Тема: В гости к зиме
( окружающий мир – русский язык)
Цели: 1. закрепить знания об изменениях неживой и живой природы зимой; закрепить знания о частях речи;
2. Развивать связную устную и письменную речь детей.
3. Воспитывать любовь к родной природе,
Оборудование : картины с изображением зимней природы, зимних игр детей; распечатки филворда « Зима»; пьеса П. И. Чайковского из альбома « Времена года» « Святки», презентация « В гости к зиме», компьютер , проектор, интерактивная доска
Ход урока
I Мотивация
II Постановка темы и целей урока
Мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это года, вы скажите сами.
Всё кругом бело – синее,
Всё в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. ( Зима)
--О чем сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете отгадав загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках, вьюга гуляет.
Когда это бывает?( Зимой) слайд №1
На уроке мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы и повторим части речи.
III . Закрепление осмысление знаний
--Зима …. Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли? (Холодно, грустно, радостно, весело – скоро Новый год)
Закройте, пожалуйста, глаза. Тот до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово. ( Снег, лёд, холод, санки, метель, Дед Мороз…)
- Назовите признаки зимы?
Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.
-- Назовите зимнии месяцы?
Декабрь –« ветрозим», месяц долгих ночей, морозных узоров.
Январь – « студень». Самый холодный месяц.
Февраль – « лютый», « снежень», « бокогрей».
-Отгадайте загадки и найди отгадки в филворде. Слова могут располагаться в любом направлении и даже вдоль ломаной линии, но не пересекаться.
Филворд « Зима»
| Ф | М | О | У | Л | Е | Д | | |
| С | Н | Ц | Р | О | З | Ш | Ю | В |
И | А | Е | С | Н | Е | Г | О | М | Е | Т |
Н | В | Ж | К | О | Н | С | В | Э | З | Е |
Е | М | И | Л | Ы | Ь | А | И | Н | О | Л |
Й | П | Н | О | Ж | К | Н | К | П | Р | Ь |
| Г | К | С | И | И | К | Ю | С | Т | |
| А | Н | Е | Г | И | Я | У | |
Он щипает, кусается,
Прогнать домой пытается.
Но всё равно я не уйду,
Промчусь по снегу и по льду. ( мороз)
Белая, узорная,
Звёздочка – малютка ,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. ( снежинка)
Гуляю в поле,
Летаю на воле.
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. ( Метель)
Глаза –угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик)
Деревья белым уберёт,
Хотя не снег он и не лёд. ( Иней)
Чти за толстое стекло
Речку всю заволокло? ( лёд)
В воздухе летит, не тает,
Белизною взгляд ласкает.
Составляет из сестёр
Купол сказочный шатёр.
Драгоценным ожерельем
Спать ложиться на деревья.
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов.
Спеленовывает землю
Тот кто раньше выпал, дремлет.
В искрах звонких серебрится –
Одного тепла боится ( снег)
Стальные маленькие кони
На льду умельца не догонят. ( коньки)
Тянуть их в гору трудно,
С горы спускаться – чудно. ( Санки)
На прогулке бегуны
Одинаковой длины.
Через луг бегут к берёзе.
Тянут следом две полоски. ( Лыжи)
- Запишите в тетради слова : мороз, снежинка, метель, снеговик, иней , лёд, снег, коньки, санки, лыжи.
- На какие вопросы отвечают эти слова? ( Что?)
-Что обозначают эти слова? (Предметы). А какие ещё природные явления вы знаете? ( Вьюга, пурга).
2. Беседа о снеге
Послушайте рассказ « Снежные слова».
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим « хлопья». слайд №4
Если твёрдые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим « крупка» слайд №5
Свежий, только – только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовётся « порошей». Как он и сам, все следы на нём свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше! слайд №7
Снег лёг на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.
Иной раз идёшь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струиться, течет по земле. Это низовая метель – позёмка. слайд №6
Если же ветер кружит, вьёт в воздухе снег – это вьюга. слайд №8
Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря – буран. Крикнешь и голоса своего не услышишь, в трёх шагах ни чего не видно. слайд №9
- Какие снежные слова в рассказе вы услышали? Допиши их в тетради.
Объясните лексическое значение этих слов.
На какие вопросы отвечают эти слова?
Что обозначают?
Кто рисует узоры на окнах?
( чтение стихотворения) « Зимние цветы»
Раз в оконной раме
Дедушка Мороз
Странными цветами
Стёкла позанёс.
Против всяких правил
В пальмовом лесу
Ёлочек наставил-
Севера красу.
В прихоти затеи
В лес насыпал звёзд,
Вывел орхидеи
Из алмазных звёзд.
И рукой небрежной
Дед- шалун седой
Образ лилий нежных
Переплёл с травой.
Но внезапно солнце
Вышло из – за туч
И нагрел в оконце
Стёкла жаркий луч.
Как былые грёзы,
Юности мечты,
Растопились слёзы-
Зимние цветы. (Н. Хвостов)
Живая природа.
А сейчас мы ответим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья? слайд № 10
Как зимуют кустарники и травы? ( кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все). Как вы думаете почему они не замерзают?( Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы)
А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы?
А как звери готовятся к зиме? Как зимует белка, медведь, лиса, лось? слайд №11-12-13-14
Как зимуют птицы, рыбы, насекомые?
Какие птицы зимуют в наших краях? ( сороки, вороны, воробьи) слайд №15
Какие прилетают зимовать с севера? ( снегири, свиристели.) слайд №16
Как ты можешь помочь птицам перенести трудное время?
4. Музыкальная минутка. слайд №17
В декабре 1875 года петербургский издатель Бернар обратился к П. И. Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для ежемесячного журнала « Нувелист». Пьесы должны быть с месяцами года. Петру Ильичу эта затея пришлась по душе, и альбом « Времена года» был написан.
Послушайте пьесу « Святки» ( декабрь). Святки – это время от Рождества до Крещения, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими.
Какие картины вы представили себе, когда слушали музыку?
Это мелодия вальса, под которую танцует маленькая девочка около новогодней ёлки. Этот вальс медленный, зимний и немного грустный.
5.Работа в тетради по русскому языку.
В тетради вы записали слова – предметы, относящиеся к зиме. Теперь запишем слова - признаки.
На какие вопросы отвечают слова – признаки?
Расскажите, какие вы видели снежинки? Запишем эти слова.( лёгкие, пушистые, белые, ажурные, мягкие, воздушные).
С чем можно сравнить снежинки? ( Белые, как молоко. Лёгкие, как пух).
Что делают эти снежинки? Запишем слова – действия.( Ложатся, падают, танцуют, грустят, летят).
На какие вопросы отвечают слова действия? ( чтение стихотворения о двух снежинках)
Две сестры – снежинки слайд № 2 -3
Падали с небес.
Нёс, их как пушинки,
Ветер в дальний лес. Первая упала
На сугроб под ель
И залепетала:
« Мёрзну я в метель».
« Не могу согреться,-
Плакала она,-
И куда мне деться,
В чем моя вина?» Мёрзла в дни ненастья,
Погружая в сны.
« Не видать мне счастья,
Видно до весны».
Но когда всплывала
В сумерках луна,
Серебром блистала,
Вся озарена. Утренней порою
Вспыхивал над ней
Радужной игрою
Венчик из лучей.
Ёю любовались
Птицы с вышины,
Щелкали, смеялись,
Заворожены. Глядя на снежинку,
Даже старый пень
Вдруг ронял слезинку
И молчал весь день.
Зайчики и белки,
Собираясь в круг,
Игры и проделки
Затевали вдруг. Всех она пленила
Чистой красотой,
Но сама грустила
Лютою зимой.
А сестру другую
Ветром унесло
В сторону глухую,
В дальнее село.
Дом под синим снегом.
В нём который год
С бабушкой и дедом
Девочка живёт.
Настя на рассвете
Вышла на мороз,
Ей снежинку ветер
На ладонь принёс.
Холодно и жутко.
Настя, чуть дыша,
Молвила: « Малютка,
Как ты хороша!
С холода скорее
В дом тебя внесу,
Сохраню, согрею
Снежную красу».
И сказала кроха,
Обретя уют:
« Мне совсем неплохо
На ладони тут».
« Как тепло! – вздохнула,-
Мне от этих рук…»
Вспыхнула, уснула
И…. пропала вдруг.
Задрожала только
Капелька воды
На ладони тёплой…..
Где, снежинка, ты?
-Какой бы вы хотели быть снежинкой – первой или второй? Почему?
IV Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
( учитель читает стихотворение)
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес, слайд №10
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица, волшебница – зима.
V Продолжение работы
Беседа
-Зима …. Какая она? ( Волшебница, чудесница, кружевница,
Морозная, снежная, лютая, чародейка.)
Что сделала зима? ( Пришла, украсила, подкралась, убаюкала, прикрыла, закутала.)
Зимние забавы ( чтение стихотворения)
Зима…. И вам, салазки,
Работа настаёт,
Чуть выпала пороша,
Чуть станет крепче лёд!
Зима для деток строит
Ряды алмазных гор,
Зима рисует деткам
На стёклах свой узор…
Зима с детьми играет
И тешится в снежки,
Коньки катает детям
По зеркалу реки… (А. Коринфский)
- Какие вы любите зимние забавы?
-Как вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же или другие игры?
Послушайте, как играли зимой ваши сверстники сто лет тому назад.
На салазках
Заровнял снег ухабы и кочки,
Как по скатерти мчатся салазки!
Разрумянились детские щёчки,
Разгорелись весёлые глазки!
Что за прелесть кататься зимою-
Снег хрустит, день сияет лучистый,
И далёко несётся волною
Детский лепет и смех серебристый!
Снежная война
« Раз, два, три… Скорей, сестрица,
Снежный ком бери!
Я готов на бой весёлый!
Ну же! Раз , два, три!»
Вот она во всём разгаре,
Снежная война….
Оля к брату подступает—
Храбрая она.
Еле Витя успевает
Ядра, пули лить…
Ах, как весело зимою
Со снегом шалить!
Нужды нет, что больно щиплет
Уши, щёки, нос,
Что шутить не очень любит
Дедушка Мороз!
-Как вы думаете, почему игры детей одни и те же?
VI Итог урока
- О каком времени года говорили на уроке? Что запомнилось?
Зима так любит деток,
Что к ним с собой ведёт
И Рождество, и Святки,
Весёлый Новый год!
VII. Рефлексия
- А сейчас я предлагаю вам украсить нашу ёлочку игрушками – шариками вашего настроения. У вас два (красный и зелёный ) шарика выберите тот, который характеризует ваше настроение после нашего урока и повесим его на нашу ёлочку.
VIII . Домашнее задание :
Окружающий мир : Подобрать стихи, поговорки о зиме.
Русский язык. Украсить текст « Зима» « снежными» словами ,которые мы записали и записать его в тетрадь.
« Зима»
Вот и пришла зима . Снег покрыл землю, украсил деревья. Дети рады зиме.