СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Просмотр содержимого документа
«В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская средняя школа № 2»








Урок литературы в 6 классе

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени


















Составитель: Сабадыр Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы







Стаханов

2024

Урок литературы в 6 классе

Тема. В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени

Цель урока: изучение новой темы – рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» с точки зрения изображения исторического времени в произведении, его влияния на становление характера главного героя.

Задачи:

- познакомить с биографией В. Г. Распутина;

- повторить особенности рассказа как жанра эпоса;

- раскрыть особенности исторического времени в рассказе;

- развивать речь учащихся;

-подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность;

-воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений;

- воспитывать интерес к литературе.

Планируемые результаты.

Предметные:

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Г. Распутина;

-сформировать представление о рассказе «Уроки французского»;

-предупреждать речевые ошибки в устной и письменной речи;

-воспитывать интерес к изучению литературы.

Метапредметные:

-развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;

-уметь работать индивидуально, находить общие решения;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

-оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

-определять нравственные проблемы, поднятые В.Г. Распутиным;

-осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев;

-мотивация к изучению литературных произведений.

Тип урока - урок – размышление.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, учебник литературы, выставка художественных произведений В.Распутина, фильм Евгения Ташкова «Уроки французского».

Ход урока


1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

1.Слово учителя.
- Наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения.

-Итак, обратите внимание на экран и прочитайте выразительно стихотворение С. Бондаренко. (слайд)

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе

Ты только вдумайся, только всмотрись

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой

Ты только вдумайся, только всмотрись

Откроется самая главная мысль.

О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).

2.Обращение к выставке книг В.Распутина.

3.Работа с эпиграфом.(слайд)

«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». 
В. Г. Распутин

4.Сообщение темы и целей урока. (слайд)

5.Изучение нового материала.

1. Знакомство с видами работ на уроке.

-Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам поработать «Литературоведами», «Библиографами», «Историками». Для этого вы были разделены на три группы. Каждая группа на столе имеет свою эмблему: «Библиографы» - гусиное перо с чернильницей, «Литературоведы» - эмблему с изображением  книги, «Историки»- сова.

2.Знакомство с биографией писателя. Выступление группы «Библиографы».

(слайд).

3.  Слово учителя.

-Ребята, за большой вклад в развитие отечественной литературы известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен таких наград:

- звание Герой Социалистического Труда(1987);

- два ордена Ленина (1984, 1987);

- орден Трудового Красного Знамени (1981);

- Знак Почета (1971);

- орден «За заслуги перед Отечеством III степени» (8 марта 2007);

- орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» (28 октября 2002);

- орден Александра Невского (1 сентября 2011 года). (слайд)



4. Слово учителя. Творческая история рассказа «Уроки французского». (слайд)

В 1973г. В.Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». Писатель говорил: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

5.Выступление группы «Литературоведы» ( слайд).

Рассказ, в котором писатель рассказывает о своей жизни, называется автобиографическим. (Учащиеся записывают в тетрадь.)

6.Обсуждение статей из учебника В. Распутина «Уроки доброты» и «Из истории создания рассказа «Уроки французского». 

-Ребята, дома вы прочитали статью В. Распутина «Уроки доброты», которая повествует об истории создания этого рассказа и приоткрывает некоторые факты биографии писателя.

6.Беседа по тексту статьи.

1) Что заставило Распутина написать рассказ?

2)  Как это характеризует самого писателя?

3) Что такое духовная память и духовный опыт человека?

4) Почему в «Уроках французского» В. Г. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне? Кто такая Анастасия Прокопьевна? (слайд).
(чтение учеником из творческой группы «Литературоведов» воспоминаний писателя «Из истории создания рассказа «Уроки французского».)

7.Физминутка для глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

 Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

 Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

 В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)



8.Слово учителя.
- Ребята, мы сегодня говорим с вами об этике, нравственности, милосердии, гуманизме. Давайте посмотрим значения этих слов в толковом словаре С.И.Ожегова.

Выступает группа «Литературоведы». (слайд)
Этика- 1.Философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2.Совокупность норм поведения.

Нравственность - правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Гуманизм - человечность в отношении к людям, человеколюбие.

9. Беседа по рассказу «Уроки французского».

-О чем говорит название рассказа?
- Кому адресовано вступление? (чтение вступления).

-От чьего лица ведется повествование? Почему?

-Кто является главным героем рассказа?

-Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?
- Назовите и запишите в тетрадь приметы тяжелого времени. Выступление группы «Историки»

  Просмотр кадров фильма «Уроки французского»

(https://ya.ru/video/preview/7052956214229701791)
 - Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).
- Какие же это испытания? (чтение на стр. 122 – 123 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»)

- Какие еще испытания? Назовите их. (чтение на стр. 123 от слов «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»)

-У героя не ладилось с французским языком, он очень скучал по матери, тосковал по дому,  но были и другие проблемы. Назовите их. (чтение на стр. 124 со слов «Но похудел я не только из - за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»)

-Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое?
- Почему наш герой не жалуется взрослым?
Почему не следит, кто у него ворует?  (чтение на стр.123 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

-Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

- Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

- Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?

- Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

- Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней?

- Как вы относитесь к этому поступку учительницы? Оцените поступок Лидии Михайловны с точки зрения нравственности.

- Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?

- А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод?

6.Итоги урока.

1.Слово учителя.

-В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер.

- Какие качества часто проявляет главный герой рассказа? Запишите эти качества в тетрадь. ( Сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность). (Ребята называют эти качества и выходят записывать к доске.)
Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: «Школьный учитель — учитель жизни».



2. Чтение стихотворения учеником «Не смейте забывать учителей».

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.


Им не хватает этих встреч нечастых.
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:
Под новый год не шлем им поздравлений,
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.


Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.


Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.


Не смейте забывать учителей!

7.Домашнее задание.

Выполнить тестовые задания https://onlinetestpad.com/ru/test/210493-vgrasputin-uroki-francuzskogo-6-klass

8.Итоги урока.

- Что заставило меня задуматься во время урока?

- Что я понял на уроке?

- Чему научил меня сегодняшний урок?

- Я почувствовал, что…














Литература

1.Андреева И.В.  Возвращение к истокам // Урок литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". – 2001. - № 2.

2. Калимуллин И.И. Валентин Распутин: художественно-творческая эволюция. – М., 2002.

3. Кондратович А. Верность теме в книге «Призвание». – М., 1987.

4. Котенко Н.С. Валентин Распутин. – М., 1988.

5. Кузнецов Ф.Ф. Русская литература ХХ века. Часть 2. - М., 1996.

6. Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. – М., 1992.

7. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5—6-х классов общеобразоват. школ / Автор-сост. Шахерова О. Н. — Иркутск: Символ, 2001. — С. 237—244.

8.Распутин В.Г. Соч.: Избр. произв.: В 2 т. / Вступ. ст. Н. Котенко. - М., 1990.

9.Семенова С.И. Валентин Распутин. – М., 1988.

10.Тендитник Н. С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества. - Иркутск, 1987.

11.Трубина Л.А. Русская литература ХХ века. - М., 2003.

12.Хализев В.Е. Наука о литературе в XX веке: история, методология, литературный процесс. - М., 2001.

13.Шапошников В.С. Валентин Распутин. – М., 1978.

14.Шахерова О.Н. Распутин в школе. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004, с.154-185.

15.Шнайдман Н. Герой и автор в творчестве В.Распутина. – М., 1986.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!