Большой сложный игровой фильм говорит на языке кинослов и кинофраз. Последовательное осмысленное соединение кинослов в кинофразу называется монтаж. Монтаж — это творческий процесс, в котором путём отбора и сочетания снятого материала выявляется авторский замысел и рождается неповторимый экранный образ. Монтаж — язык киноискусства.
Одни и те же планы могут менять образный смысл кинофразы в зависимости от их сочетания с другими планами.
(так называемый эффект Кулешова).
«Не буду есть кашу!!!»
«Ты чего дразнишься?!»
Термины кадр и план сложились в эпоху, когда кадр понимался как единичная картинка на киноплёнке, а план характеризовал крупность изображения объекта на экране – общий, средний, крупный.
Сегодня же они имеют один монтажный смысл, как наименьшие элементы кинотекста. План (наряду с кадром) обозначает длину киноплёнки между двумя монтажными склейками или непрерывное действие, запечатлённое между пуском и остановкой кинокамеры.
Перед вами кинофраза, смонтированная из четырёх планов. Современная аппаратура позволяет снять все эти четыре картинки одним планом, т. е. переходы от одной крупности к другой или от одного объекта к другому происходят без остановки камеры и получили название «внутрикадровый монтаж»
Режиссёр Александр Сокуров одним планом, не выключая камеры, снял полуторачасовой фильм «Русский ковчег».
Видеозарисовка начинается с замысла, который выражается прежде всего словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария с чего и начинается фильм.
Сценарий, кроме сюжета будущего фильма, диалогов героев, содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма.
Простейшая сценарная форма — покадровая запись фильма, называемая сценарным планом или кадропланом, которая даёт представление о содержании каждого кадра снимаемого фильма, выстраивает киномысль и превращает случайную съёмку случайных объектов в сознательное достижение поставленной цели — в творчество.
На примере небольшой видеозарисовки «В жаркий день» смоделируем её разработку. Сперва — сценарная запись видеозарисовки:
«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».
На основе сценарной записи строится кадроплан:
- Общий план. Двор. Девочки балуются с поливным шлангом.
- Средний план. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.
- От среднего до крупного. Девочка со шлангом.
- Крупный план. Лицо смеющейся девочки.
Любой фильм представляет собой рассказ, определяющий монтажно-изобразительное построение фильма, состоящий из кинослов и кинофраз. Кинослово – это изображение объекта практически на одном плане и без монтажных соединений.
Кинофраза – это соединение объект плюс действие. В практике кинофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу.
Вы видите снятую и смонтированную кинофразу «В жаркий день», которая сперва была в виде кадроплана и раскадровки
Режиссура — это воплощение замысла фильма. Если, будучи «сценаристом», вам надо было ответить прежде всего на вопрос про что и зачем снимать, то, становясь режиссёром, надо вдобавок к этому ответить на вопрос, как снимать .
Место действия, хронометраж, или длина плана, определение, как и откуда будет снимать камера, какое будет освещение и какой текст или звук будет сопровождать изображение, лягут в основу режиссёрского сценария.
Основная задача режиссёра — выстраивание действия в кадре. Он отвечает за то, как и куда движутся на экране поезда, что делают и как разговаривают люди, потому что из этих крупиц складывается общий смысл и содержание фильма.
Покадровое представление режиссёра о будущем фильме — основа выражения замысла, прообраз того, что мы увидим на экране.
То, что мы видим на видеоэкране, — результат сценарно-режиссёрской и операторско-художнической работы. Признавая значение этих составных киноискусства, выделим всё-таки роль оператора. Можно сказать, что мы видим мир на экране его глазами. Искусство видеть — основа операторского мастерства. Неповторимость взгляда, дар выбора из множества единственного и составляют искусство видения оператора.
Больше чем какая-либо другая творческая профессия, профессия оператора связана с технологией. Художественные достоинства снятого материала в первую очередь зависят от качества операторской работы.
Панорама
Грамота съёмки начинается с умения пользоваться штативом, держать камеру не дрожащими руками, плавно переключать трансфокатор, без рывков осуществлять движение камеры при наезде, отъезде и панорамировании.
Наезд (от общего плана к крупному)
Отъезд (от крупного плана к общему)
Очень важно учиться снимать монтажно. Начиная съёмку, надо предположительно знать, на чём может оканчиваться план, уметь «ставить точку» так, чтобы этот план мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логическую цепочку киноповествования.
Фрагменты фильма «Война и мир»
(режиссёр Сергей Бондарчук)
Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» перспективу развития сюжета. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.
Кроме умения владеть техническими приёмами, у оператора всегда остаются творческие задачи:
выбор точки, с которой ведётся съёмка, выбор ракурса, крупности плана, характера освещения и хронометража плана.