательные универсальные учебные действия:


Базовые логические действия:

  • сравнивать однокоренные (родственные) слова и синони­ мы; однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичны­ ми корнями;

  • сравнивать значение однокоренных (родственных) слов; сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов;

  • устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;

  • характеризовать звуки по заданным параметрам;

  • определять признак, по которому проведена классифика­ ция звуков, букв, слов, предложений;

  • находить закономерности на основе наблюдения за языко­ выми единицами

  • ориентироваться в изученных понятиях (корень, оконча­ ние, текст); соотносить понятие с его краткой характеристикой

Базовые исследовательские действия:

  • проводить по предложенному плану наблюдение за язы­ ковыми единицами (слово, предложение, текст);

  • формулировать выводы и предлагать доказательства то­ го, что слова являются / не являются однокоренными (род­ ственными)


Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный сло­ варь учебника для получения информации;

  • устанавливать с помощью словаря значения многознач­ ных слов;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • анализировать текстовую, графическую и звуковую ин­ формацию в соответствии с учебной задачей; «читать» инфор­ мацию, представленную в схеме, таблице;

  • с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления информации


Коммуникативные универсальные учебные действия:


Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­ блюдать правила ведения диалога;

  • признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковы­ ми единицами;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;

  • строить устное диалогическое выказывание;

  • строить устное монологическое высказывание на опреде­ лённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпиче­ ских норм, правильной интонации;

  • устно и письменно формулировать простые выводы на ос­ нове прочитанного или услышанного текста


Регулятивные универсальные учебные действия:


Самоорганизация:

  • планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий

Самоконтроль:

  • устанавливать с помощью учителя причины успеха/неу­ дач при выполнении заданий по русскому языку;

  • корректировать с помощью учителя свои учебные дей­ ствия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку

Совместная деятельность:
  • строить действия по достижению цели совместной дея­ тельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участ­ никам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с небольшой помощью учителя);

  • совместно обсуждать процесс и результат работы;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат


3 КЛАСС


Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий

Познавательные универсальные учебные действия:


Базовые логические действия:

  • сравнивать грамматические признаки разных частей речи;

  • сравнивать тему и основную мысль текста;

  • сравнивать типы текстов (повествование, описание, рас­ суждение); сравнивать прямое и переносное значение слова;

  • группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;

  • объединять имена существительные в группы по опреде­ лённому признаку (например, род или число);

  • определять существенный признак для классификации звуков, предложений;

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;

  • ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, ска­ зуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склоне­ ние) и соотносить понятие с его краткой характеристикой


Базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным каче­ ством текста на основе предложенных учителем критериев;

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать из­ менения текста;

  • высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;

  • проводить по предложенному плану несложное лингви­ стическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе ре­ зультатов проведенного наблюдения;

  • выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев)

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации при выполне­ нии мини­исследования;

  • анализировать текстовую, графическую, звуковую инфор­ мацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представ­ ления информации как результата наблюдения за языковыми единицами

Коммуникативные универсальные учебные действия:


Общение:

  • строить речевое высказывание в соответствии с постав­ ленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рас­ суждение, повествование);

  • готовить небольшие выступления о результатах группо­ вой работы, наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;

  • создавать небольшие устные и письменные тексты, содер­ жащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, от­ каз, с использованием норм речевого этикета

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению орфографической за­ дачи; выстраивать последовательность выбранных действий

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;

  • корректировать с помощью учителя свои учебные дей­ ствия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку


Совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин­ дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини­исследования или проектно­ го задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;

  • при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и ре­ зультат совместной работы;

  • проявлять готовность выполнять разные роли: руководи­ теля (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, ор­ ганизованность, инициативность для достижения общего успе­ ха деятельности


4 КЛАСС

Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в четвёртом классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий

Познавательные универсальные учебные действия:


Базовые логические действия:

  • устанавливать основания для сравнения слов, относящих­ ся к разным частям речи; устанавливать основания для сравне­ ния слов, относящихся к одной части речи, но отличающихся грамматическими признаками;

  • группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;

  • объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение);

  • объединять предложения по определённому признаку;

  • классифицировать предложенные языковые единицы;

  • устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;

  • ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спря­ жение, неопределённая форма, однородные члены предложе­ ния, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой

Базовые исследовательские действия:

  • сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко­буквенный, морфемный, морфологический, синтаксический);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательства­ ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини­исследования);

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • прогнозировать возможное развитие речевой ситуации

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходи­ мой для решения учебно­практической задачи; находить допол­ нительную информацию, используя справочники и словари;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании пред­ ложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни­ ков, родителей (законных представителей) несовершеннолет­ них обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представ­ ления информации


Коммуникативные универсальные учебные действия:

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соот­ ветствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • строить устное высказывание при обосновании правиль­ ности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рас­ суждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления


Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

  • самостоятельно планировать действия по решению учеб­ ной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и возможные ошибки

Самоконтроль:

  • контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

  • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;

  • оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё;

  • адекватно принимать оценку своей работы

Совместная деятельность:
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, догова­ риваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие лич­ ностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражаю­ щего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской граждан­ ской идентичности, понимание роли русского языка как госу­ дарственного языка Российской Федерации и языка межнацио­ нального общения народов России;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво­ ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуа­ ций при работе с художественными произведениями;

  • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

  • первоначальные представления о человеке как члене об­ щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и прави­ лах межличностных отношений, в том числе отражённых в ху­ дожественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелатель­ ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, тради­ циям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в разных видах художе­ ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна­ ние важности русского языка как средства общения и самовы­ ражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

  • бережное отношение к физическому и психическому здо­ ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речево­ го самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

  • неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании





МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие позна- вательные универсальные учебные действия


Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др); устанавливать аналогии языковых единиц;

  • объединять объекты (языковые единицы) по определённо му признаку;

  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

  • находить в языковом материале закономерности и проти­ воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблю­ дения; анализировать алгоритм действий при работе с языко­ выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор­ мулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных кри­ териев);

  • проводить по предложенному плану несложное лингви­ стическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательства­ ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточ­ нения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова­ рях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни­ ков, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

  • анализировать и создавать текстовую, видео­, графиче­ скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада­ чей;

  • понимать лингвистическую информацию, зафиксирован­ ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таб­ лицы для представления лингвистической информации

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия


Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо­ ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­ блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мне­ ние;

  • строить речевое высказывание в соответствии с постав­ ленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рас­ суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результа­ тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, вы­ полненного мини­исследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми руются регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для по­ лучения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учеб­ ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложен ным критериям


Совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин­ дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!