Посмотрите на слайд и отгадайте зашифрованное мной слово. Послушайте восточную притчу Мастер- учитель Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Кто решал судьбу бабочки? Был ли ученик свободен в своем выборе? Как вы думаете, что ответил Мастер ученику? Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Все в твоих руках» Ребята, как вы поняли слова Мастера? (Ответы учащихся). Человек всегда может сделать выбор Всем нам постоянно приходится делать выбор. Чаще мы делаем его неосознанно, к примеру, когда решаем – выпить чай или кофе, или – пойти спать либо посидеть за компьютером чуть-чуть. Более сложный выбор заставляет нас немного задуматься, а по-настоящему сложный выбор, бывает, становится серьезной задачей, требующей серьезных размышлений. Выбор бывает разным, и мы делаем его по-разному либо отказываемся выбирать вовсе. Но отказ от выбора – это тоже выбор. Альберт Камус сказал: «Жизнь есть сумма всех ваших выборов». | Это слово - «выбор» |
- Посмотрите внимательно на картинки и отметьте разные виды выбора. Самый простой выбор – это выбор предметов. - Какой вопрос мы задаем себе? Более сложный касается нас самих. Как поступить, чтобы быть счастливым? – вот на какой вопрос отвечает человек при таком выборе - Как вы думаете, какая черта характера мешает человеку принимать быстро решения, «Ничто так не изнуряет как нерешительность, и ничто так не бесполезно» (Бертран Рассел). Вот с такой чертой характера необходимо начать бороться как можно раньше. И сегодня мы об этом на уроке поговорим. Это бывает сделать очень сложно. Нужно учиться делать выбор, ведь от нашего выбора очень часто зависит наша судьба. А как? Есть более решительные люди, которым это делать легче, а есть люди менее решительные. - Поднимите руку, кто считает себя человеком решительным, быстро принимающим правильные решения? - Как вы думаете, кто или что может нас научить выбирать? И… литература. Почему, как вы думаете? Очень часто от нашего выбора зависит наша жизнь. И поэтому лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. В этом заключается человеческая мудрость. Выбор своего пути зависит от благополучия других людей, например: если я выдам друга, друг обидится, но я поступлю честно. Если не выдам, то сохраню с другом хорошие отношения, но поступлю бесчестно. Что выбрать? Такой выбор называется нравственным, так как он касается выбора между нравственными ценностями, т.е. ценностями, которые помогают жить в обществе, не причиняя зла другим, и их противоположными понятиями. Назовите антонимы к следующим существительным - Какие из названных понятий будут являться нравственными ценностями? Почему? - Нравственный выбор – это выбор между … (дополните) …. Нравственный Выбор- это выбор, направленный во благо другого человека НВ- выбор между добром и злом. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом. | 1. Выбор предметов (яблоки, кексы, портфель, ёлки, фрукты в магазине, фастфуд); 2. Выбор ответов в тесте, где нужны знания; 3. Личный выбор (выбор профессии, дороги, увлечения) Какой предмет выбрать? - Нерешительность - Родители, жизненный опыт - В произведениях автор говорит о своем опыте Направо поедешь – коня потеряешь, налево – женатым будешь, прямо поедешь – погибнешь (личный выбор) Выбор жизненного пути для себя. Как поступить? – вот какой вопрос стоит перед героями картинок. Не выбор предмета, а выбор осознанного действия в центре внимания героев данных картинок. Добро-зло Сострадание, милосердие - бесчувственность Честность – бесчестие, обман Верность – предательство Уважение к старшим – неуважение Трудолюбие – безделие Терпение – нетерпимость Справедливость – несправедливость - Доброта, справедливость, милосердие, правдивость и т.д. - Нравственные ценности - это моральные законы, которые позволяют людям жить вместе без конфликтов. - Добром и злом, правдой и ложью… |
А сейчас мы обратимся за помощью к писателям, людям умным, тонким, знающим. Мы будем учиться у них делать правильный выбор. А учиться будем на ошибках героев их произведений. -Вспомните, какие произведения мы изучали на предыдущих уроках, кто авторы рассказов, о каком времени идет в них речь? - Что объединяет эти рассказы? Кто является главными героями рассказов? Какое историческое время описывается в рассказах? - Произведения, написанные в каком веке, в центре нашего внимания сегодня? - Подумайте, как я сформулировала тему урока. Какое слово является ключевым? - А какую задачу мы сегодня на уроке перед собой поставим? - Как вы думаете, почему я использовала в формулировке темы слово «проблема»? | «Конь с розовой гривой» В.Астафьева, «уроки французского» В.Распутина и «Хлеб для собаки » В.Тендрякова. Их объединяет то, что герои – подростки, которые делают в жизни выбор. В рассказах говорится о послевоенном времени, о детях, которым пришлось столкнуться с последствиями войны. 20 век. Проблема нравственного выбора в произведениях 20 века Понять, что такое «нравственный выбор», «моральные ценности»; научиться совершать правильный нравственный выбор Выбор действительно проблема, так как это вопрос, на который люди отвечают по-разному |
А сейчас обратимся к художественным произведениям. Делимся на группы. Каждой группе даны вопросы, которые помогут вам подготовить монологическое высказывание на тему «Нравственный выбор в рассказе…» Вспомним рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» Вспомним рассказ В.Распутина «Уроки французского» В.Тендряков «Хлеб для собаки» Вспомним рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления» (1 ряд) Какое впечатление на вас произвел этот рассказ? Какие эмоции он у вас вызвал? Как относились близкие к болезни бабы Дуни? Пытались ли они ей помочь? Как вы считаете, почему их помощь не приносила бабушке облегчения? Как вы понимаете смысл названия рассказа «Ночь исцеления»? О чьем исцелении идет речь? Как вы думаете, почему мальчик решил помочь бабушке именно таким способом? Почему именно сочувствие помогло мальчику успокоить бабушку? Бывает так, что законы общества идут вразрез с законами морали. Личное дело каждого, как поступить в этом случае. Очень часто, выбирая моральные ценности, человек чем-то жертвует, зато его не грызет совесть. Моральные ценности помогают в жизни исцелить человека, делают нас чуткими, человечными, милосердными. | Вопросы по рассказу «Конь с розовой гривой»: - Кто главный герой рассказа? - Приходилось ли рассказчику совершать нравственный выбор? Перескажите сжато эпизод. - Какими моральными ценностями пренебрег герой? - К чему привел выбор героя и почему? - Как бы вы поступили на месте героя? - Какой урок можно извлечь для себя из этого эпизода? Задание дополнительное - Стоял ли перед бабушкой героя нравственный выбор? - Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему «пряник конем»? Какое качество характера проявила бабушка? Вопросы по рассказу «Уроки французского» Вопросы: - Кто главный герой рассказа? - Приходилось ли рассказчику совершать нравственный выбор? Перескажите сжато эпизод. - Какими моральными ценностями пренебрег герой? - К чему привел выбор героя и почему? - Мог ли герой поступить иначе? - Как бы вы поступили на месте героя? - Чему учит нас данный эпизод? Задание дополнительное - Кому еще в данном рассказе пришлось делать выбор? - Почему учительница решилась играть с учеником на деньги? Какие законы нарушила учительница? Какими моральными принципами руководствовалась Лидия Михайловна? За что ее уволили из школы? - Согласны ли вы с решением директора? Почему? - Какой урок можно извлечь для себя из этого эпизода? Вопросы по рассказу «Хлеб для собаки»: - Кто главный герой рассказа? - Приходилось ли рассказчику совершать нравственный выбор? Перескажите сжато эпизод. -Какова роль начальника станции в сюжете? - Как характеризует героя его поступок? - Какой урок можно извлечь для себя из этого рассказа? -Какие проблемы подымаются в рассказе? Было жаль одинокую бабушку, к которой редко приезжали родные. В своем рассказе Борис Екимов многократно упоминает о ее одиночестве и тревогах, с которыми она не может справиться в одиночку. Также вызвал радость поступок ее внука, ведь именно его понимание и сочувствие помогли бабе Дуне справиться со страхом потерять карточки. Да, родные пытались помочь, они водили ее по врачам, но это не приносило ей облегчения. «Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало»[1]. Бабушке, наверное, нужны были не лекарства, а сочувствие. Именно отсутствие понимания со стороны близких мешало исцелению бабушки. Родные слишком устали, поэтому не были готовы с открытым сердцем помочь бабушке, а она сама во сне каждый раз проживала эти ситуации, не отличая сна от реальности. Думаю, что если бы взрослые смогли также воспринять страдания бабушки, как Гриша, то исцеление произошло бы раньше. Исцелилась не только бабушка, но и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия. После разговора с матерью Гриша сначала хотел поступить грубо, но открыл свое сердце, проявил сочувствие к бабушке. Поэтому произошло исцеление души самого мальчика. Перед нами уже не тот Гриша, который отстранённо воспринимал прошлое («стало думаться об утре, о рыбалке»[1]). Теперь это прошлое вошло в его детскую жизнь, отозвавшись болью в сердце. Он понял, что для остальных война закончилась, а для бабы Дуни она все еще продолжается. Ему стало очень жаль бабушку, он почувствовал ее страх и боль, пропустил через себя. Именно это помогло ему найти путь решения проблемы. Только сочувствие и милосердие могут помочь больной душе обрести покой, только доброе отношение и искреннее желание помочь могут сотворить чудо. Мальчик смог дать бабушке то, в чем она так нуждалась – поддержку близких. Именно эта поддержка и участие были важны, не случайно автор часто употребляет слово «одиночество», характеризуя свою героиню. Нередко доброе слово и участие оказывают исцеляющее действие. |