СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у радуги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по экологическому воспитанию, модуль "Климат" программы дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у радуги»

Занятие 1. В гости к радуге

Составитель:Сизова Анна Дмитриевна

Цель:учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Закрепить представления детей о цветах радуги, способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать прилагательные для его описания. Расширять словарный запас детей.

Задачи.

Обучающие:

- познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света) ;

- закрепить знания о цветах спектра, их последовательность;

- формировать представление о цвете и спектре;,

- формировать навыки совместной деятельности.

Развивающие:

- развивать память, воображение, наблюдательность, творческие способности, логическое и ассоциативное мышление;

- расширять кругозор детей.

Воспитывающие:

- воспитывать экологическую культуру, любовь к родной природе;

- самостоятельность, любознательность;

-умение видеть красоту природы.



Погодные условия: ясный тёплый день.

Материалы и оборудование: видеоролик, презентация, краски, альбомные листы, цветная бумага, емкость с водой, зеркало, апельсин, мандарин, веер из семи цветов, картина радуги ,цветные ленты-лучики.

Ход занятия.

1.Организационно-мотивационный этап.

Педагог предстаёт перед детьми в образе Художника, у которого в руках кисть и разноцветный веер.Он здоровается и загадывает загадку.

Дождик землю промочил,

Ветер солнышко открыл.

Через речку — прыг да скок

— Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга.

Дети:(Радуга)

Педагог :

Знаете ли вы, отчего в небе бывает радуга? ответы детей

В какое время года мы чаще всего ее видим? ответы детей

При какой погоде? ответы детей

- А кто видел радугу? ответы детей

Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? ответы детей



Презентация «Радуга-дуга» (4962)

Педагог :

Вот она, радуга!

Вот красота!

Полюбуйтесь, какие цвета!

2.Основной этап.

Беседа.

Педагог:

Ребята, давайте подумаем, какие слова похожи на слово «радуга». (ответы детей)

Правильно слово «радуга» похоже на слово «радость». В славянских языках есть множество названий. «Райская дуга», весёлка, божий лук, божий пояс, бабин пояс, красуля.И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

Народ представлял себе радугу, как некое существо, выпивающее воду из разных источников, прудов, озер.

А значит, построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

...Дождь заканчивается. Редкие капли еще па­дают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солн­це. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле замет­ной.

Педагог :

Сколько цветов у радуги? ответы детей

Педагог :

Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Педагог :

Давайте почувствуем цвета радуги.

Педагог :

Красный цвет, какой он? Что вам говорят глаза о красном цвете? (ответы детей)

Педагог :

Следующий цвет какой?

Дети:

Оранжевый.

Педагог :

Давайте почувствуем его. Для этого призовем на помощь нос.

Какой оранжевый фрукт вы знаете?

Дети:

Мандарин

Педагог :

Какой у него запах? Что чувствуют ваши носики?(ответы детей)

(Запах мандарина любят и дети и взрослые. Многим взрослым он напоминает детство, новый год)

Педагог :

Продолжаем путешествие по радуге. Какой следующий цвет нас ждет?

Дети:

Желтый

Педагог :

Что всегда бывает желтого цвета? (ответы детей)

Имитационная игра «Желтая туча»(автор Л.Петрова)

Педагог :

Туча желтая летела,

На ребят она глядела.

Листья желтые нашла

И ребятам раздала.(Дети достают заранее приготовленную цветную желтую бумагу)

Эти листики сомнем, (делают из листьев комки)

Покатаем и сожмем!(катают в руках, сильно сжимают)

Будут круглые комки, (всем показывают)

Будут желтые снежки.

Можно их в руке держать, (поочередно держат в правой и левой руке)

Можно по полу катать, (катают по полу)

Можно вверх подбросить их(подбрасывают вверх)

Можно наступить на них(наступают на комки)

Можно к уху их поднять(подносят к уху)

И тихонько пошуршать…(тихонько шуршат комочками)

Можно спрятать их в ведро,

Будет полное оно!(кладут комочки в ведро)

Педагог :

Отправляемся дальше !Нас ждет следующий цвет?

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести.

Дети:

Зеленый!

Педагог :

Какой он зеленый цвет? (ответы детей)

Педагог :

Какой у него запах? (ответы детей)

Педагог :

Какой он на вкус? (ответы детей)

Педагог :

Зеленый цвет на прощанье приготовил нам еще загадку.

Он на небе в день погожий ,

И на незабудках тоже,

А на крыльях мотылька

Может он взлететь с цветка.

Дети:

Голубой цвет.

Педагог :

Правильно. А что всегда бывает голубого цвета? (ответы детей)

Педагог :

Глаза голубые у куклы моей

А небо над нами еще голубей

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо на нас.

Педагог :

Какой следующий цвет у Радуги? (ответы детей)

Педагог :

Синий! А что всегда бывает синего цвета? (ответы детей)

Педагог :

Релаксация «Океан»(3 мин)

Педагог :

Дети, садитесь на ковер, закройте глаза и слушаем музыку океана и мой голос.

Я слышу шум океана, прибоя…Волна беседует со мной , она мне говорит:»Успокойся, отдохни….Услышь шум прибоя. Пусть шея, руки и спина отдохнут. Вдохни чистый воздух океана, расслабь тело и ноги. Тепло и свет вливаются в тебя, огорчения и болезни уходят.Свет чистый, белый лечит душу и тело.Дает любовь и веру в торжество добра!.Услышь тишину, она молчит.Впусти тишину в себя»

Но вот прохладный ветер пробежал по телу, взбодрил нас всех

Мы проснулись, потянулись, улыбнулись.

Педагог :

Вспомним, какой он синий цвет?(ответы детей)

Педагог :

Какой же следующий цвет у Радуги?(ответы детей)

Педагог :

Увидав его под глазом

Драчуна жалеют сразу,

А вот баклажан и слива

С ним довольны и счастливы.

Дети:

Фиолетовый цвет.

Педагог:

- А сейчас подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги, сверху вниз (выполняют задание).
Педагог:

-Почему появляется радуга? Хотите узнать?
- Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется).

- Я вам предлагаю провести опыт.
Наполним ванночку водой и поставим на стол. Опустим зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмем лист бумаги и поместим его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигаем само зеркало. Изменяем положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная Радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхнем зеркало. Что мы видим теперь?
-на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Педагог:
- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).


3. Оценочно-рефлексивный этап.

Педагог:

- Ребята, вы такие молодцы. Очень постарались. Помогли Художнику запомнить цвета радуги. Вы порадовали и Художника и Радугу. Вы много знаете о ее цветах. Художник и Радуга вас благодарят и дарят подарок-сувенир-маленький радужный веер на память.

Звучит музыка, детям раздают подарки.

- До свидания! (дети прощаются и благодарят его за игры, Художник уходит).

4. Список информационных источников.

1.Дошкольная педагогика №1-2010 г. С.30

2.Черепкова Т., Чеботкова Н., Концевая О. «Путешествие по радуге», «Дошкольное воспитание»№5, 2015г.


3. https://kopilkaurokov.ru



4.http://mirznanii.com/a/180816-7/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-4-7



5.https://studwood.ru/1063986/pedagogika/literatura