Цели для ученика
Обучающие: продолжить знакомство с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе»; учиться анализировать портретную характеристику героя и определять ее роль в повести; учиться давать сравнительную характеристику героев. Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать и аргументировать свою точку зрения, обогащать словарный запас Воспитывающие: воспитывать культуру поведения, умение слушать и слышать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения. | Цели для учителя
Образовательные: продолжить знакомство учащихся с повестью В.Г. Короленко «В дурном обществе»; формировать умение анализировать портретную характеристику героев и определять ее роль в повести; давать сравнительную характеристику героев. Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; излагать и аргументировать собственную точку зрения, обогащать и активизировать словарный запас Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову; доброту и чувство сострадания через восприятие художественного произведения |
Тип урока Комбинированный | Форма урока Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятия, термины Портрет Портретная характеристика Сравнительная характеристика героев Литературный персонаж Образ Авторская оценка Повесть | Новые понятия Развитие понятия портрет Развитие понятия портретная характеристика Развитие понятия сравнительная характеристика героев Контраст |
Формы контроля: Фронтальный опрос Индивидуальная работа | Домашнее задание Прочитать главы VII-VIII повести «В дурном обществе», письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Индивидуальные задания: 1.Выбрать из повести все упоминания о старом Януше и подготовить выборочный пересказ об этом персонаже. 2.Выбрать из повести все пейзажные зарисовки и подготовить сообщение о роли пейзажа в повествовании. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация
2 минуты
| Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации . | Подготовка к работе. Самоопределение. Чтение эпиграфа, ответы на вопросы учителя. Приложение 1 | Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу |
II. Актуализация знаний
5 минут | Объяснение целеполагания урока. Организация работы с иллюстративным материалом к повести и таблицей «Портретные характеристики героев» (проверка д/з) | Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока, запись эпиграфа и темы урока в тетрадь. Рассматривают иллюстрации Фитингофа к повести, зачитывают цитаты из таблицы «Портретные характеристики героев» Приложение 2 | Беседа Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Отработка умений давать определение литературных понятий Умение делать сопоставительный анализ |
III. Работа по теме урока 1. Работа со справочным материалом 2 минуты 2.Анализ текста повести 10 минут | Организует работу со справочным материалом. Организует работу по анализу глав повести. Корректирует выполнение задания Устанавливает осознанность восприятия.
| Работают со словарем литературных терминов. Выразительно читают отрывки из глав повести. Дополняют таблицу «Портретные характеристики героев» недостающими цитатами. Приложение 3 | Групповая работа. Работа со словарями Фронтальня беседа Комментированное чтение | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Умение работать со справочным материалом. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
IV. Лингво-физкультминутка.
1 минута | Объясняет задание. | Выполняют упражнения. Приложение 4 | Здоровьесбере-гающая технология. | | |
V. Актуализация новых знаний. 1.Практическая работа (составление плана для сравнительной характеристики героев). 2 минуты
2. Самостоятельная работа в группах (заполнение таблицы) 7 минут 3. Презентация материала 3 минуты | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний . Распределяет задания по группам. Корректирует выплнение заданий | Составление плана для сравнительной характеристики героев. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика героев» по составленному плану. Составление монологического высказывания. . Приложение 5 | Групповая работа. Практический метод. Приём познавательной активности через творческое задание. Самостоятельная работа | Личностные: самопроверка, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: умение структурировать знания; поиск и выделенте необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение строить речевое высказывание. | Развитие умения составлять монологическое высказывание, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение Умение делать сопоставительный анализ |
VI. Подведение итогов
4 минуты | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в коллективном диалоге. Приложение 6 Задают вопросы друг другу по теме урока. Приложение 7 | Словесная форма. Фронтальная беседа | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Проявление толерантности. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
2 минуты | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты | Беседа
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. | Умение оценивать себя. |
VIII. Домашнее задание. 2 минуты | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. | | | |
Закрыть глаза и представить себя на мгновение среди «серых камней»… рядом с Валеком, Марусей, Тыбурцием...