Владимир Фёдорович Тендряков
«Хлеб для собаки»
Владимир Фёдорович Тендряков родился в деревне Макаровская Вологодской области
5 декабря 1923 года.
Его мать была домохозяйкой, а отец – народным судьей, который позже занял пост прокурора.
В конце 1930-х годов семья переехала в поселок Подосиновец Кировской области. Вскоре отца забрали на фронт, откуда он не вернулся.
- В конце 1941 года Владимира Фёдоровича призвали в армию и направили на обучение. Летом следующего года младший сержант-радист отправился на фронт, где был дважды ранен. Вернувшись домой инвалидом, он работал учителем в школе, а затем стал секретарем местного райкома комсомола.
- В 1945 году Тендряков уехал в Москву , где поступил на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Проучившись один курс, он перевелся в Литературный институт , который позже успешно окончил.
- Творческий дебют Тендрякова состоялся в 1947 году, когда в «Альманахе молодых писателей» появился его рассказ «Дела моего взвода» . Позже его работы печатались на страницах «Смены» и «Огонька». В свободное время автор писал статьи для журналов, но с 1955 года полностью посвятил себя творчеству.
В середине 1960-х годов Владимир Фёдорович стал членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».
Он умер 3 августа 1984 года и был похоронен на Кунцевском кладбище.
Рассказ «Хлеб для собаки» был написан в 1969-1970 годах
- В его основу легли воспоминания писателя, детство которого пришлось на тяжёлый послереволюционный период. Это было жестокое, немилосердное время, которое Тендряков показал сквозь призму детского восприятия. Впервые рассказ был опубликован в 1988 году в журнале «Новый мир» (№ 3)
- События происходят летом 1933 года. В небольших посёлках стали появляться раскулаченные зажиточные крестьяне, так называемые куркули , сосланные в Сибирь, но так и не добравшиеся до места назначения
- Кула́к (Куркуль) — обозначение в дореволюционной России и в СССР зажиточных крестьян (часто не занимавшихся лично физическим трудом, использующих труд наёмных рабочих В царской России к кулакам было негативное отношение. В конце 1920-х — 1930-е годы в рамках коллективизации в СССР было проведено раскулачивание -принудительное изъятие собственности у зажиточных крестьян, сопровождающееся в ряде случаев ссылкой раскулаченных в малонаселённые территории Советского Союза
Историческая справка
- Было раскулачено около 600 000 семей.
- Голод охватил, по признанию Сталина, от 25 до 30 млн. человек.
- В период голодомора (1932-1933 годы) по разным данным умерло от 8 до 10 млн. человек.
- « Лето 1933 года. У прокопчённого, крашенного казённой охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной берёзовый скверик. В нём прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми. »
- «Истощённых — кожа и кости — у нас стали звать шкилетниками , больных водянкой — слонами »
Проблематика
Совесть человека
Голод как нравственная проблема
Жестокость общества, бесчеловечное отношение к ссыльным
Совесть – чувство нравственной ответственности за свои поступки перед окружающими.
- «Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым.»
- «Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму.»
- «Не разумом, а чутьём я тогда осознал: благородное намерение - разломи пополам свой хлеб насущный, поделись с ближним - можно свершить только тайком от других, только воровски!»
«Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть .»
Ключевые эпизоды
- Разлитое молоко.
- Упавший хлеб в школьном классе.
- Разговор Дыбакова с умирающим.
- Поиск «самого голодного».
- Встреча с собакой.
- «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твоё горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй моё горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества»