СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: «В Александрии Египетской»

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся систорией александрии египетской

Просмотр содержимого документа
«: «В Александрии Египетской»»

Тема урока: «В Александрии Египетской»



Учебный предмет:История древнего мира

Класс: 5в

Тип урока: «открытие» нового знания


Педагогические цели:

- способствовать определению последствий завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского;

- создать условия для развития умения характеризовать достижения эллинистической культуры, созданной благодаря объединению культур греков и других народов.


Планируемые результаты:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


Личностные результаты:

- проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира.


Регулятивные универсальные учебные действия

• целеполагание;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


Коммуникативные универсальные учебные действия

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;


Познавательные универсальные учебные действия

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять сравнение;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;


Оборудование:

1. Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира, М.: Просвещение, 2015

2. Карты «Распад державы Александра Македонского», «Персидская держава в VI веке до н.э.»

3. Контурная карта

4. План-схема городов Афин и Александрии

5. Исторические источники: Страбон «География», «Из истории древних библиотек»

6. Видеофрагмент «Александрийский маяк»

7. Инструктивная карта обучающегося

8. Проверочный тест


Литература:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира, М.: Просвещение, 2008

История древнего мира. 5 класс. Поурочные планы (по учебнику А.А. Вигасина, Г.и. Годера, И.С. Свенцицкой), Волгоград, 2003

Контрольно-измерительные материалы. История древнего мира: 5 класс, М.: ВАКО, 2011

Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя, М.: Просвещение, 1991



Ход урока

1. Организационный момент


2. Этап мотивации

Вопрос: «Какая связь между этим бюстом и картой?» (Бюст Александра Македонского, карта – его завоевания)

На прошлом уроке мы завершили и обобщили с Вами тему «Македонские завоевания в 4 в. до н.э.». Давайте вспомним, что нам известно.


Задание «Дополните предложения»:

1. ______ – маленькая горная страна, расположенная на севере _______ полуострова.

2. _______ – правитель ______, продолживший дело своего отца ______ .

3. ________ основывал ________, называя их в свою _____.

4. Перечислите эти города: (учебник, карта, с. 204) Александрия Египетская, Александрия, Александрия Ариана, Александрия Эсхата, Александрия Арахосия, Александрия Опиана

5. Крупнейшим городом Восточного Средиземноморья стала ___________.


Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока

Тема урока «В Александрии Египетской»


Формулировка целей урока

Изучая эту тему,

Мы познакомимся…

Мы научимся… (работать с картой, выбирать главное, делать выводы по источникам…)



План урока

  1. Распад державы Александра Македонского

  2. Александрия Египетская

А) В александрийском порту

Б) На улицах и площадях Александрии

В) В александрийском Музее


Обратите внимание: Средиземноморье, эллинистические государства, культура, музей, музы


Изучение первого вопроса плана

«Распад державы Александра Македонского»


3. Этап актуализации и пробного учебного действия


Задание 1. Прочитайте §43, п.1 и выполните задание:

  1. Вспомните определение термина «держава» (с. 85; Держава – большое и сильное государство)

  2. С какими державами Вы уже знакомы? (Ассирийская, Персидская, Македонская)

  3. Сравните державу Александра Македонского (карта с. 211) с державой персидского царя Дария I (см. карту на стр. 91). Сделайте выводы.

  4. Что произошло с державой Александра Македонского после его смерти? Почему?

  5. Когда распалась держава Александра Македонского? (в начале 3 в. до н.э.)

  6. Какие государства стали главными? (Египетское, Македонское и Сирийское)


Задание 2. Задача на счет лет в истории.

Давайте уточним дату в начале 3 в. до н.э. Известно, что борьба между полководцами, велась в течение 40 лет. Когда же распалась держава Александра Македонского? Какая дата необходима для решения задачи? 323г. до н.э.- смерть А. Македонского. Ответ: примерно в 283 году до н.э.


Задание 3. Контурная карта (дифференцированное задание)

«3»

С помощью карты на с. 211

1. Обведите границы державы А. Македонского

2. Напишите названия главных государств после распада державы Александра Македонского

«4»

1. Обведите границы державы А. Македонского

2. Напишите названия главных государств после распада державы Александра Македонского

«5»

1. Обведите границы державы А. Македонского

2. Напишите названия главных государств после распада державы Александра Македонского

3. Закрасьте кружочек, обозначающий город, в котором умер А. Македонский. Обозначьте город первой буквой его названия

4. Закрасьте кружочек, обозначающий основанный Александром город, ставший крупнейшим городом Восточного Средиземноморья. Обозначьте город первой буквой его названия

5. Напишите название рек, протекающих в Египте, Междуречье, Индии.


Обратить внимание:

Средиземноморье – общее название стран, расположенных по берегам Средиземного моря

Эллинистические государства – государства, находившиеся под влиянием греческой культуры

3 в. до н.э. – распад державы Александра Македонского


4. Этап выявления места и причины затруднения


Учитель: Держава распалась. Однако память об А. Македонском сохранилась. В том числе и в названиях городов. Крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья стала Александрия Египетская. Она была основана в 332-331 гг. до н.э. в дельте Нила и стала столицей в период правления Птолемеевской династии.


Давайте выдвинем гипотезу (проблемный вопрос урока): «Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр своего времени»


Учитель: В чем могут возникнуть наши трудности? (знаем, что такое торговля, но не знаем, что такое культура)


Учитель: А что же такое культура? Обратимся к словарю С.И. Ожегова


Запись в тетрадь:

Культура – совокупность достижений человечества



5. Этап построения проекта выхода из затруднения

- работа с историческими источниками;

- работа с учебником;

- видеосюжет;

- групповая работа.


6. Этап реализации построенного проекта


Изучение второго вопроса плана

«Александрия Египетская. В александрийском порту»


Задание 4. Работа с историческим документом (Страбон. География. , 7–9).

1. Прочитайте отрывок из «Географии» Страбона.

2. Ответьте на вопрос: «Что, по мнению Страбона, позволило Александрии стать столицей»?

Страбон. География. , 7–9

…Кроме тех богатств, которые привозят в гавань с обеих сторон, здесь замечательная мягкость воздуха, которая является последствием омывания области двумя морями и благотворного разлития Нила; между тем другие города, построенные на озерах, имеют в летнюю жару тяжелый и удушливый воздух, потому что на краях озер образуются вследствие испарений от солнечного жара болота… В Александрии, напротив, Нил, наполняясь с началом лета, наполняет и озеро, не допуская образования болот, которые могли бы произвести вредные испарения. Вместе с тем дуют там в то же время и пассатные ветры, благодаря чему александрийцы очень приятно проводят лето…

…Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него…

Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробе; теперешней гроб стеклянный, а Птолемей положил его в золотой…


Таким образом,

1. Выгодное географическое положение

2. Украшения города царями

3. Похоронен А. Македонский

позволило Александрии стать столицей Египетского государства после распада державы А. Македонского и превратиться в крупнейший торговый порт.


Задание 5.

1. Прочитайте текст на с. 209 (абзац 2,3) и найдите доказательства:

- Александрия – крупнейший торговый центр (что ввозили и что вывозили из Египта).

- Александрия – крупнейший культурный центр (царский дворец).


Учитель: В Александрии есть еще одно обстоятельство, которое одновременно способствовало развитию торговли, а с другой стороны – являлось культурным достижением, которое относят к одному из 7 чудес Света.

Вопрос: «Какие чудеса света Вам уже известны»? (египетские пирамиды, висячие сады Вавилона).

Учитель: Какое же чудо света появилось в Александрии Египетской? На этот вопрос нам поможет ответить мудрая сова.


Задание 6. Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы:

1. О каком чуде света идет речь?

2. Почему его называют чудом света?

3. Для чего он был нужен?

4. На какое расстояние освещал он путь?

5. Что стало с этим чудом света?


Просмотр видеосюжета «Александрийский маяк» (1.58-3.22)


Запись в тетрадь:

Александрийский (Фаросский) маяк - одно из чудес света. Строитель - Сострат Книдский.


Вопрос: Слова «фара» произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова? (На острове был построен маяк, который освещал путь кораблям, фары освещают путь машине)


Вопрос: Когда бы сооружен Александрийский маяк, царь Египта Птолемей приказал написать на нем свое имя. Строивший маяк архитектор Сострат начертал царское имя на покрывавшей каменную стену маяка непрочной штукатурке. А под ней на самой стене выбил собственное имя. Почему он так поступил?


Изучение второго вопроса плана

«Александрия Египетская. На улицах и площадях». В александрийском музее»


Групповая работа


1 группа. Прочитайте § 43, п. 3. Сравните планы г. Афин (с.173) и г. Александрии (с.208).

1. В чем Вы видите различия в планировке?

2. Какие объекты есть на плане Афин и Александрии?

3. Какие культурные объекты есть на плане Афин и Александрии? Для чего они предназначены?


2 группа. Прочитайте §43, п.4

1. Подумайте, почему александрийский музей и музеи наших дней называют одним и тем же словом. В чем между ними сходство и различия?

2. Назовите имена ученых, чем они прославились?

Запись в тетрадь:

Музей – место, где обитают музы

Музы – «мыслящие»


Мельпомена – муза трагедии

Терпсихора – муза танца

Клио – муза истории

Эрато – музы любви и любовной лирики

Эвтерпа – муза музыки

Каллиопа – муза эпической поэзии

Полигимния – муза священных гимнов

Талия – музы комедии

Урания - муза астрономии и звездного неба


Аристарх Самосский – гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца

Эратосфен – возможность кругосветных путешествий

Евклид – развитие математики (знаменитая книга «Начала» - учебник геометрии на тысячи лет)


3 группа. Прочитайте исторический документ (с. 210) «Из истории древних библиотек» и ответьте на вопросы:

1. Почему так поступил Птолемей?

2. С какой библиотекой мы уже знакомились? Из чего были книги, собранные в той библиотеке?

3. Из чего были книги, хранившиеся в Александрийской библиотеке?

4. Новый материал для письма? Где он возник? В чем его преимущества?


7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Обратите внимание: Средиземноморье, эллинистические государства, культура, музей, музы


8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Проверочный тест

1. Держава А. Македонского распалась в:

а) 3 в. до н.э.; б) 4 в. до н.э.; в) 3 в. н.э.?

2. Крупнейшее государство Восточного Средиземноморья, образовавшееся после распада державы А. Македонского:

а) Афинское; б) Египетское; в) Ассирийское?

3. Одно из семи чудес света, расположенное в Александрийской бухте:

а) музей; б) храм Зевса; в) маяк?

4. На каком острове располагалось это чудо света:

а) Фарос; б) Крит; в) Кипр?

5. Самая знаменитая библиотека Восточного Средиземноморья, насчитывающая в своих хранилищах более 700 тысяч папирусных свитков:

а) Афинская; б) Пергамская; в) Александрийская?

6. Впервые высказал гениальную идею о вращении Земли вокруг Солнца:

а) Аристарх Самосский; б) Эратосфен; в) Евклид?

7. Муза – покровительница истории:

а) Терпсихора; б) Талия; в) Клио?

8. Кому принадлежат слова: «Государь, к науке геометрии нет царской дороги!»:

а) Аристарху Самосскому; б) Эратосфену; в) Евклиду?

9. Сколько было Муз:

а)10; б) 9; в)5?

10. Тонко выделанная кожа молодых животных, служащая материалом для письма:

а) береста; б) бумага; в) пергамент?


9. Этап включения в систему знаний и повторения

Подтверждение или опровержение гипотезы (проблемного вопроса урока): «Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр своего времени»


10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их


11. Домашнее задание: §43, понятия; подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Древняя Греция»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!