Карагайская средняя общеобразовательная школа, филиал МАОУ Дубровинская СОШ
Конспект открытого внеклассного занятия на тему: «В гостях у кукольного театра»
Учитель Уразова Л.С.
2018-2019 учебный год
Цель занятия: формирование представлений о работе с куклами в русской народной сказке «Теремок»и татарской сказке «Тукмар и Чукмар»
Задачи:
-Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «В гостях у кукольного театра», о приемах вождения кукол; показать виды кукол и их использование. Заинтересовать идеей развития кукольного театра.
-Развивающие: развивать творческие способности и речь , анализировать и делать выводы; развивать мелкую моторику рук.
-Воспитывающие: воспитывать навыки коллективной работы и сотрудничества; развивать коммуникативные качества.
Тип занятия-обобщение и систематизация знаний пройденного материала.
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы(слайды), выставка-образцы кукол, декорации для кукольного театра; технические средства: компьютер.
Ход занятия
Организационный этап (музыкальное сопровождение «Много в мире сказок»)
Учитель: -Добрый день! Здравствуйте уважаемые коллеги!
-Как я рада , что мы опять собрались все вместе. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу слева и справа и поделимся нашими улыбками со всеми кто находится в этом зале. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.
-«Любите ли вы театр, как люблю его я?»-спрашивал великий Станиславский. Я думаю, редкий учитель ответит на это вопрос отрицательно. Ведь театр –это лучшее средство общения людей, для понимания их сокровенных чувств. И, конечно же, каждый учитель старается создать условия для совместной со взрослыми театрализованной деятельности детей. Театр для детей-чаще всего праздник, школа чувств, положительных эмоций, школа общения. Театр- это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, формировать творческую активность. Вся жизнь ребенка насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Театр в школе-это взаимодействие взрослого и детей, это творческое сотрудничество.
Сообщение темы и цели занятия:
-Как вы думаете, какое у нас занятие?(занятие кукольного кружка) слайд1
-Что мы будем делать на этих занятиях? (учимся правильно говорить, выражать эмоции, изображать разных животных, разыгрываем сценки, изготовим персонажей сказки)
Основной этап.
Учитель: Итак, мы все в кукольном театре
За тот период, что мы с вами занимаемся, вы немало узнали о кукольном театре. Давайте вспомним.
-Кто является главным героем в кукольном театре? (кукловод) слайд 2
-Без чего нельзя обойтись в кукольном театре? (без кукол) слайд 3
Давайте познакомимся с ними. Здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы, объемные и плоские; деревянные, вязанные. А также изготовленные своими руками театр на дисках, театр на прищепках, театр ложек. Эти куклы предназначены для показа сказок. Слайд 4
Пальчиковый театр-это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Наш театр «ТЕРЕМОК» был сделан из фетра. Это практичный и яркий материал. Учит пересказывать и сочинять сказки, развивать монологическую и диалогическую речь, самостоятельно сочинять сказки уже знакомыми персонажами. При помощи выбранных персонажей придумать новую сказку: одного героя убрать или наоборот добавить из другой сказки. Это чудо-книжка придает уверенности в себе, навыков общения.
Слайд 7-8 Разнообразие кукол бесконечно. Но самым распространенным видом кукол является «живая кукла». Каждый человек в своей жизни на школьных праздниках бывал в роли живой куклы.
Мастер-класс:
-А вам бы хотелось хотя бы на мгновение стать кукольником, и сделать куклу для спектакля. А у меня появилось желание пополнить наш небольшой театр кукол новыми персонажами, а самое главное- сыграть сказку. Сегодня я хочу вас познакомить с процессом изготовления игрушек для театра из воздушных шаров. Давайте попробуем! Откроем мастерскую по изготовлению кукол для постановки сказки «Теремок». Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы вы получили удовольствие от работы в мастерской? Давайте повторим эти важные для всех правила.
Ножницы –от слова «нож». Помни, если их берешь!
Клей на парту не пролей, Аккуратней клеем клей!
Для дальнейшей работы мы разделимся на 2 группы.
1 группа-
2 группа-
Для этого мы возьмем лист цветной бумаги, обведем свои ладошки карандашом и вырежем их ножницами и у вас есть для этого готовые заготовки
И помните, каким должно быть настроение во время работы, помогайте друг другу, и тогда ваши работы будут излучать тепло и доброту.
Приступаем к работе. Уверена, у вас все получится и в конце занятия мы увидим ваших сказочных персонажей на нашей сцене.
Посмотрите, какие интересные создания у нас должны получиться.
-Кто закончил работу, наведите порядок на рабочем месте.
Готовый театр это здорово, необычно, красиво. Но театр сделанный своими руками, а особенно ручонками наших деток это чудо, которым можно восхищаться бесконечно.
Спасибо за активное участие в мастер классе! Удачи вам! Творите, это здорово!
-Уважаемые взрослые! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что когда-то были Светочками, Ирочками, Айсылушками, Гайша, Сания, Людочками… Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться. Давайте заглянем в эту театральную страну! В этой стране везде царит ИГРА!
Внимание, внимание,(петрушка)
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в страну «Театралию»,
Где состоится представление, Всем на удивление!
Показ народной сказки «Теремок» и Абдуллы Алиша «ЧУКМАР И ТУКМАР»
Подведение итогов работы. Рефлексия. Звучит музыка «Дорогою добра»
Мы с вами хорошо поработали, побывали в гостях у кукольного театра, но и сами сыграли в сказке. Куклы благодаря вашим чутким пальчикам, вашему таланту выглядели прекрасно. Спасибо вам большое, за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. А закончить наше занятие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг. Возьмемся за руки и улыбнемся всем вокруг и друг другу. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой –радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Предлагаю 3 листа с изображением предметов: чемодан, мясорубка, мусорное ведро. Те, кто считает, что всю информацию возьмет с собой, положит СМАЙЛИК улыбка» на «чемодан», те, кто переработает и возьмет с собой СМАЙЛИК РАДОСТЬ-на «мясорубку», а те, кто считает информацию ненужной Смайлик грусть, -выбросит в «мусорное ведро»
Занятие закончено. До свидания! До новых встреч в мире сказки!