Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Ольховский центр развития творчества детей и юношества»
Ольховского района Волгоградской области
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета: Директор
протокол № «МОУ ДО Ольховский ЦРТДЮ»
от ___________________В.И.Бассанский
приказ от _________________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Художественной направленности
«В гостях у кукол»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся 7-15 лет
(срок реализации программы - 1 год)
Разработчик (автор/составитель):
БЕЛИКОВА Мария Александровна,
педагог дополнительного образования
с.Ольховка
1. Раздел «Комплекс основных характеристик образования»
1.1.Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у кукол» имеет художественную направленность, поскольку ориентирована на развитие творческого, духовно-нравственного потенциала учащихся в процессе овладения техникой изготовления тряпичной куклы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается рост интереса к изделиям, сделанным своими руками. Владение каким-либо видом рукоделия, позволяет учащимся выделиться из общей массы, подчеркнуть свою индивидуальность. Реализация данной программы направлена на формирование интереса к изготовлению народной игрушки, в различных техниках декоративно-прикладного творчества, приобщение детей и подростков к народным традициям. Занятия обеспечивают эстетическое и художественное обогащение учащихся, носят воспитывающий характер. В процессе изготовления работ дети получают специальные знания, умения, происходит формирование российской национальной идентичности.
Педагогическая целесообразность
Кукла как игрушка - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Исходя из этого, а также из интересов и запросов детей и была разработана дополнительная общеразвивающая программа по изготовлению кукол.
При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, речи, письма. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственные и творческие способности, корректирует недостатки внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.
Отличительные особенности программы заключаются в её комплексности с точки зрения всей необходимой информации по русской традиционной кукле. Учитываются особенности региональной традиции и возможности учащихся проявить индивидуальную творческую фантазию в авторском исполнении народной куклы. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет детям выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 7-13 лет, мотивированных на изучение народных традиций и прикладного творчества.
В возрасте 7-10 лет у детей достаточно развита мелкая моторика рук, они способны качественно выполнять «тонкую» работу. В этом возрасте ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать творческие возможности, создавать свои уникальные работы.
В возрасте 11-13 лет дети развиты физически и умственно, что позволяет им быстро осваивать сложные технические приемы и применять их на практике. В этом возрасте ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать творческие возможности, создавать свои уникальные работы.
Работа по данной программе предоставляет возможность учащимся реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Количество учащихся в группе от 10 до 15 человек
Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
По целевому ориентированию и уровню сложности данная программа является программой базового уровня. Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество учебных часов составляет -216 ч.
Продолжительность обучения по программе – 36 недель.
Период обучения – с сентября по май.
Формы обучения – очная.
Режим занятий
На освоение программы отводится 6 часов в неделю. Занятия в группе проводятся 3 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятий – 40 мин. с 10 минутным перерывом.
Особенности организации образовательного процесса
В данной программе соединены подходы изучения техник декоративно-прикладного творчества, законов построения композиций и практическое воплощение их в имитациях и декоративных изделиях. Особое внимание уделяется изготовлению тряпичной куклы и изучению народных традиций.
Программа строится таким образом, что освоение необходимых теоретических знаний связано с выполнением практических работ. Активно проводятся мастер-классы, сюжетно-ролевые игры, выставки, конкурсы. Проводятся творческие недели, презентация творческих работ.
1.2.Цель программы: развитие творческого, духовно-нравственного потенциала учащихся через познание русских народных традиции и в процессе освоения техники изготовления тряпичной куклы.
Задачи:
Предметные:
- формирование знаний об истории народной куклы, о народных костюмах, обычаях и традициях русского народа;
- формирование умений и навыков в освоении различной техники и
технологии в изготовления куклы;
- формирование умений бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Личностные:
- формирование этической и эстетической культуры на основе знакомства с
элементами традиционного народного творчества;
- формирование бережного отношения к культурному наследию, к истории
своего народа.
- формирование навыков общения в коллективной деятельности;
- воспитание патриотизма, любви к народным традициям, уважения к труду.
Метапредметные:
- развитие воображения, умение реализовать собственные творческие
замыслы;
- формирование умения работать индивидуально и в группе;
- развитие образного и аналитического мышления;
- формирование умений и навыков взаимодействия в группе (уважать мнение других, оказывать поддержку и помощь, относиться к коллективной творческой работе как лично значимой, проявлять инициативу).
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Раздел, тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля |
| | Всего часов | Теория | Практика |
I | Организационно-контрольный раздел | | | | Беседа |
II | Раздел: Игровые куклы | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
2.1 | Кукла "Бабочка" |
2.2 | "Зайчик на пальчик" | 4 | 2 | 2 | Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия. |
2.3 | Кукла "Каркуша"(Сорока) | 4 | - | 4 | Конкурс Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия. |
2.4 | "Петрушка". Изготовление декоративного панно | 4 | | 4 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия. |
2.5 | Кукла "Парочка". | 6 | 2 | 4 | Практическое задание. Выставка работ. |
2.6 | Куклы столбушки "Семья" | 6 | 2 | 4 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия |
2.7 | Кукла игровая по мотивам Вепсской куклы | 4 | 2 | 2 | Конкурс Практическое задание. |
2.8 | Утешница» | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. |
2.9 | Сувениры: куколки-малышки | 4 | - | 4 | Фронтальный опрос. Практическое задание. |
2.10 | Кукла на палочке | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос.. |
| Промежуточная аттестация | 2 | - | 2 | Выставка. Конкурс. |
III | Раздел: Обрядовые куклы | 4 | 2 | 2 | Практическое задание. Выставка работ. |
3.1 | "Мартинички". Обряд закликания весны |
3.2 | Кукла "Птичка" | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. |
3.3 | Свадебная кукла "Мировое Древо" | 4 | - | 4 | Фронтальный опрос.. |
3.4 | Кукла на пасхальное яйцо | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. |
3.5 | Пасхальная голубка | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
3.6 | Кукла "Крестец" | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. |
3.7 | Кукла "Масленица" | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Конкурс |
3.8 | Кукла "Коляда" | 4 | - | 4 | Фронтальный опрос. |
3.9 | Кукла "Пеленашка" | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. |
3.10 | Кукла "Птица Радость" | 6 | 2 | 4 | Фронтальный опрос. Практическое задание. |
3.11 | Кукла "Кукушечка" | 4 | - | 4 | Фронтальный опрос. |
3.12 | Солнечный символ "Око радости" | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Конкурс. Выставка работ |
3.13 | Кукла "Вербная" | 4 | - | 4 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
3.14 | "Спиридон Солнцеворот" | 6 | 2 | 4 | Практическое задание. Выставка работ. |
3.15 | Кукла "Макредина" | 4 | - | 4 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
3.16 | Вепсская кукла (кормилка) | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос |
IV | Раздел: Обереговые куклы | | | | |
4.1 | "Подорожница" | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
4.2 | Кукла "Закрутка". | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. |
4.3 | Кукла "Солнечный конь". Почитание коня в крестьянском труде | 4 | - | 4 | Фронтальный опрос. Конкурс. Выставка работ. |
4.4 | Кукла "Колокольчик" | 2 | 0 | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
4.5 | Куклы "День и Ночь" | 2 | 0 | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. Фотосессия. |
4.6 | Кукла "Северная Берегиня" | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
4.7 | Кукла народов Прикамья | 2 | - | 2 | Выставка работ. Фотосессия. |
4.8 | Кукла "Веснянка" | 2 | 0 | 2 | Выставка работ. Фотосессия. |
4.9 | Кукла "Благодать" | 2 | 0 | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
4.10 | Рождественский ангел | 2 | - | 2 | Выставка работ. Фотосессия. |
4.11 | Кукла "Девкина забава " или "Подружка- плакушка" | 2 | | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
4.12 | "Хозяюшка Благополучница" | 2 | - | 2 | Выставка работ. |
4.13 | Кукла "Очистительная" | 6 | 2 | 4 | Фронтальный опрос. Выставка работ. Фотосессия |
4.14 | Кукла "Званка -Желанка" | 4 | 2 | 2 | Выставка работ. Фотосессия |
4.15 | Кукла «Старик-Домовик» | 6 | 2 | 4 | Фронтальный опрос. Конкурс. Выставка работ. |
4.16 | Кукла" Богач" | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
4.17 | Кукла "Рябинка" | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
VI | Раздел «Типичные элементы русского костюма конца ХIХ начала ХХ вв.» Тема: « Рубаха» | | | | |
5.1 | Детская рубашка, ее покрой и украшения. | 4 | 2 | 12 | Фронтальный опрос. Выставка работ |
5.2 | Классическая русская девичья рубаха. | 6 | - | 6 | Фронтальный опрос. Выставка работ |
VI | Тема. Сарафан | | | | |
6.1 | Различие сарафанов по покрою. | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. |
6.2 | Ткань для сарафана. | 2 | - | 2 | Практическое задание. Выставка работ. |
6.3 | Изготовление одного из видов сарафана. | 12 | - | 12 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
VII | Тема . Поневный комплекс | | | | |
7.1 | Поясная одежда-понева. | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
7.2 | Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина. | 2 | - | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
7.3 | Пошив праздничной поневы. | 10 | - | 10 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
VIII | Тема. Головной убор | 14 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
8.1 | Девичий головной убор | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
8.2 | Головной убор замужней женщины | 4 | - | 4 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
8.3 | Изготовление девичьего головного убора-повязки | 8 | - | 8 | Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. |
VIIII | Тема. Украшения | | | | |
9.1 | Украшения, как составляющая часть русского народного костюма. Ушные украшения. Украшения запястья. Шейные украшения. | 4 | 2 | 2 | Фронтальный опрос. Выставка работ. |
9.2 | Пояс – обязательная часть любой одежды. | 6 | - | 6 | Практическое задание. Выставка работ. |
9.3 | Изготовление шейного украшения из бисера. | 6 | - | 6 | Выставка работ. |
| Аттестация по итогам освоения программы | 4 | - | 4 | Выставка |
| итого | 216 | 54 | 162 | |
Содержание программы обучения
I Раздел: Организационно-контрольный
Тема 1.1 Вводное занятие
Теория: Вводная диагностика. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности работ. Классификация кукол.
Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Форма контроля: Беседа
Тема 1.2 Игровые куклы.
Теория: кукла «Бабочка», «Зайчик на пальчик», кукла «Каркуша».
Практика: Ответы на вопросы. Практическое выполнение задания педагога. Форма контроля: Беседа. Практическая работа
II Раздел: Игровые куклы
Тема 2.1 Кукла «Бабочка»
Теория: Беседа из истории игровых кукол. Техника безопасности. Демонстрация готовой куклы.
Практика: Рассматривание готовых работ. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Бабочка». Форма контроля: фронтальный опрос
Тема 2.2 Кукла «Зайчик на пальчик»
Теория: Загадки, потешки про зайцев. Показ изготовления куклы с использованием приемов обережный крест и наматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Изготовление куклы «Зайчик на пальчик». Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия
Тема 2.3. Кукла «Каркуша» (Сорока)
Теория: Беседа «Праздник Сороки». Загадки про ворон (сорок), народные приметы. Демонстрация картинок по теме. Правила выполнения куклы «Каркуша».
Практика: Рассматривание готовых кукол. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Каркуша». Форма контроля: фронтальный опрос
Тема 2.4. «Петрушка». Изготовление декоративного панно.
Теория: История куклы «Петрушка». Особенности изготовления куклы используя приемы скручивание, прикатывание.
Практика: Практическая работа по изготовлению куклы «Петрушка» и оформлению панно. Анализ готовых работ. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание.
Тема 2.5 Кукла «Парочка».
Теория: Беседа о дружбе. Стихи и поговорки о дружбе. Элементы народного костюма: сарафан, рубаха, порты, передник, пояс.
Практика: Практическая работа по изготовлению девицы.
Тема 2.6 Куклы столбушки "Семья".
Теория: Беседа о традициях русской семьи, куклах столбушках и кукле «Пеленашка».
Практика: Рассматривание образцов кукол. Практическая работа по теме: «Куклы столбушки «Семья». Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
Тема 2.7 Кукла игровая по мотивам Вепсской куклы
Теория: Сравнительный анализ двух кукол: вепсской и куклы игровой по мотивам вепсской. Демонстрация готовых кукол.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание куклы игровой по мотивам вепсской. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 2.8 «Утешница»
Теория: Беседа о кукле «Утешительная». Демонстрация готовой куклы. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца куклы «Утешительная». Форма контроля: фронтальный опрос.
Тема 2.9 «Сувениры: куколки-малышки»
Теория: Рассказ о сувенирах. Понятие – «сувенир». Демонстрация иллюстраций, готовых образцов.
Практика: Практическая работа по изготовлению куколок – малышек в мужском и женском образе. Форма контроля: фронтальный опрос.
Тема 2.10 «Кукла на палочке»
Теория: Рассказ о куклах на палочках. Значение деревьев для изготовления кукол. Демонстрация готовых образцов.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы на палочке. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Промежуточная аттестация. Выполнение тестовых заданий. Выставка.
III Раздел: Обрядовые куклы
Тема 3. 1 «Мартинички». Обряд « Закликания весны».
Теория: Беседа об обряде « Закликания весны». Технология изготовления кукол из ниток.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Упражнение по наматыванию ниток. Форма контроля: Фронтальный опрос.
Тема 3.2 Кукла «Птичка».
Теория: Песенки – заклички, народные приметы месяца. Демонстрация готовых кукол. Последовательность выполнения куклы «Птичка».
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Птичка» с использованием приема обережный крест. Оформление кукол. Форма контроля: Фронтальный опрос.
Тема 3. 3 Свадебная кукла «Мировое Древо»
Теория: Беседа о кукле «Мировое Древо». Демонстрация готовых образцов, фотографий. Использование березовой рогатины
Практика: Анализ технологии изготовления. Практическая работа по изготовлению куклы «Мировое Древо». Анализ готовых работ. Форма контроля: Фронтальный опрос.
Тема 3.4 Кукла на пасхальное яйцо.
Теория: Беседа о православном празднике Пасха, знакомство с традициями. Стихотворения по теме.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ. Форма контроля: Фронтальный опрос
Тема 3.5 «Пасхальная голубка».
Теория: Кукла «Пасхальная голубка». Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое выполнение куклы. Анализ проделанной работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 3.6 Кукла «Крестец»
Теория: Рассказ об особенностях куклы «Крестец». Знакомство с понятием – «кукла заместитель
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическое изготовление куклы «Крестец». Анализ проделанной работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия
Тема 3.7 Кукла «Масленица».
Теория: Беседа о народном празднике «Масленица», традиции праздника. Демонстрации готовых кукол, иллюстраций
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Масленица». Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия
Тема 3.8. Кукла «Коляда»
Теория: Беседа о празднике Рождество. Традиции праздника. Рождественские колядки. Народные приметы, песенки – потешки.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Коляда». Анализ готовых работ. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 3.9. Кукла "Пеленашка"
Теория: Беседа о традициях материнства и детства на Руси. Знакомство с куклой «Пеленашка».
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Пеленашка». Анализ готовых работ. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 3.10 Кукла "Птица Радость"
Теория: Рассказ о кукле «Птица Радость». Демонстрация готового образца.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Птица Радость».
Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 3.11. Кукла "Кукушечка"
Теория: Беседа о православном празднике Троица и роли кукушки в народных поверьях. Демонстрация двух образцов кукол «Кукушечка»..
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кукол «Кукушечка». Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 3.12. Солнечный символ "Око радости"
Теория: Беседа на тему: « Обряд «Славления Солнца». Демонстрация готового образца. Использование веток дерева и ниток.
Практика: Ответы на вопросы. Упражнения по наматыванию ниток. Рассматривание образца. Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
Тема 3.13. Кукла "Вербная"
Теория: Беседа о православном празднике Пасха и Вербное воскресенье, знакомство с традициями..
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 3.14 "Спиридон Солнцеворот"
Теория: Рассказ о кукле «Спиридон Солнцеворот». Демонстрация готового образца, иллюстраций. Особенности изготовления кукол из лыка. Последовательность изготовления куклы.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Изготовление куклы «Спиридон Солнцеворот». Работа над костюмом куклы. Представление готовых работ. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 3.15 Кукла "Макредина"
Теория: Рассказ о кукле «Макредина». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Выбор материала для изготовления куклы. Этапы работы.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Макредина». Подведение итогов работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
Тема 3.16 Вепсская кукла (кормилка)
Теория: Беседа о народе вепсы и истории вепсской куклы. Особенности технологии изготовления. Демонстрация готовых кукол, фотографий.
Практика: Рассматривание работ. Практическое изготовление «Вепсской куклы». Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
IV Раздел: Обереговые куклы
Тема4. 1. Кукла «Подорожница».
Теория: Беседа о куклах оберегах. Знакомство с куклой «Подорожница». Народные приметы « в дорогу», загадки, ребус.
Практика: Рассматривание готового образца. Ответы на вопросы. Практическое изготовление куклы «Подорожницы». Анализ проделанной работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.2. Кукла «Закрутка».
Теория: Беседа о куклах закрутках. Особенности изготовления. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций.
Практика: работа по изготовлению куклы «Закрутка» .
Тема 4.3. Кукла «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде.
Теория: Рассказ о кукле «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде. Загадки по теме, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций.
Практика: Рассматривание образцов. Упражнение по основным приемам: закручивание, наматывание, обережный крест. Форма контроля: фронтальный опрос
Тема 4.4. Кукла «Колокольчик».
Теория: Беседа о значении колоколов на Руси. Знакомство с куклой «Колокольчик». Загадки, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин. Техника безопасности при работе с ножницами. Особенности подбора ткани. Последовательность выполнения куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Колокольчик». Анализ готовых работ
Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия
Тема 4.5. Куклы «День и Ночь».
Теория: Беседа по теме куклы «Обереги жилища» и их место в русской избе. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кукол «День и Ночь» вариант 1, вариант 2. Анализ готовых работ.
Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.6. Кукла «Северная Берегиня»
Теория: Демонстрация готовой куклы. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по теме: кукла «Северная Берегиня». Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема4. 7. Кукла народов Прикамья.
Теория: Рассказ о народах Прикамья. Знакомство с куклой народов Прикамья. Практика: Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы народов Прикамья. Оформление декоративной подвески.
Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема4. 8. Кукла «Веснянка»
Теория: Беседа по теме «Народный календарь: Авдотья Весновка». Народные приметы и поговорки, стихи о весне.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению «Веснянки». Украшение куклы яркими нитями и лентами.
Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема4. 9. Кукла «Благодать».
Теория: Беседа по теме кукла «Благодать». Народные приметы и поговорки. Демонстрация готовых кукол, фотографий.
Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Благодать». Анализ проделанной работы. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.10. «Рождественский ангел»
Теория: Беседа о празднике Рождества и значении народной куклы «Рождественский ангел». Стихи, приметы, кроссворд по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстрации. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность изготовления куклы с помощью приема обережный крест.
Практика: Рассматривание куклы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по выполнению куклы «Рождественский ангел». Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.11. Кукла «Девкина забава» или «Подружка – плакушка».
Теория: Беседа по теме кукла «Девкина забава» или «Подружка – плакушка». Демонстрация готовых кукол, иллюстрации.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание куклы «Девкина забава» или «Подружка – плакушка». Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.12. «Хозяюшка Благополучница»
Теория: Рассказ о кукле «Хозяюшка Благополучница». Демонстрация готовых работ, фотографий. Технология изготовления куклы посредством приемов наматывание, прикатывание и узелкового приема.
Практика: Рассматривание куклы. Практическая работа по изготовлению куклы «Хозяюшка Благополучница».
Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.13. Кукла "Очистительная"
Теория: Беседа о кукле «Очистительная». Демонстрация готового образца. Особенности подбора ткани. Техника безопасности при работе с ножницами. Этапы работы. Применение приемов: обережный крест, наматывание.
Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Очистительная». Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.14. Кукла "Званка -Желанка"
Теория: Беседа по теме кукла «Званка - Желанка». Демонстрация готового образца, иллюстраций. Практика: ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы.
Форма контроля: Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.15. Кукла «Старик-Домовик»
Теория: Рассказ о кукле «Старик - Домовик». Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Выбор ткани для куклы.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Старик - Домовик». Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия.
Тема 4.16. Кукла" Богач".
Теория: Рассказ о кукле «Богач». Демонстрация образцов. Сравнительный анализ кукол « Крупеничка» и «Богач
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы « Богач». Подведение итогов работы.
Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. Фотосессия
Тема 4.17. Кукла "Рябинка"
Теория: Беседа по теме кукла «Рябинка». Особенности изготовления. Демонстрация готового образца, иллюстраций. Загадки, пословицы.
Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Рябинка». Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
Тема 5. Рубаха.
Теория: Детская рубашка, её покрой и украшение. Классическая русская девичья рубаха – цельная ( проходница, исцельница ), рубаха воротушка – долгорукая.
Практика: Технология кроя рубахи. Изготовление и украшение мужской и женской рубахи. Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
Тема 6.Сарафан.
Теория: Различие сарафанов по покрою: прямой сарафан -бочка, косоклинные сарафаны, круглые сарафаны (москович, продуванка, раздувай)
Практика: Изготовление одного из видов сарафанов и его украшения.
Форма контроля. Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
Тема 7 .Понёвный комплекс.
Теория: Поясная одежда – понева. Понева – разнополая, глухая понева, понева с прошвой. Особенности кроя. Праздничные и будничные поневы, особенность их украшений.
Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина.
Практика: Пошив праздничной поневы. Форма контроля. Фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
Тема 8. Головной убор.
Теория: Девичий головной убор: «краса», «повязка», «увясло», «венчик».
Практика: Изготовление девичьего головного убора- повязки.
Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ. fishki.netHYPERLINK "https://fishki.net/2281032-russkie-golovnye-ubory-i-pravila-ih-noshenija.html"›HYPERLINK "https://fishki.net/2281032-russkie-golovnye-ubory-i-pravila-ih-noshenija.html"2281032-russkie-golovnye-ubory…pravila…
Тема 9. Украшения.
Теория: Украшения, как составная часть русского народного костюма. Виды украшений. Ушные украшения: серьги - бусы, серьги- голубцы, «орлики», «гуски».
Практика: Мастерим шейное украшение из бисера.
Форма контроля: фронтальный опрос. Практическое задание. Выставка работ.
Итоговый контроль: выставка творческих работ.
1.4 Планируемые результаты
Предметные:
К концу учебного года учащиеся будут знать:
- историю народной куклы, обычаи и традиции русского народа;
- различные техники и технологии в изготовления куклы.
уметь:
- работать с различными инструментами;
- создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы.
Личностные результаты
К концу учебного года учащиеся будут проявлять:
- бережное и уважительное отношения к кукле, как к
объекту национальной истории и культуры;
- творческие возможности, внимание, наблюдательность и
фантазию.
- навыки общения и коллективной деятельности.
Метапредметные результаты:
К концу учебного учащиеся будут уметь:
-реализовывать собственные творческие замыслы;
-работать индивидуально и в группе;
-образно и аналитически мыслить;
-взаимодействовать в группе (уважать мнение других, оказывать поддержку и помощь, относиться к коллективной творческой работе как лично значимой, проявлять инициативу).
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024учебный год
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Режим занятий | Сроки контрольных процедур | Продолжительность каникул |
01.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 361 | 3 раза в неделю по 2 часа | Декабрь(16 неделя), май (35 неделя) | 1-8 января 2024 года |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией.
Инструменты и приспособления: ножницы, иглы, цветные булавки с большими головками, клей ПВА. Материал для изготовления кукол: нитки (хлопковые, ирис, акриловые, шерстяные), пеньковая веревка, ткань хлопчатобумажная белая.
Информационное обеспечение: видео-фонотека литературных произведений, сборник сценариев и упражнений, тексты сказок, ноутбук, интернет-ресурсы.
Кадровое обеспечение: педагог, работающий по данной программе соответствует квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».
Форма аттестации
Отслеживание результатов реализации программы проходит в три этапа: текущий, промежуточный и итоговый.
Текущий контроль.
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием презентации по темам изучаемого материала.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
Выставка-конкурс «Игрушка на елку».
Промежуточный контроль
Фронтальная и индивидуальная беседа;
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Выставка.
Итоговый контроль
Предусматривает персональные выставки, включающие авторские куклы учащихся, выполненные по собственным эскизам с использованием различных техник и материалов, экспонаты которой оцениваются по критериям:
качество и чистота работы;
оригинальность и композиционное решение;
соответствие окончательного варианта куклы с первоначальным эскизом.
Оценочные материалы:
Хорошим показателем развития творческих способностей является активное и успешное участие в конкурсах и выставках. Лучшие работы размещаются на сайте учреждения.
Диагностика с целью выявления предметных, метапредметных и личностных результатов составляется
- табель успеваемости (выявление предметных результатов) (Прил1.)
- шкала оценивания личностного роста (выявление личностных результатов) (прил 2.);
- проводится комплексная работа (выявление метапредметных результатов), (Прил.3).
Методические материалы
При проведении занятий используются различные методы работы:
- словесные методы (лекции, объяснения, консультация);
- демонстративно- наглядные (коллекция фоторабот, видео, технология схем);
- метод практической работы;
- активные формы познавательной деятельности.
Педагогические технологии:
- технология игровой деятельности;
- коммуникативная технология обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия
Занятия проходят в игровой форме с использованием:
бесед, наблюдений, проблемных ситуаций, сюрпризных моментов, конструирования, моделирования, совместного проговаривания, комментирования, совместных действий, показа с объяснением, динамических пауз, подвижных игр, артикуляционной и пальчиковых гимнастик, речевых и дидактических игр, игровых заданий, упражнений, рефлексии.
Структура занятия:
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
3. Практический этап.
4. Рефлексия.
Список литературы для педагога
1. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М.: Профиздат, 2015. – 136с.
2. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. – М.: Культура и традиции, 2017. – 121с.
3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2019. – 240с.
4. Москин Д.Н., Яшкова Т.Б. Загадка народной куклы. - Петрозаводск: Периодика, 2018. - 64 с., ил.
5. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских
традициях. – М.: Айрис Пресс, - 2018.
Литература для детей
1.Берстенева, Н.Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. Белый город.- 2018.
2.Делаем куклы. – М. Издательство Ниола-прес, 2019.
3.Рукоделие и творчество. Игрушки из помпонов (комплект из 7 книг). – М.: АСТ, 2019.
Литература для родителей
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- Просвещение, Москва.- 1991.
2.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- Искусство в школе, Москва .-2018.
3.Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2020.
Оценочный материал
Приложение 1
Табель успеваемости учащихся:
Фамилия______________________________
Имя__________________________________
Критерии подготовки
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Общеучебные умения и навыки
Баллы
Уровень
Работа с эскизом
Экономное использование материалов
Умение работать с инструментами
Умение заправлять ткань
Умение начать и закончить работу
Применение в работе изученных швов
Баллы
Уровень
Работа с литературой
Работа с электронными источниками
Исследовательская раб.
Умение слушать и слышать педагога
Выступление перед аудиторией
Приложение 2
Устный опрос и выполнение практической работы.
Методическое обеспечение: Тест «Я знаю»;
Материально – техническое обеспечение: компьютер.
На каждого учащегося: ткань, нитки, ножницы, фурнитура.
Теоретическая часть: оценивается педагогом на занятии с помощью теста «Я знаю» по пройденным темам программы. Педагог раздает каждому обучающемуся тест. Объясняет правила выполнения работы. Обучающиеся выполняют тест, подписывают и сдают педагогу.
Критерии оценивания:
- Знает историю игрушки;
- Знает название и назначение материалов и инструментов;
- Знает название и назначение игрушки;
- Знает правила безопасности труда и личной гигиены;
- Знает виды изученных швов.
Шкала оценивания:
правильный ответ - 2 балла ; неправильный ответ – 0 баллов
Результат отслеживается по уровням:
От 1 до 9 – минимальный ; от 10 до 15 – средний ; от 16 до 20 – максимальный
Практическая часть: Оценивается педагогом при выполнении практической работы игрушки. Обучающийся самостоятельно выполняет работу, используя инструкционную карту.
Критерии оценивания:
1. Умеет пользоваться инструкционными картами;
2. Умеет пользоваться инструментами для работы;
3. Умеет начать и закончить работу;
4. Умеет экономно использовать материалы;
5. Умеет эстетично оформить работу. Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько).
Приложение 3
Значение термина
1. Шов
а) последовательный ряд стежков
2. Стежок
б) расстояние между двумя проколами иглы
3. Строчка
в) последовательность стежков, выполненных для соединения деталей изделия друг с другом
2. Сшивание - это:
а) соединение нескольких приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам швом «назад иголкой» или машинным швом;
б) соединение нескольких различных по величине деталей швом «крест»;
в) прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали.
3. Определите виды ручных швов:
а) шов «набор»; г) шов «через край»;
б) смёточный шов; д) шов «вперёд иголкой»;
в) петельный; е) шов «назад иголкой»;
4. Интерьерные игрушки своими руками- это:
а) современные игрушки, изготовленные на фабриках;
б) игрушки, изготовленные вручную человеком.
5. На какие три группы делится интерьерная игрушка?
а) игровые
б) обрядовые
в) сувенирные
г) обереги
6. Материал для изготовления интерьерной игрушки:
а) ситец;
б) хлопок;
в) мочало;
г) шерсть;
д) трикотаж.
Правильные ответы: 1. 1 - в; 2-б; 3-а; 2. а); 3. 1-б); 2-в); 3-г); 4-д); 5-а); 4.б); 5. а),б),г); 6. а),б),д).
Материально-техническая база:
учебный кабинет;
рабочий стол (5 шт);
стул (20 шт);
Рабочие материалы:
картон, ножницы,иглы,ткань,проволока,пуговицы,мел,сантиметровая лента,различная фурнитура,бисер,наперсток.
Информационное обеспечение 10 при необходимости использование мультимедийного проектора ,компьютер.