Тема: В. А. Жуковский. Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о балладе, его особенности. Баллада "Светлана"
Вид урока: урок усвоения нового материала.
Тип урока: урок с использованием активных форм работы.
Эпиграф к уроку: Его стихов пленительная сладость // Пройдёт веков завистливую даль… А. С. Пушкин.
Цели урока:
Обучающие: осуществление первоначального представления о личности Жуковского, о жанре баллады; ознакомление с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», выявление национального колорита произведения.
Развивающие: умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитывающие: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, оформление доски: портрет В. А. Жуковского, картина К. П. Брюллова «Гадающая Светлана».
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.).
3. Вступительное слово учителя: «Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В. А. Жуковским. Вы уже знаете, что это поэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России. Откройте свои тетради и запишите тему урока, эпиграф. Попробуем определить цель нашего урока». (2 мин.)
3. Биография В. А. Жуковского (сообщение учащегося) (8 мин.)
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т. Г. Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, А. И. Герцена.
Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем: погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады – сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
Учитель: «Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже. Жуковский начал свое поэтическое поприще с баллад. Современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад. Под балладой тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.
«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана шедевром, так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского «певцом Светланы» (В. Г. Белинский).
Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной».
4. История создания баллады «Светлана» (краткое сообщение ученика) (2 мин) (4 слайд).
Над этой балладой Жуковский работал 4 года – с 1808 по 1812 год. Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Ранее Жуковский уже обращался к этому сюжету, создав в 1808 году балладу «Людмила».
Учитель: «Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И. В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта».
5. Определение баллады как жанра (5 мин.) (5 слайд).
Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?
Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями (запись в тетрадь).
6. Анализ баллады «Светлана» (15 мин.) (слайды 6-10).
- Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания? В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек.) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.
Сообщение ученика о святочных гаданиях (краткое).
Выявим жанровые особенности баллады:
1) Баллада как эпическое произведение эпическое имеет героев, сюжет.
- Назовите героев.
- Расположите события по порядку.
Девушки гадают в крещенский вечер.
Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.
Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.
Светлане является её жених и увозит её венчаться.
Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.
В избе Светлана видит своего жениха в гробу.
Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.
2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.
- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?
3) Реальное сочетается с фантастическим.
- Какие элементы в сюжете реальные?
- Что относится к фантастическому?
4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.
- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?
5) Баллада имеет композицию.
- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.
Завязка: гадание.
Кульминация: встреча с мертвецом.
Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.
6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.
- Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)
- Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)
Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу «Светлана» – это птицы.
Ворон | Голубь | Петух |
в народе |
Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти. | Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа. | Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник. |
в балладе |
Чёрный вран, Свистя крылом, Вьётся над санями: Ворон каркает: печаль!... Это происходит во сне Светланы, т.е. велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном. Таким образом, пророчество становится не таким страшным. | …в тишине Лёгкое журчанье: Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел, обнял их крылами: но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул Лёгкие он крылы;… Это происходит так же во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога). | …шумным Бьёт крылом петух, День встречая пеньем:.. В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз «на границе» зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что «наяву» не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне – «нейтрализуется» присутствием голубя. |
- Что же спасает Светлану?
ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана - героиня русской баллады.
- Что же мы видим русское, национальное в балладе?
- В чём смысл баллады?
- В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?
- Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады?
- Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию - счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад - надеждой на радостную, полную любви жизнь?
7. Домашнее задание: (3 мин) (слайд 11).
1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На их основе дать устную характеристику Светланы.
2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.
3) Отрывок наизусть (по выбору).
8. Итог урока (3 мин).
- Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?
- Что вам понравилось?
- А как бы вы оценили свою работу?
Учитель: «А сейчас мне бы хотелось поблагодарить вас за урок, за активную работу, мне понравились сообщения, ваши ответы. Урок окончен».
Приложение 1
К. П. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского, 1838 г.
К. П. Брюллов «Гадающая Светлана».