Конспект урока по литературе 5 класс
ТЕМА УРОКА: В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:
знать сюжетное своеобразие баллад В.А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Учебник : ЛИТЕРАТУРА 5 класс, автор В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши жизнерадостные лица. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Садитесь.
II. Проверка домашнего задания.
I. Выставка. Учащиеся защищают свои рисунки к сказке «Спящая царевна», выступают с сообщениями о В. А. Жуковском ( 2-3 учащихся)
II. Целеполагание:
- Ребята, что необычного и удивительного вы видите в нашем кабинете? ( Учащиеся рассматривают кубок)
- Правильно, ребята! Вы увидели кубок! Значит, наш урок будет посвящен балладе В.А. Жуковского «Кубок».
III. Сообщение темы и целей урока.
- На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством В.А. Жуковского и откроем для себя новый жанр литературы «баллада».
IV. Понятие о балладе.
1.Вступительное слово учителя.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
В.А.Жуковский является одним из основоположников литературного течения романтизма, выдвигавшего на первый план личность и чувства.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь».
2. Чтение определения баллады (с. 90, в рамке).
- Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике ( читает ученик).
Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
3. Экскурс в историю
- Часть своих баллад Жуковский посвятил средневековым сюжетам. Средние века- это время рыцарей.
- Ребята, переведите слово «рыцарь» на бурятский язык? ( Ответы учеников «батор»)
- Вы знаете, что в бурятской литературе есть такие героические «баторы» , как Гэсэр, Аламжи Батор. ( Да)
Словарная работа.
Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
Составление плана.
V. Выразительное чтение баллады «Кубок».
- Во время чтения обратите внимание, на то, какую картину рисует автор?
1. Актером (слушать онлайн) (читает Александр Синица). Минутное прослушивание начала баллады в исполнении актера дает образец того, как надо читать и настраивает на торжественный высокий лад.
2. Учителем
3. Учениками
VI. Анализ произведения
Понравилась ли вам баллада?
Какой случай описан в балладе?
Кто главный герой? Каким вы его представили?
Каким предстает перед нами царь? Зачем он бросает кубок в море? ( Это бессердечный человек, который пользуется своим положением и играет жизнями своих подданных).
Мы видим, что в основе баллады лежит необычный случай. Как же ведут себя герои в такой ситуации?
Как подданные царя отнеслись к его призыву? ( Умудренные опытом «рыцарь и латник недвижно стоят», «все безответны»).
Почему они не приняли вызов царя? (Они не трусы, они видят каприз царя)
В этот момент «смиренно и дерзко вперед» вышел паж. Почему он это сделал? (Он смел, ему хочется отличиться.)
Обратите внимание на его приготовления к броску в море. (Он не спешит, молча подходит)
Представьте, что чувствовал мальчик?
Что было причиной страха? Назовите морских чудовищ, увиденных юношей. («Млат водяной» — рыба молот, «однозуб», «уродливый скат», «мокой ненасытный» — вид морских акул, «стоногое»).
Природа бушует, пучина морская бунтует, клокочет. Зачитайте описание морской пучины, в которую брошен кубок.
С чем сравнивает он эти явления? (С грозой)
Бездна поглотила юношу. Но что происходит? Что помогает ему? (Паж спасается, ему помогла молитва).
«Но Богу молитву тогда я принес,
И он мне спасителем был..»
Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря? (Страшным)
А каким он показался царю? (Чудесным) Почему?
Но царь глух к переживаниям пажа, поэтому и посылает его в бездну морскую во второй раз - на верную смерть. Даже просьба дочери не изменила его царского решения.
Вывод: мы видим, что упоение властью и самодурство движет царем.
Сколько и какие награды обещал он, призывая на новый подвиг? (перстень с алмазом, дочь в жены)
Какая из наград была юноше дороже? (Теперь для него это дело чести, он видит, что переживает она и радостный кинулся в волны).
Можем ли мы его поступок назвать подвигом? (Да, это самоотверженный, смелый поступок, это подвиг )
Вывод. Читателю не понятно, что именно побудило его кинуться в воду: тайная страсть к дочери царя, желание быть богатым и знаменитым или же попытка доказать самому себе, на что он способен. Так называемый юношеский максимализм.
Смысл баллады заключается в том, что не стоит испытывать свою судьбу, насколько бы она благосклонной не была раньше. В любых поступках должен присутствовать здравый смысл.
VII. Рефлексия
Как автор относится к происходящему? (Чувства переполняют его, он бунтует против несправедливости) А как Вы относитесь?
Вы бы могли поступить так, как поступил паж?
Какого человека Вы считаете рыцарем?
Есть ли в нашем современном мире «рыцари»? Кого Вы можете привести в пример?
- Подтверждением тому является подвиг, который совершил Алдар Цыденжапов — герой России. Своим самоотверженным действием в экстремальной ситуации он поставил себя в один ряд с теми, кто защищал нашу страну во время многочисленных войн и в мирное время. 4 августа 1991 в далёком посёлке Агинское Агинского Бурятского автономного округа в семье работника МВД и медсестры из детского сада Батора и Билигмы Цыденжаповых родился мальчик Алдар.
24 сентября 2010 года весь экипаж — 300 человек — был на борту, до выхода в море оставались считанные часы. Машинист котельной команды Алдар Цыденжапов нёс вахту согласно боевому расписанию.
В 4:03 неожиданно раздался тонкий свист, а затем хлопок: в машинном отделении прорвало находившийся под давлением топливный трубопровод. На его глазах попавшее на светильник горючее вспыхнуло, и машинное отделение эсминца «Быстрый» превратилось в просторную камеру сгорания.
Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он понимал, чем грозит экипажу и судну взрыв двух котлов с перегретым паром.Он отлично знал своё рабочее место.Алдар Цыденжапов пошёл в огонь и перекрыл вентили, которые должен был перекрыть.
Павел Осетров, матрос эсминца «Быстрый» — Он последний выходил, потому что нелегко этот клапан крутится. Там давление воды давит. И сложновато, усилия надо. До сих пор всё это в голове крутится. Этот весь пожар, эти действия наши. Потом он в медблоке говорил «Мне до дома два месяца осталось».
Около девяти секунд Алдар находился в очаге пожара. После устранения утечки матрос смог самостоятельно выбраться из охваченного пламенем отсека, получив сильнейшие ожоги, несовместимые с жизнью. Его героические усилия привели к своевременному отключению энергоустановки эсминца, которая в противном случае могла взорваться.Он сделал своё дело как надо и вышел из горящего отсека. Вышел сам. С ожогом 99,5 процентов поверхности тела.
Алдар стал первым матросом надводного флота, который получил золотую звезду Героя уже после Великой Отечественной войны. И память о его подвиге, говорят командиры, будет передаваться от призыва к призыву, от экипажа к экипажу.
Теперь вы знаете, кем был Алдар Цыденжапов — герой России, который в свои неполные 20 лет пожертвовал жизнью, чтобы спасти сослуживцев и боевой корабль. Он был единственным, кто в мирное время в надводных силах ВМФ РФ был удостоен звания Героя России.
VIII. Рефлексия
- Вот и подошел к концу наш урок, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если «да» покажите солнышко, если «нет»- тучку. Спасибо, ребята. На уроке вы активно работали. Я с удовольствием ставлю вам пятерки и четверки.
IX.Домашнее задание: подготовиться к тестированию по произведению В.А. Жуковского «Кубок»