СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. А. Жуковский. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о балладе, его особенности. Баллада "Светлана"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В. А. Жуковский. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о балладе, его особенности. Баллада "Светлана"»

Тема: В. А. Жуковский. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о балладе, его особенности. Баллада "Светлана"

Вид урока: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Эпиграф к уроку: Его стихов пленительная сладость // Пройдёт веков завистливую даль… А. С. Пушкин.

Цели урока:

  • Обучающие: осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.

  • Развивающие: умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

  • Воспитывающие: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Оборудование: компьютер,  проектор, экран, презентация, оформление доски: портрет В. А. Жуковского, картина К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.).

3. Вступительное слово учителя: «Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В. А. Жуковским. Вы уже знаете, что это поэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России. Откройте свои тетради и запишите тему урока, эпиграф. Попробуем определить цель нашего урока». (2 мин.)

3. Биография В. А. Жуковского (сообщение учащегося) (8 мин.)

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.

Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т. Г. Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, А. И. Герцена.

Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем: погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады – сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.

Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».

Учитель: «Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже. Жуковский начал свое поэтическое поприще с баллад. Современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад. Под балладой тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.

«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского «певцом Светланы» (В. Г. Белинский).

Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной».

4. История создания баллады «Светлана» (краткое сообщение ученика) (2 мин) (4 слайд).

Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».

Учитель: «Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И. В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта».

5. Определение баллады как жанра (5 мин.) (5 слайд).

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?

Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями (запись в тетрадь).

6. Анализ баллады «Светлана» (15 мин.) (слайды 6-10).

- Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания? В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек.) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.

Сообщение ученика о святочных гаданиях (краткое).

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как эпическое произведение эпическое имеет героев, сюжет.

- Назовите героев.

- Расположите события по порядку.

  1. Девушки гадают в крещенский вечер.

  2. Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

  3. Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

  4. Светлане является её жених и увозит её венчаться.

  5. Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

  6. В избе Светлана видит своего жениха в гробу. 

  7. Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

- Какие элементы в сюжете реальные?

- Что относится к фантастическому?

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

5) Баллада имеет композицию.

- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

  • Завязка: гадание.

  • Кульминация: встреча с мертвецом.

  • Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.

- Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)

- Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу «Светлана» – это птицы. 

Ворон

Голубь

Петух

в народе

Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти.

Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа.

Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник.

в балладе

Чёрный вран,

Свистя крылом,

Вьётся над санями:

Ворон каркает:

печаль!...


Это происходит во сне Светланы, т.е. велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном.

Таким образом, пророчество становится не таким страшным.


…в тишине Лёгкое журчанье:

Вот глядит: к ней в

уголок белоснежный голубок с светлыми

глазами, тихо, вея,

прилетел, к ней на перси

тихо сел, обнял их

крылами: но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся,

развернул

Лёгкие он крылы;…

Это происходит так же во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).


…шумным
Бьёт крылом петух,

День встречая пеньем:..


В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз «на границе» зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что «наяву» не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне – «нейтрализуется» присутствием голубя.


- Что же спасает Светлану?

ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана - героиня русской баллады.

- Что же мы видим русское, национальное в балладе?

- В чём смысл баллады?

- В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?

- Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады?

- Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию - счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад - надеждой на радостную, полную любви жизнь?

7. Домашнее задание: (3 мин) (слайд 11).

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На их основе дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

3) Отрывок наизусть (по выбору).

8. Итог урока (3 мин).

- Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

- Что вам понравилось?

- А как бы вы оценили свою работу?

Учитель: «А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен».




Приложение 1

К. П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1838 г.


К. П. Брюллов «Гадающая Светлана».