СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у словарей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывается о разных видах словарях. О толковом словаре,об этимологическом словаре ...

Просмотр содержимого документа
«В гостях у словарей»

"В гостях у словарей»

Урок русского языка, разработанный и проведённый учащимися 11 класса для пятиклассников совместно с библиотекарем.



Данный урок был проведен как повторительно-обобщающий по разделу «Лексика» в 5 классе и использованием ИКТ презентации-обзора библиотекаря школы «Эти книги знают все».

Цели урока:

* расширение знаний о словарях русского языка;

* формирование умения работать с книгой-словарём;

* повторение и закрепление знаний учащихся по теме "Лексика";

* привитие интереса к слову, воспитание культуры речи.

Оборудование: различные словари, карточки с заданиями, выставка словарей, презентация, интерактивная доска.



Эпиграф урока «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что собранные вместе слова – дело плоти и крови, души родины и человечества» ( Французский писатель Анатоль Франс). (Слайд 2)

Первая часть урока – инсценирование заседания словарей + ИКТ презентация - обзор. Учащиеся, готовившиеся к исполнению роли словарей, получили задания учителя и библиотекаря. Ведущим был учитель.

План.

1 Организационный момент. Тема урока, цель и задачи.

2 Вступительное слово ведущего

3 Инсценирование заседания словарей. ИКТ – презентация (библиотекарь)

4 Работа со словарями. Игровые задания.

5 Подведение итогов урока.

Ход урока

(На доске тема урока "В гостях у словарей") (Слайд №1)

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Наш урок посвящен знакомству со словарями. В школьной библиотеке у нас будет проходить съезд Слов русского языка. Мы с вами должны отправить делегата - самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». Подумайте, друзья, что это за слово? Да, действительно, это слово – «правда». Уважаемые Словари, сейчас каждый из вас должен рассказать все, что он знает о слове правда. Итак, все о слове «правда».

Дальше идут выступления учащихся, выступающих в роли словарей. Их работу направляет ведущий.



Правда - слово многозначное. Каковы же его основные значения?



1. То, что соответствует действительности, истина. Н., правду говорит.

2. То, что исполнено истины; правдивость. Н., люблю тебя за правду.

3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости. Н., нам правду не найти.

4. Употребляется в значении наречия "верно, справедливо, в самом деле".

5. В значении вводного слова: "действительно, в самом деле".

6. В значении уступительного союза ХОТЯ.



Ведущий. Где мы можем узнать о слове? (В словаре)

И цель нашего урока - заглянуть в этот мир слов, больше узнать о словарях русского языка, поучиться пользоваться ими, понять важность словарей в жизни человека, обращаться к словарям при подготовке к урокам.

Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина. (Слайд № 3-4)

Первому мы предоставим слово Толковому словарю живого великорусского языка. В.И. Даля. (Слайд № 5-6)



Моему автору, Владимиру Ивановичу Далю, в 2010 году исполнилось бы 209 лет.

В.И.Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Морской офицер, врач, писатель, он исколесил русскую землю вдоль и поперёк. Прожил 71 год. Из них 50 лет отдал изучению родного языка. Собирание слов - главное дело его жизни. В своём словаре Даль объяснил более двухсот тысяч слов.

Кроме толкования значения слов словарь Даля включает тридцать тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом "правда".

Вот некоторые из них.

Без правды жить легче, да помирать тяжело. Над правдой не мудруй. От правды отстать – куда пристать. Правда сама себя очистит. У Бога правда одна. Правда – свет разума. Все минется – одна правда останется. Доброе дело – правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Кто правдой живет, тот добро наживет. Правда со дна моря выносит. Правда что шило: в мешке не утаишь. Не то все правда, что говорится. Не ищи правду в других, коли в тебе её нет.

Ведущий. Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". О друзьях слова "правда" нам поведает Словарь синонимов.

Мини-презентация словаря – библиотекарь

В словаре В.И. ДАЛЯ содержится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины 19 века здесь представлены областные слова, терминология разных профессий и ремёсел, около 30 тыс. пословиц и поговорок. Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком".

Толковый словарь – тип словаря, в котором объясняется

Словарь синонимов. (Выступление уч-ся) (Слайд№ 7)



Синонимом слова "правда" является слово "истина". Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. "В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: КОНЬ или ЛОШАДЬ, РЕБЁНОК или ДИТЯ, ДОРОГА или ПУТЬ" (Т.Г.Винокур). То же самое можно сказать и о словах "правда" и "истина". Вот послушайте, что об этом пишет Михаил Пришвин: "Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать".

Синонимом слова "правда" является слово "истина". Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. "В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: КОНЬ или ЛОШАДЬ, РЕБЁНОК или ДИТЯ, ДОРОГА или ПУТЬ" (Т.Г.Винокур). То же самое можно сказать и о словах "правда" и "истина". Вот послушайте, что об этом пишет Михаил Пришвин: "Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать".

Мини-презентация – библиотекарь.

Словарь синонимов содержит ряды синонимов. Он помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов – синонимов, их толкование и примеры из литературно – художественных произведений. Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее

А как называются слова, противоположные по лексическому значению? (Слова с противоположным лексическим значением называются антонимами.)

Ведущий. Случается, что и враг может дать полезный совет. С врагами, противниками слова «правда» познакомит вас Словарь антонимов. (Слайд №8)

Словарь антонимов. Антонимы – это слова с противоположными значениями. Правда - ЛОЖЬ, НЕПРАВДА, ОБМАН, ВРАНЬЁ (в разговорной речи), КРИВДА (в народно-поэтической речи).

Ведущий. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот поэтому многие мастера слова часто используют это выразительное средство для создания контраста:

У кривды тысячи дорог,

У правды лишь одна.

Она порой полна тревог

И горечи полна.

(А.Кешоков).

На антонимах построены многие пословицы. Вот некоторые из них:

Лучше горькая правда, чем утешительная ложь". "Маленькая правда победит большую неправду". "Правда с обманом рука об руку не ходят".

Мини-презентация – библиотекарь

Словарь антонимов русского языка среди других словарей занимает важное место. Он помогает подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление, «схватить» полярные проявления того или иного свойства, качества.

Слово, как и всё живое на земле, рождается на свет. О том, где, когда и как появилось слово, рассказывает специальная наука - этимология.

Этимология - это наука о происхождении слова, его первоначальном значении. Слово "правда" общеславянское по происхождению, образовано от слова "правый" (истинный) с помощью суффикса -вд-. Слово "правый", в свою очередь, образовано с помощью суффикса -в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова "пра". Первичное значение этого слова было "такой, какой должен быть".



Оказывается, что в далёком прошлом слово "правда" состояло в близком родстве с такими словами, как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ, ПРАВИЛО, ИСПРАВИТЬ.

О происхождении слов мы узнаем тоже из словаря - этимологического словаря.

Ведущий. Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам узнать, с его родней познакомиться. А сделать нам это поможет Словообразовательный словарь. (Слайд №9)

Я, словообразовательный словарь, составленный Александром Николаевичем Тихоновым.



Слово «ПРАВДА» непроизводное. Оно состоит из корня ПРАВД и окончания - А. Но родственников имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов! Вот некоторые из них: ПРАВДИВЫЙ, ПРАВДИВО, НЕПРАВДИВО, полуправдивый, правдашний, вправду, правдолюб, неправда, правдоискатель, правдоносец, правдоподобный, неправдоподобный и др. Около 40 слов



А почему молчит Орфографический словарь? (Слайд №10)

(Выступление ученика) Перефразировав народную пословицу "Правдивое слово не требует поручителя", скажу: "Слово "правда" не требует справки в орфографическом словаре": оно пишется так, как слышится. А вот многие родственники (однокоренные слова) слова "правда" содержат в своём составе орфограммы.

Мини-презентация – библиотекарь

В орфографическом словаре даются правила написания слов. Во 2-м издании словарь увеличен на 20 тыс. единиц, в том числе закрепившихся в употреблении в самое последнее время. Словарь предназначен широкому кругу пользователей, включая преподавателей русского языка, издательских и редакционных работников, а также всех тех, кто изучает русский язык.



Памятка для учащихся. Как пользоваться словарем. (Слайд№12-13)

Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей. Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре. Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно- политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы, поговорки. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.

Обязательный шаг для поиска информации – поход в библиотеку. Для облегчения поиска и доступа к информации и литературе существует справочно-библиографический аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, справочный фонд (словари, справочники, энциклопедии). Обращение к словарям является самым простым и эффективным путем. В них можно найти… ВСЁ!!!



ВЕДУЩИЙ:

Молодцы! Спасибо, уважаемые Словари! Благодаря Вам, мы узнали много интересного, полезного о достойном слове ПРАВДА.

А теперь заглянем в словари, поработаем с ними.

4 Работа со словарями.



ВЕДУЩИЙ:

Как будем работать? Выполним несколько заданий, при выполнении которых потребуются Словари как справочный материал. Все задания будут в игровой форме. Работать будем по группам. Девиз: "Кто быстрее, Кто лучше". Оцениваться ответы будут значками голубого и желтого цвета.

ВЕДУЩИЙ:



Итак, задания. (Задания готовятся заранее. Каждой группе дается задание на отдельном листке. Все задания выполняются одновременно всеми группами) ( 4 группы ).



Консультанты помогают ведущему. Игра "СПРАВОЧНОЕ БЮРО" (№1) Выбери слово, соответствующее лексическому значению. Колорит, компонент. Комфорт. Компромисс (составная часть чего-либо)

1. Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности) Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция («объединение, соглашение, союз государств, партий для достижения общих целей») Игра "ЭРУДИТ" (объяснить значение слова: ученый, начитанный) (№2)Раскрыть значение выделенных слов. Как музыка звучат сейчас полузабытые слова - МИЛОСЕРДИЕ, ДОСТОИНСТВО, СОВЕСТЬ. Игра "ЭСТАФЕТА" (№3) Написать правильно: Бассейн, галерея, ровесник, сверстник, ветеран, аппетит, чемпион, гирлянда, артиллерия, патриотизм, фестиваль, винегрет, искусство, перрон, сонаты, юный, экспресс. ВЕДУЩИЙ: Игра "ДИКТОР» (№4) Расставь ударения, произнеси правильно. Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер. 5 Домашнее задание. Составить несуществующий словарь «Добрых слов» или «Словарь вежливых слов». В конце урока подводим итоги работы со словарями. Учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы со словарями.

Заключение. Ведущий.

Читайте книги…, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо СЛОВО стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее» Дмитрий Сергеевич Лихачёв.





Использованная литература



1.http://900igr.net/prezentatsii/russkij-jazyk/Slovari/Slovar.html

2.В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

2. www.gramota.ru/slovari/ -

3. help.yandex.ru/slovari/?id=1112304 –

4. lingvo.mail.ru/info

5. Д.Н.Ушаков «Большой толковый современного русского языка»

6. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»

7. «Словарь синонимов русского языка». Т.1

8. М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка»

9. А.Н.Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка»
















Тема: Способы словообразования. 10 класс

Цели:

Познавательные:

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация, словообразовательный и орфоэпический словарь.



ХОД УРОКА



Эпиграф:



Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!



I. Приветствие учащихся.

II.Орфоэпическая разминка (слайд№2,3)

Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята. (Взаимопроверка с использованием орфоэпического словаря)

III. Интрига. (слайд№4)



Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок”.



— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:



— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)



– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)



– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)



IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)



— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.

— Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).



Учитель должен обобщить ответы учащихся:

— Цель нашего занятия

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

отработать умения определять способ образования слова.



V. Повторение базового материала по теме

1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано толкование терминов из раздела “Словообразование”, учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2)



2. Взаимопроверка (в парах) с использованием Толкового словаря.



3. Анализ “разминки” в форме беседы с учащимися.



— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично.





— Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?



VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)



1. Вернёмся к эпиграфу. Игра «Кто больше?» (слайд№18)



2.Распределительный диктант. (слайд№19-21)



VII. Закрепление изученного материала





1.Решение тестовых заданий. (слайд №22-25)





10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26)





— Мы рассматривали примеры нетрудные.



Примеры заданий открытого типа (часть В).





VIII.Итоги урока



IX. Домашнее задание Составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» с использованием материалов словообразовательного словаря.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!