Алгоритм постановки разделительного вопроса
(tag-question / disjunctive question).
Вопрос с «хвостиком» - без проблем!
Приступая к объяснению данной темы, рассказываю ученикам о том, что мы будем учиться задавать необыкновенный вопрос. Называется он «разделительный» или « tag-question», т.е. «вопрос с хвостиком». А ещё его называют «polite-question», то есть «вежливый вопрос».
В английском языке существуют разные типы вопросов, но один из них можно назвать исключением. Речь пойдёт о разделительном вопросе.
Далее объясняю, что разделительные вопросы состоят из двух частей. Первая часть – повествовательное предложение в своей первоначальной форме, а вот вторая часть - и есть короткий вопрос «tag», который будет у каждого предложения свой собственный. Однако, переводиться на русский язык вторая часть вопроса будет всегда одинаково: не так ли?, не правда ли? Например: You are going to Moscow, aren`t you? ( Вы отправляетесь в Москву, не так ли?) She doesn’t like coffee, does she? ( Она не любит кофе, не правда ли?) Мы видим, что разделительные вопросы ничего не разделяют, а лишь подтверждают или опровергают сказанное.
Процесс создания разделительного вопроса является сложной задачей для учащихся, так как в каждом предложении будет свой «tag». Чтобы не происходило путаницы, я изобрела алгоритм. Мои ученики задают разделительный вопрос по действиям. Мы как бы решаем математическую задачу, в которой нельзя менять действия местами. На первый взгляд процесс создания вопроса может показаться затянутым, так как действий много. Однако это не так. Учащиеся, следуя алгоритму, очень быстро и грамотно справляются с постановкой разделительного вопроса. Награда для учителя – всегда лес рук!
Итак, необходимо поставить вопрос к предложению She is a very good musician. Будем пользоваться алгоритмом.
1 действие. Переписываем повествовательное предложение без каких-либо изменений.
She is a very good musician
2 действие. В конце списанного предложения ставим запятую « , »
She is a very good musician,
3 действие. Над подлежащим и сказуемым чертим стрелочку по направлению к центру предложения. По ходу стрелки нумеруем слова: подлежащее будет под №1, а сказуемое - под №2.
1 2
She is a very good musician,
4 действие. Будьте внимательны! В конце предложения над предполагаемым «хвостиком» чертим стрелочку по направлению к середине предложения. Начало стрелочки будет под №1, а продолжение – под №2. Сразу ставим вопросительный знак (определяем границу предложения), так как учащиеся очень часто допускают ошибку и пишут вспомогательный глагол после местоимения.

1 2
2 1
She is a very good musician, ……………… ?
5 действие. Местоимение с первого места вначале предложения переносим на первое место с конца предложения. Вспомогательный глагол со второго места вначале предложения переносим на второе место с конца предложения.
1 2 2 1

She is a very good musician, is… she?
6 действие. Далее напоминаю, что первая часть разделительного вопроса – повествовательное предложение, которое может быть как положительным, так и отрицательным. От этого и будет зависеть вторая часть вопроса. Здесь срабатывает ПРАВИЛО МАГНИТА «+ ; - » или «- ; +». Следовательно – «уравновешиваем» обе части вопроса. Сразу обращаю внимание школьников на то, что частица «not» будет всегда в сокращённом виде «n`t».

1 2 + 2 - 1
She is a very good musician, isn`t she ?
Сразу же привожу противоположный пример и прошу быть особо внимательными с «tag».

1 2 - 2 + 1
She isn`t a very good musician, is she ?
После ряда простых тренировочных упражнений объясняю: на первом месте может стоять имя собственное или любое существительное, но надо помнить, что в «хвостике» будет только местоимение, которым необходимо заменить данное слово. Например:
Robin is going to the USA.
Robin is going to the USA, isn`t he? «Robin» меняем на местоимение «he».
The flowers are beautiful.
The flowers are beautiful, aren`t they? «The flowers» – «they».
На следующем этапе обращаю внимание учащихся на то, что предложение, содержащее слова neither (ни один), no (никакой), none, no one, nobody (никто), nothing (ничто) является отрицательным, а значит «хвостик» у него будет положительным.
Nobody went to the disco yesterday, did they? Необходимо сказать, что слова, имеющие во второй части –body, -one (например: anybody, someone) в «хвостике» будут представлены местоимением they,
а слова имеющие –thing (nothing), будут представлены местоимением it.
Отвечая на вопросы преподавателя, учащиеся легко делают вывод о том, что в «хвостике» необходимо употреблять только вспомогательный глагол, а не смысловой.
Everything was correct, wasn`t it?
Something should be done, shouldn`t it?
Далее необходимо обратить внимание учащихся на то, что в образовании второй части разделительного вопроса участвуют: глагол to be (is/are, was/were), модальные глаголы can, may, must, а также вспомогательные глаголы have/had, shall/should, will/would, do/did. В этой части имеет место целый ряд тренировочных упражнений.
Kate can`t speak French, can she?
You can trust me, can`t you?
My granny played tennis, didn`t she?
Jane didn`t come to the cinema, did she?
Children don`t like porridge, do they?
You start your homework at 4 p.m., don`t you? И так далее.
Обязательно обращаю внимание учащихся на важное исключение: если предложение начинается словами I am, то в вопросе прозвучит aren`t I, т.е. слово «am» необходимо заменить на «are» в отрицательной форме, т.е. «aren`t».
Образовывая разделительный вопрос по алгоритму, учащиеся легко определяют его вторую часть – «tag».
С удовольствием могу сказать, что моим ученикам покорился трудный разделительный вопрос!