СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка".

Просмотр содержимого документа
«В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка"»

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема. Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В.Ю. Драгунского"Что любит Мишка"
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.
Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.
Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.
Оборудование: портрет В.Ю. Драгунского, иллюстрация к рассказу, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, запись Шопена.
                                                              Ход урока

I Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинаем мы урок

Слушайте внимательно

Работайте старательно


II Повторение изученного материала

  1. Работа над скороговоркой

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.



  1. Проверка Д.з.

Беседа

- Что было задано на дом? (прочитать и пересказать рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки»

- А что вам запомнилось из биографии Виктора Юзефовича Драгунского?

- Когда читаешь рассказы В. Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был и токарем, и режиссером, и лодочником, и актером, и даже работал в цирке… клоуном. А когда в 40 лет у В.Ю. Драгунского родился сын Денис – он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые, и дети. Читая рассказы В. Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

Чтение «цепочкой» уч-ся рассказа «Главные реки»

Беседа по содержанию рассказа

- От чьего имени ведется рассказ? (от имени Дениски)

- Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика?

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? (Что будет учить уроки всегда. До глубокой старости)



Пересказ уч-ся рассказа «Главные реки»

- А какие еще рассказы Драгунского читали? («Денискины рассказы»: «Заколдованная буква», «Друг детства», «Кот в сапогах», «Рыцари» и др.

III Сообщение темы и целей урока
- И сегодня мы продолжим знакомиться с рассказами В.Ю. Драгунского, будем читать «Что любит Мишка»

IV Первичное восприятие

1 Чтение учителем рассказа

2 . Беседа по первым впечатлениям

– Как вы думаете, почему так назван рассказ?

- Что рассмешило вас?

- Похожи ли Денис и Миша?

- Кто из детей взрослее, несмотря на то, что они одного возраста?

- Итак, что же мы можем сказать о мальчиках? (У Дениса и Миши интересы разные. Денис всесторонне развитый мальчик.)


3.Словарная работа

Сушка – маленькие бублики

Сайра – рыба

Кета - рыба

Частик – рыбная консерва

Зельц – мясной рулет

Кавалерист- военнослужащий

Лань –разновидность оленей


Лакомка – человек, который любит лакомиться, т.е. съесть чего-либо вкусное, лакомое, понемножку.

Обжора – ненасытный, жадный на еду, прожорливый, всеядный

4 Физкультминутка

V Чтение произведения и его анализ

1) Чтение 1 абзаца цепочкой.

- Какие вопросы можно поставить к прочитанному? (Что делали Дениска и Мишка в зале ,где бывают уроки пения?)

2)Чтение по ролям.

- Прочитайте диалог учителя и Дениски

-Что любит Борис Сергеевич? (музыку)

-Что узнали о Шопене из слов учителя?

Фридрих Шопен- великий польский композитор и пианист.

3)Прослушивание музыки Шопена

- Послушайте его музыку и подумайте,  почему Борис Сергеевич очень любит музыку этого композитора..(Звучит музыка)

-Почему Борис Сергеевич очень любит музыку  Шопена?(она  красивая, завораживает. наполняет сердце радостью)

4) Выборочное чтение

- Что любит Дениска: докажите словами из текста. (Целый мир) 

-Как это понимаете? (Разнообразие: и природа, и ремёсла, и история ,и космос)

- Прочитайте, что любит Мишка.

5)Характеристика ребят

- Как это характеризует Дениску и Мишку. Докажите.( Обучающиеся выбирают нужные слова)

Любознательный                            вежливый

Ленивый                                          смелый

Добрый                                            добродушный

Честный                                           весёлый

Общительный                                 скучающий

Обидчивый                                      грустный


6)Чтение «в наушниках»

- на стр. 28 дочитайте текст самостоятельно «в наушниках»


7) Беседа

-Чего ждал Мишка? (похвалы)

- Почему учитель пения не похвалил Мишку? Отчего мальчик покраснел?

-Почему ответ Мишки вызывает смех ?

VI Итог урока


Вывод. Французский писатель Скаррон сказал, что «ни один человек, любящий свой желудок, не произвел ничего истинно прекрасного»
Миша ничем не интересуется, поэтому у него отсутствует «духовная пища», у него узок круг его интересов, поэтому он и не растет.



– Берем простой карандаш, подчеркиваем опорные слова, готовимся к пересказу.
– Какие слова вы выделили?
Рояль, Шопен, Целый мир, вмешался Мишка,  целый продуктовый магазин.

12. Пересказ

– Готовимся к пересказу. Кто сможет по опорным словам пересказать текст?

13. Работа в парах

– А теперь поработаем в парах. Пересказываем друг другу. Кто хочет сказать доброе слово о пересказе товарища?

14. Пересказ слабого ученика

– Кто сможет теперь пересказать всему классу?
– Ребята, а что вы любите больше всего на свете?
– Ваш список мне понравился больше, чем Мишкин. Я рада за вас. Почему список «любимых» Мишкиных занятий не понравился  учителю? Как он отреагировал на слова. Давайте прочитаем. Почему учитель не похвалил его? (т.к. у него на последнем месте котята, бабушка). Он даже о маме не вспомнил.

VI. Итог

–Понравился ли рассказ Виктора Драгунского?
- Как же охарактеризуем наших мальчиков?
(Целый мир и обжора.)

- На кого из мальчиков хотели бы равняться?

VII. Оценивание

VIII. Домашнее задание (c.24-28, читать и пересказывать)




























Виктор Юзефович

Драгунский















Вы знаете кто это? А как вы думаете какой этот человек? Ребята, я вам сегодня хочу рассказать о любимом писателе многих детей – Викторе Юзефовиче Драгунском. Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»...  

Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей.  

Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет. А цирк? Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном.

Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто исполняются на эстрадах, звучат по радио... 

 Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали — во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами.

 А ведь большая разница между записанным и исполняемым! Актер может иногда развеселить далеко не самым лучшим текстом. Но с книгами Виктора Драгунского этого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как и слушатели в зале. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую,— мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы.

 Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных рассказов»— так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский. Эта книга выходит с 1959 года. Наверное, случаев, о которых говорил он, было не сто, а больше.

 Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые и умные книги Виктора Драгунского остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.

 рассказы Виктора Драгунского «Денискины рассказы»: «Заколдованная буква», «Главные реки», «Кот в сапогах», «Рыцари» и многие др.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!