СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по литературе для 5 класа общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«В.Г. Короленко "В дурном обществе"»


Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока: В.Г. Короленко «В дурном обществе». Семья Тыбурция.

Дата проведения урока:

Класс: 5

ОУ: ГБОУ № 584 «Озерки»

Учитель-предметник: Розова Н.С., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»

УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2010 г.

Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе


Цели для ученика

Обучающие:

продолжить знакомство с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе»; учиться анализировать портретную характеристику героя и определять ее роль в повести; учиться давать сравнительную характеристику героев.


Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения, обогащать словарный запас


Воспитывающие:

воспитывать культуру поведения, умение слушать и слышать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения.

Цели для учителя

Образовательные:

продолжить знакомство учащихся с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе»; формировать умение анализировать портретную характеристику героев и определять ее роль в повести; давать сравнительную характеристику героев.


Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; излагать и аргументировать собственную точку зрения, обогащать и активизировать словарный запас


Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к слову; доброту и чувство сострадания через восприятие художественного произведения

Тип урока


Комбинированный

Форма урока


Традиционная (урок-практикум)

Опорные понятия, термины
Портрет

Портретная характеристика

Сравнительная характеристика героев

Литературный персонаж

Образ

Авторская оценка

Повесть

Новые понятия
Развитие понятия портрет

Развитие понятия портретная характеристика

Развитие понятия сравнительная характеристика героев

Контраст

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание

Прочитать главы VII-VIII повести «В дурном обществе», письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

Индивидуальные задания:
1.Выбрать из повести все упоминания о старом Януше и подготовить выборочный пересказ об этом персонаже.

2.Выбрать из повести все пейзажные зарисовки и подготовить сообщение о роли пейзажа в повествовании.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

2 минуты


Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации

.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Чтение эпиграфа, ответы на вопросы учителя.


Приложение 1


Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу

II. Актуализация знаний


5 минут

Объяснение целеполагания урока.

Организация работы с иллюстративным материалом к повести и таблицей «Портретные характеристики героев» (проверка д/з)


Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока, запись эпиграфа и темы урока в тетрадь.

Рассматривают иллюстрации Фитингофа к повести, зачитывают цитаты из таблицы «Портретные характеристики героев»


Приложение 2


Беседа Иллюстративно-словесный метод.


Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений давать определение литературных понятий

Умение делать сопоставительный анализ

III. Работа по теме урока


1. Работа со справочным материалом

2 минуты

2.Анализ текста повести

10 минут


Организует работу со справочным материалом.

Организует работу по анализу глав повести.

Корректирует выполнение задания

Устанавливает осознанность восприятия.

Работают со словарем литературных терминов.

Выразительно читают отрывки из глав повести.

Дополняют таблицу «Портретные характеристики героев» недостающими цитатами.


Приложение 3

Групповая работа.

Работа со словарями

Фронтальня беседа

Комментированное чтение

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Умение работать со справочным материалом.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Лингво-физкультминутка.

1 минута

Объясняет задание.

Выполняют упражнения.


Приложение 4

Здоровьесбере-гающая технология.



V. Актуализация новых знаний.


1.Практическая работа (составление плана для сравнительной характеристики героев).


2 минуты

2. Самостоятельная

работа в группах (заполнение таблицы)


7 минут


3. Презентация

материала


3 минуты








Устанавливает осознанность восприятия.
Организует деятельность по применению полученных знаний .

Распределяет задания по группам.

Корректирует выплнение заданий

Составление плана для сравнительной характеристики героев.


Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героев» по составленному плану.


Составление монологического высказывания.

.

Приложение 5

Групповая работа.
Практический метод.

Приём познавательной активности через творческое задание.
Самостоятельная работа

Личностные:

самопроверка, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция

Познавательные:

умение структурировать знания;

поиск и выделенте необходимой информации,

анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Умение строить речевое высказывание.


Развитие умения составлять монологическое высказывание,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

Умение делать сопоставительный анализ

VI. Подведение итогов



4 минуты

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в коллективном диалоге.

Приложение 6


Задают вопросы друг другу по теме урока.

Приложение 7

Словесная форма.

Фронтальная беседа


Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

2 минуты

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты



Беседа


Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание.

2 минуты

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.
























Приложение 1


Задание

Прочитать эпиграф.


Эпиграф записан на доске :

Хорошо, что твоя дорога

Пролегла через нашу…


Ответить на вопросы:

  • Кому принадлежат эти слова?

  • Кому они адресованы?

  • Какой смысл Тыбурций Граб вкладывает в слово «дорога»?


Постановка проблемного вопроса:

Почему Тыбурций считал, что встреча с детьми подземелья – это хорошо для Васи?


Приложение 2

Задание

Рассмотреть илюстрации к повести и ответить на вопросы.

  • Кто изображен на иллюстрациях?

  • Какими изобразил героев художник?

  • Как называется изображение внешности героя в художественном произведении?


Задание

Открыть таблицу «Портретные характеристики героев» и зачитать цитаты, с помощью которых автор создает портреты героев.



Имена героев

Портреты героев в цитатах

Чьими глазами дается портрет

Авторское отношение к героям, проявившееся в описание их внешности.

Вася





Валек





Маруся





Соня





Тыбурций






Приложение 4

Задание


Закрыть глаза и представить себя на мгновение среди «серых камней»… рядом с Валеком, Марусей, Тыбурцием...


Приложение 5

Задание

1.Составить план для сравнительной характеристики героев( Валек – Вася, Тыбурций- судья)

2.Заполнить таблицу»Сравнительная характеристика героев» по плану.


Для 1-ой группы

Валек – Вася

Общее

Различное

1

2

3

И т.д.


Для 2 -ой группы

Тыбурций - судья

Общее

Различное

1

2

3

И т.д.




Приложение 6

Задание

Ответить на вопросы учителя.

  • Что такое портрет?

  • Зачем в художественном произведении используются портреты героев?

  • Чьими глазами могут даваться портреты героев?

  • Какую роль сыграли портреты Васи и Валека, Маруси и Сони, Тыбурция в повести?

  • Как изменился Вася после встречи с семьей Тыбурция? Почему он изменился?

  • Почему Тыбурций считал, что встреча с детьми подземелья – это хорошо для Васи?(ответ на проблемный вопрос)


Приложение 7

Задание

Сформулировать и задать любой вопрос по теме своим одноклассникам.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!