СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В Александрии Египетской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока: закрепление материала о походе Александра Македонского на Восток .

 Узнать об особенностях Александрии Египетской!

Просмотр содержимого документа
«В Александрии Египетской»

Ход урока .



Тема нашего урока: «В Александрии Египетской»

1слайд. (1 мин.)



Цель урока: формирование представления об Александрии Египетской как центре культуры Древнего Мира.

Задачи: 1) образовательная: учиться лаконично, отвечать на вопросы; 2) развивающая: делать выводы на основе исторических документов; 3) воспитательная: формировать уважительное отношение к культуре и истории зарубежных стран;

1.Орг. момент

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

1.Где прошли самые значимые битвы Александра Македонского и Дария Третьего?

Покажите их на карте

2.Когда начался и когда закончился поход Александра Македонского на восток

3.Почему Александр расправился с жителями Тира?

4.Почему Египет сдался без боя?

5.После какой битвы Персидское царство перестало существовать?

6.Почему Александр отказался от похода в долину Ганга?

7.Найдите города с одинаковыми названиями! Чем это можно объяснить?

ПЛАН

1.РАСПАД ДЕРЖАВЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

2.В АЛЕКСАНДРИЙСКОМ ПОРТУ

3.НА УЛИЦАХ И ПЛОЩАДЯХ

4.В АЛЕКСАНДРИЙСКОМ МУЗЕЕ



2 слайд. (3 мин) РАСПАД ДЕРЖАВЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Начинаем наше путешествие.



Сразу после смерти Александра македонские полководцы стали делить земли, входившие в созданною им державу. Из недавних друзей и боевых соратников они превратились в злейших врагов. Непрерывно воюя, они захватывали друг у друга страны и городов, перекраивая карту Восточного Средиземноморья. На месте державы Александра возникло много государств.

По карте на стр. 211 назовите главные из них!?

(Главных из них были: Египетское, Македонское и Сирийское.)

В этих государствах военачальники Александра провозгласили себя царями. Подобно Александру, они основывали города, в которых поселяли македонских воинов и греков-переселенцев. По греческому образцу в этих городах строили театры, гимнасии, портики. Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.





3слайд. (2 мин.) РАСЦВЕТ АЛЕКСАНДРИИ - ЭПОХА ЭЛЛЕНИЗМА

Расцвет Александрии Египетской и истории Древнего Мира относится к эпохе эллинизма. В. Как вы думаете, от какого слова пошло это название? (От Эллады, так Грецию называли сами греки, а эллинизм – распространение всего греческого на жителей Средиземноморья.)

Перед нами план города Александрии Египетской.стр.208

В . Какой остров защищал подходы к Александрии? (о. Фарос)

В. Кто разметил места будущих площадей, улиц и храмов? (сам Александр)



4 слайд.(2 мин.) ОДНО ИЗ ЧУДЕС СВЕТА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Главным и поражающим взор сооружением на острове Фарос был маяк. Он был признан одним из чудес света.

В. С каким чудом света вы уже знакомились на уроках истории? (египетские пирамиды )

Об этом маяке мы прочитаем с вами в учебнике на странице (208-209)

В .Кто хочет прочитать?

(читаем по книге в Александрийском порту)

Множество торговых кораблей из розных стран прибывало в Александрию. Уже издали, даже в кромешной тьме и в непогоду, моряки видели огромный маяк, расположенный на острове Фарос. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, а маяк указывал вход в гавань. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. Топливо доставляли на осликах по проходящей внутри маяка пологой винтообразной лестнице. С вершины маяка наблюдали за морским простором: не приближается ли вражеский флот. Фаросский маяк был не на много ниже пирамиды Хеопса. Греки называли его одним из чудес света.

Давайте взглянем на это чудо света.

В. Какой современный предмет приобрёл функции Фаросского маяка? (фонарь, фары)

В . Как вы думаете, какое свойство маяка используются в этих предметах?

(Показываю фонарь. Свойство: зеркальное усиление света)

5 слайд. (1 мин.) ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ.

Рядом с гаванью располагался царский дворец. Сейчас мы вместе туда и отправимся. В праздники дворец распахивал свои двери для всех желающих посмотреть его убранство. Жителей Александрии удивляли красивая мебель, всё помещение отделанное мрамором, ковры с вытканными сценами из мифов.

6 слайд.(1 мин.) НА УЛИЦАХ И ПЛОЩАДЯХ ГОРОДА.

Дальше мы идём в путешествие по городу. Улицы и площади Александрии были построены по единому плану, её улицы пересекались под прямыми углами. Главная улица тянулась более чем на шесть километров. Она была вымощена мраморными плитами и настолько широка, что по ней свободно ехало рядом несколько повозок. С утра до вечера улицы и площади были заполнены людьми.

Земледельцы египтяне везли на продажу всё, что у них осталось после сдачи налога в козну. На площадях толпа смотрела на актёров, разыгрывавших смешные сценки. Путешествуем дальше.



7 слайд.(4мин.) В АЛЕКСАНДРИЙСКОМ МУЗЕЕ.

Теперь мы посетим александрийский Музей.

В. Все вы знаете, конечно, что такое музей. Поднимите руку, кто из вас бывал хоть раз в музее? ( дети поднимают руки)

В. В каких музеях вы были?

В. Какие музеи есть в нашем городе? Назовите их.

А что же означает само слово музей? Давайте разберёмся. Музей – это слово означает «место, где обитают музы». В греческой мифологии музы – девять сестёр – богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. Давайте с ними познакомимся. Это: Мельпомена муза трагедии; Эрато-муза любовной поэзии; Эвтерпа-муза лирической поэзии; Каллиопа-муза эпической поэзии;

Клио-муза истории; Полигимния-муза пантомимы и гимнов; Талия-муза комедия; Терпсихора-муза танца; Урания-муза астрономии.

Все эти богини вдохновляли жителей Музея.

Кто же жил в Музее.

(можно задать вопросы о современных музеях, по усмотрению учителя)

8 слайд.(2 мин.) УЧЁНЫЕ В АЛЕКСАНДРИИ.

Обитателями Музея, который занимал целый район, были учёные и поэты, съезжавшиеся сюда из многих стран по приглашению царя Египта. В Музее им представлялось бесплатное жильё, питание, помещения для занятий. Там они могли общаться, делать открытия, делиться своим опытом.

Так, Аристарх Самосский впервые в истории высказал догадку о вращении Земли вокруг Солнца. А географ Эратосфен, зная, что Земля представляет собой шар, предсказал возможность кругосветных путешествий. Жил в Музее и математик Евклид. Он занимался геометрией. Это наука является разделом математики, которая изучает различные фигуры и их свойства.

9 слайд. (2мин.) В АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ.

Теперь  отправимся с вами в александрийскую библиотеку.

В .Вспомните, о чьей библиотеке, вы уже узнали на уроках истории изучая Ассирию? ( библиотека Ашшурбанопала, где было собрано огромное количество глиняных книг)

В александрийской библиотеке было собрано более 700 тысяч папирусных свитков. Её могли посещать все желающие и жители Музея.

В . Кто из вас бывал в библиотеке? Какой?

Давайте узнаем еще об одной библиотеке из нашего учебника стр. 210 (из истории древних библиотек)

В. Что же означает слово «Пергамент»? (тонко выделанная кожа животных)

В. Скажите, от какого слова пошло слово «Библиотека»? (от слова Библия)

В . Что такое Библия? (главная книга православных христиан,)

3. Закрепление

1) Можно ли назвать Александрию научным центром своего времени? Почему?

2) Что способствовало развитию научной школы в Александрии?

3) Кто из учёных жил в Александрии? Чем он знаменит?



Ответы1): Да, можно. В ней была самая большая библиотека, жители Музея изучали разные науки, занимались поэзией и разными искусствами.

2)Царь Египта обеспечивал жителей Музея жильём, питанием, предоставлялись помещения для занятий науками.

3) В Александрии жили Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Подведём итог урока.

2.Домашнее задание: Параграф №43, рабочая тетрадь № 48, № 49.

Учебник «История Древнего мира» 5 класс, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер,

И. С. Свенцицкая.

МОЛОДЦЫ!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!