«В каждой мимолётности вижу я миры».
«Мимолётности» - так назвал цикл музыкальных фортепианных миниатюр
Сергей Прокофьев.
Они объединили в себе и живописные, и литературные впечатления композитора.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
Выдающийся композитор, пианист и дирижёр XX столетия – Сергей Сергеевич Прокофьев, смелый и дерзкий новатор, – искал созидающие формы, отражающие дух эпохи. Он стал одним из основателей советской композиторской школы и неоклассического направления фортепианной музыки XX века.
Увлечение музыкой началось в раннем детстве, и уже в 9 лет юный Сережа Прокофьев представил на суд слушателей свою первую оперу « Великан ». Одарённость мальчика заметили известные музыканты.
Неоклассицизм - направление в музыке 20 – 30-х годов XX века. Неоклассицизм, или «новый классицизм» характеризуется, по большей части, стилизацией под античную классику.
« Светлый, весёлый гений русской музыки. Прокофьев брался за любой жанр, в его руках он становился необычным », – писал о таланте композитора советский музыковед Борис Асафьев.
Солнечное мироощущение и свою способность радоваться каждому дню композитор сохранил с юных лет на всю жизнь.
В 13 лет молодой композитор поступает в Петербургскую консерваторию с большим багажом собственных сочинений. Годы обучения обогатили и расширили музыкальные вкусы композитора. В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию по классу композиции и дирижирования, в 1914 году – по классу фортепиано, получив на конкурсе золотую медаль и главную премию – великолепный рояль.
На протяжении всей жизни Прокофьев много концертировал, был любимцем публики и покорял слушателей виртуозным новаторским фортепианным стилем.
«Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю в стих, В каждой мимолётности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры».
Константн Бальмонт.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
Русский известный поэт-символист, эссеист , переводчик . В 1923 году его номинировали на Нобелевскую премию в области литературы.
Бальмонт был самым ярким из всех поэтов, кто жил в Серебряном веке . Его творческое наследие включает в себя 35 поэтических сборников и 20 книг прозы. Он писал филологические трактаты, литературные исследования, критические эссе.
Константин достаточно много путешествовал, его творчество буквально пропитано описанием зарубежной экзотики и поликультуры. Бальмонт практически всегда импровизировал, никогда не правил свои тексты, потому, что был уверен, что самое лучшее всегда рождается в творческом порыве. Дух революционера присутствовал в поэзии Бальмонта. Бальмонт ненавидел царизм, поэтому он с радостью принял Первую русскую революцию. Поэт К. Бальмонт дружил с Максимом Горьким .
Серебряный век - название периода русской художественной культуры, который отразил умо-настроения новой социально-исторической эпохи начала XX в. Наиболее полное воплощение получил в литературе, поэзии. Творчество мастеров серебряного века характеризуется размытостью тематических границ, широким разбросом подходов и творческих решений.
Сонет « Ребенку богов, Прокофьеву» К. Бальмонт (1917 г.)
Личная симпатия между К. Бальмантом и С. Прокофьевым повлекла за собой дружбу, общность эстетических позиций и творческое взаимодействие.
На стихи Бальмонта было создано огромное количество произведений разных авторов. Особая многоплановость содержания его поэзии допускает множество вариантов прочтения. Каждый композитор может найти в его сочинениях нечто родственное своим творческим идеям.
Знакомство Бальмонта и Прокофьева состоялось в 1916 году на вечере у известного оперного певца. Поэт был необычайно захвачен музыкой Прокофьева.
Бальмонт с большим интересом относился к произведениям Прокофьева. Используя стихи Бальмонта для своих сочинений, Прокофьев всегда стремился узнать мнение поэта, убедиться в соответствии творческих замыслов.
- Стремление передать минутные впечатления
- «Игру мгновения»
- Изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творчеством художников-импрессионистов.
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) «Композиция VI » (1913) Это абстрактная пьеса, которую Кандинский творил для создания конкретных образов - в частности, апокалипсиса водой, а также крещения и возрождения, все в одной гигантской картине.
«Композиция VII» Василия Кандинского (1913)
Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать.
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)
- Русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства,
- автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий .
Абстракционизм – направление в искусстве начала XX века; отказ художников от изображения реальных предметов и акцент на сочетание ярких цветовых пятен и геометрических форм.
Из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве».
« Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль.
Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша приводит в вибрацию человеческую душу…».
Фортепианный цикл – многочастное произведение состоящее из нескольких самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.
К созданию фортепианных произведений С. Прокофьев обращался постоянно: искал новые темы и образы, формы, средства выразительности, свой оригинальный стиль.
В наследии композитора 5 концертов для фортепиано с оркестром, 9 сонат, сонатины, 6 фортепианных циклов, 75 оригинальных пьес.
«Мимолётности» – фортепианный цикл С. С. Прокофьева из 20 фортепианных пьес, написанный в 1915-1917 годы.
В музыке «Мимолётностей» нет пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломанных линий - мелодий , ритмов, необычайных гармоний , напоминающих красочные пятна картин.
С. Прокофьев и художник В. Кандинский выступали за идею « монументального искусства », за соединение музыки и живописи.
Название цикла из 20 фортепианных пьес « Мимолётности » появилось под впечатлением стихотворных строк друга композитора, поэта Константина Бальмонта:
«Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры».
К. Бальмонт, 1902 год
В цикле «Мимолетности» Прокофьев раскрывает перед нами все основные виды своих музыкальных композиторских образов: нежные, мечтательные, сказочные, юмористические, экспрессивные и даже драматические.
В пьесах нет реальных героев, все образы бесплотны и напоминают яркие красочные акценты картин художника-абстракциониста Василия Кандинского.
Стремление передать минутные впечатления, « игру мгновения », изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творческим кредо художников-импрессионистов , с живописными беспредметными образами.
В неторопливом мелодическом повествовании « Мимолётности № 1», в её причудливой звучности, окутанной тайной и загадкой, будто слышен диалог двух сказочных персонажей. Их голоса звучат в разных регистрах.
« Мимолётность № 7» С. С. Прокофьев назвал « Арфа ». Музыкальное полотно наполнено нежным и живописным подражанием струнному инструменту.
Шутливый характер « Мимолётности № 10» переносит в мир фантастических театральных образов. Музыкальные приёмы создают забавную картину яркой балаганной сценки с марширующими марионетками. Может быть это Петрушка – главный герой представления?
Цикл «Мимолетностей» можно разделить на несколько групп по характеру выраженных в них образов и настроений.
Первая группа – пьесы нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это интонационно русская группа пьес.
Вторая группа — пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью.
Третья группа — пьесы остро экспрессивные, динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, но и конфликтностью.
В 1968 году на музыку фортепианного цикла « Мимолётности » был поставлен балет, а в 1975 году создан анимационный фильм.
Идея сближения музыкального и живописного образов была близка и знаменитому русскому композитору XIX века Модесту Петровичу Мусоргскому, поклонником которого являлся Василий Кандинский.
Яркий пример « музыкальной живописи » – вступление « Рассвет на Москве-реке » к опере « Хованщина ». В воображении возникает русский пейзаж, образ пробуждения природы. Это символическая картина рассвета, надежда на светлое будущее России в смутный и сложный период истории государства.
Мусоргский был уникальным композитором и как художник создавал музыкальные полотна в жанрах музыкального пейзажа, сказочного портрета и бытовых картинок.
Один из самых популярных фортепианных циклов Модеста Петровича Мусоргского – « Картинки с выставки ». Цикл из 10 пьес с интермедиями был создан в 1874 году под впечатлением выставки рисунков, друга композитора, художника, архитектора и декоратора Виктора Гартмана.
В чём видится перекличка средств выразительности музыки и живописи?
Домашнее задание:
1. О каком направлении в искусстве рассказывается в презентации, укажите на какой период времени приходится?
2. Назовите имена творческих новаторов изучаемых в презентации периода неоклассицизма?
3. Назовите характеристики творческого мастерства Серебрянного века?
4. Как называется фортепианный цикл С. Прокофьева?
5. Сколько пьес в цикле?
6. Что такое фортепианный цикл?