СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Ф. Тендряков "Хлеб для собаки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по произведению В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки"

Просмотр содержимого документа
«В.Ф. Тендряков "Хлеб для собаки"»

Владимир Фёдорович Тендряков «Хлеб для собаки»

Владимир Фёдорович Тендряков

«Хлеб для собаки»

Владимир Фёдорович Тендряков родился в деревне Макаровская Вологодской области 5 декабря 1923 года. Его мать была домохозяйкой, а отец – народным судьей, который позже занял пост прокурора.  В конце 1930-х годов семья переехала в поселок Подосиновец Кировской области. Вскоре отца забрали на фронт, откуда он не вернулся.

Владимир Фёдорович Тендряков родился в деревне Макаровская Вологодской области

5 декабря 1923 года.

Его мать была домохозяйкой, а отец – народным судьей, который позже занял пост прокурора.

В конце 1930-х годов семья переехала в поселок Подосиновец Кировской области. Вскоре отца забрали на фронт, откуда он не вернулся.

В конце 1941 года Владимира Фёдоровича призвали в армию и направили на обучение. Летом следующего года младший сержант-радист отправился на фронт, где был дважды ранен. Вернувшись домой инвалидом, он работал учителем в школе, а затем стал секретарем местного райкома комсомола.
  • В конце 1941 года Владимира Фёдоровича призвали в армию и направили на обучение. Летом следующего года младший сержант-радист отправился на фронт, где был дважды ранен. Вернувшись домой инвалидом, он работал учителем в школе, а затем стал секретарем местного райкома комсомола.
В 1945 году Тендряков уехал в Москву , где поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Проучившись один курс, он перевелся в Литературный институт , который позже успешно окончил.
  • В 1945 году Тендряков уехал в Москву , где поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Проучившись один курс, он перевелся в Литературный институт , который позже успешно окончил.
Творческий дебют Тендрякова состоялся в 1947 году, когда в «Альманахе молодых писателей» появился его рассказ «Дела моего взвода» . Позже его работы печатались на страницах «Смены» и «Огонька». В свободное время автор писал статьи для журналов, но с 1955 года полностью посвятил себя творчеству.
  • Творческий дебют Тендрякова состоялся в 1947 году, когда в «Альманахе молодых писателей» появился его рассказ «Дела моего взвода» . Позже его работы печатались на страницах «Смены» и «Огонька». В свободное время автор писал статьи для журналов, но с 1955 года полностью посвятил себя творчеству.
В середине 1960-х годов Владимир Фёдорович стал членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».

В середине 1960-х годов Владимир Фёдорович стал членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».

Он умер 3 августа 1984 года и был похоронен на Кунцевском кладбище.

Он умер 3 августа 1984 года и был похоронен на Кунцевском кладбище.

Рассказ «Хлеб для собаки» был написан в 1969-1970 годах  В его основу легли воспоминания писателя, детство которого пришлось на тяжёлый послереволюционный период. Это было жестокое, немилосердное время, которое Тендряков показал сквозь призму детского восприятия. Впервые рассказ был опубликован в 1988 году в журнале «Новый мир» (№ 3)

Рассказ «Хлеб для собаки» был написан в 1969-1970 годах

  • В его основу легли воспоминания писателя, детство которого пришлось на тяжёлый послереволюционный период. Это было жестокое, немилосердное время, которое Тендряков показал сквозь призму детского восприятия. Впервые рассказ был опубликован в 1988 году в журнале «Новый мир» (№ 3)
События происходят летом 1933 года. В небольших посёлках стали появляться раскулаченные зажиточные крестьяне, так называемые куркули , сосланные в Сибирь, но так и не добравшиеся до места назначения Кула́к (Куркуль) — обозначение в дореволюционной России и в СССР зажиточных крестьян (часто не занимавшихся лично физическим трудом, использующих труд наёмных рабочих В царской России к кулакам было негативное отношение. В конце 1920-х — 1930-е годы в рамках коллективизации в СССР было проведено раскулачивание -принудительное изъятие собственности у зажиточных крестьян, сопровождающееся в ряде случаев ссылкой раскулаченных в малонаселённые территории Советского Союза
  • События происходят летом 1933 года. В небольших посёлках стали появляться раскулаченные зажиточные крестьяне, так называемые куркули , сосланные в Сибирь, но так и не добравшиеся до места назначения
  • Кула́к (Куркуль) — обозначение в дореволюционной России и в СССР зажиточных крестьян (часто не занимавшихся лично физическим трудом, использующих труд наёмных рабочих В царской России к кулакам было негативное отношение. В конце 1920-х — 1930-е годы в рамках коллективизации в СССР было проведено раскулачивание -принудительное изъятие собственности у зажиточных крестьян, сопровождающееся в ряде случаев ссылкой раскулаченных в малонаселённые территории Советского Союза
Историческая справка Было раскулачено около 600 000 семей. Голод охватил, по признанию Сталина, от 25 до 30 млн. человек. В период голодомора (1932-1933 годы) по разным данным умерло от 8 до 10 млн. человек.

Историческая справка

  • Было раскулачено около 600 000 семей.
  • Голод охватил, по признанию Сталина, от 25 до 30 млн. человек.
  • В период голодомора (1932-1933 годы) по разным данным умерло от 8 до 10 млн. человек.
« Лето 1933 года. У прокопчённого, крашенного казённой охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной берёзовый скверик. В нём прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми. »
  • « Лето 1933 года. У прокопчённого, крашенного казённой охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной берёзовый скверик. В нём прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми. »
«Истощённых — кожа и кости — у нас стали звать шкилетниками , больных водянкой — слонами »
  • «Истощённых — кожа и кости — у нас стали звать шкилетниками , больных водянкой — слонами »

Проблематика Совесть человека Голод как нравственная проблема Жестокость общества, бесчеловечное отношение к ссыльным

Проблематика

Совесть человека

Голод как нравственная проблема

Жестокость общества, бесчеловечное отношение к ссыльным

  Совесть – чувство нравственной ответственности за свои поступки перед окружающими.   «Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым.» «Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму.» «Не разумом, а чутьём я тогда осознал: благородное намерение - разломи пополам свой хлеб насущный, поделись с ближним - можно свершить только тайком от других, только воровски!»

Совесть – чувство нравственной ответственности за свои поступки перед окружающими.

  • «Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым.»
  • «Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму.»
  • «Не разумом, а чутьём я тогда осознал: благородное намерение - разломи пополам свой хлеб насущный, поделись с ближним - можно свершить только тайком от других, только воровски!»
«Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть .»

«Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть .»

Ключевые эпизоды Разлитое молоко. Упавший хлеб в школьном классе. Разговор Дыбакова с умирающим. Поиск «самого голодного». Встреча с собакой.

Ключевые эпизоды

  • Разлитое молоко.
  • Упавший хлеб в школьном классе.
  • Разговор Дыбакова с умирающим.
  • Поиск «самого голодного».
  • Встреча с собакой.
«Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твоё горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй моё горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества»
  • «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твоё горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй моё горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!