Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
(для 1–4 классов образовательных организаций)
МОСКВА 2021
Планируемые метапредметные и личностные результаты 1 КЛАСС
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в первом классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответ ствии с учебной задачей;
устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);
характеризовать звуки по заданным признакам; приво дить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких со гласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком
Базовые исследовательские действия:
проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;
формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: уточнять на писание слова по орфографическому словарику учебника; ме сто ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учеб нике;
анализировать графическую информацию — модели зву кового состава слова;
самостоятельно создавать модели звукового состава слова
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать суждения, выражать эмоции в соответ ствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, со блюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблю дать правила ведения диалога;
воспринимать разные точки зрения;
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изу ченному материалу;
строить устное речевое высказывание об обозначении зву ков буквами; о звуковом и буквенном составе слова
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;
выстраивать последовательность учебных операций при списывании;
удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку;
Самоконтроль:
находить указанную ошибку, допущенную при проведе нии звукового анализа, при письме под диктовку или списыва нии слов, предложений;
оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников со вместной работы;
ответственно выполнять свою часть работы
2 КЛАСС
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во втором классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
сравнивать однокоренные (родственные) слова и синони мы; однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичны ми корнями;
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов; сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов;
устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам;
определять признак, по которому проведена классифика ция звуков, букв, слов, предложений;
находить закономерности на основе наблюдения за языко выми единицами
ориентироваться в изученных понятиях (корень, оконча ние, текст); соотносить понятие с его краткой характеристикой
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану наблюдение за язы ковыми единицами (слово, предложение, текст);
формулировать выводы и предлагать доказательства то го, что слова являются / не являются однокоренными (род ственными)
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный сло варь учебника для получения информации;
устанавливать с помощью словаря значения многознач ных слов;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
анализировать текстовую, графическую и звуковую ин формацию в соответствии с учебной задачей; «читать» инфор мацию, представленную в схеме, таблице;
с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления информации
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, со блюдать правила ведения диалога;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковы ми единицами;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;
строить устное диалогическое выказывание;
строить устное монологическое высказывание на опреде лённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпиче ских норм, правильной интонации;
устно и письменно формулировать простые выводы на ос нове прочитанного или услышанного текста
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
устанавливать с помощью учителя причины успеха/неу дач при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные дей ствия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку
Совместная деятельность:
строить действия по достижению цели совместной дея тельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участ никам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с небольшой помощью учителя);
совместно обсуждать процесс и результат работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат
3 КЛАСС
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в третьем классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
сравнивать грамматические признаки разных частей речи;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рас суждение); сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять имена существительные в группы по опреде лённому признаку (например, род или число);
определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, ска зуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склоне ние) и соотносить понятие с его краткой характеристикой
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным каче ством текста на основе предложенных учителем критериев;
с помощью учителя формулировать цель, планировать из менения текста;
высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
проводить по предложенному плану несложное лингви стическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе ре зультатов проведенного наблюдения;
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев)
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации при выполне нии миниисследования;
анализировать текстовую, графическую, звуковую инфор мацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представ ления информации как результата наблюдения за языковыми единицами
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
строить речевое высказывание в соответствии с постав ленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рас суждение, повествование);
готовить небольшие выступления о результатах группо вой работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содер жащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, от каз, с использованием норм речевого этикета
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать действия по решению орфографической за дачи; выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные дей ствия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного миниисследования или проектно го задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и ре зультат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководи теля (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, ор ганизованность, инициативность для достижения общего успе ха деятельности
4 КЛАСС
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в четвёртом классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
устанавливать основания для сравнения слов, относящих ся к разным частям речи; устанавливать основания для сравне ния слов, относящихся к одной части речи, но отличающихся грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение);
объединять предложения по определённому признаку;
классифицировать предложенные языковые единицы;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спря жение, неопределённая форма, однородные члены предложе ния, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой
Базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звукобуквенный, морфемный, морфологический, синтаксический);
формулировать выводы и подкреплять их доказательства ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, миниисследования);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходи мой для решения учебнопрактической задачи; находить допол нительную информацию, используя справочники и словари;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании пред ложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни ков, родителей (законных представителей) несовершеннолет них обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представ ления информации
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соот ветствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
строить устное высказывание при обосновании правиль ности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
создавать устные и письменные тексты (описание, рас суждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
самостоятельно планировать действия по решению учеб ной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и возможные ошибки
Самоконтроль:
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины;
оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё;
адекватно принимать оценку своей работы
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, догова риваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие лич ностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражаю щего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской граждан ской идентичности, понимание роли русского языка как госу дарственного языка Российской Федерации и языка межнацио нального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуа ций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене об щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и прави лах межличностных отношений, в том числе отражённых в ху дожественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, тради циям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художе ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна ние важности русского языка как средства общения и самовы ражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здо ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речево го самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие позна- вательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённо му признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и проти воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблю дения; анализировать алгоритм действий при работе с языко выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор мулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных кри териев);
проводить по предложенному плану несложное лингви стическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательства ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточ нения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова рях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни ков, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графиче скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада чей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксирован ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таб лицы для представления лингвистической информации
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, со блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мне ние;
строить речевое высказывание в соответствии с постав ленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рас суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результа тах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, вы полненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми руются регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для по лучения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учеб ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложен ным критериям
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы