СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В каждой мимолётности вижу я миры»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мимолётности» – фортепианный цикл С. С. Прокофьева из 20 фортепианных пьес, написанный в 1915-1917 годы. Образное сходство пьес из цикла «Мимолётности» С. С. Прокофьева и картин В. Кандинскогоэ  

Просмотр содержимого документа
««В каждой мимолётности вижу я миры»»

«В каждой мимолётности вижу я миры».

«В каждой мимолётности вижу я миры».

«Мимолётности» - так назвал цикл музыкальных фортепианных миниатюр  Сергей Прокофьев. Они объединили в себе и живописные, и литературные впечатления композитора.

«Мимолётности» - так назвал цикл музыкальных фортепианных миниатюр

Сергей Прокофьев.

Они объединили в себе и живописные, и литературные впечатления композитора.

Сергей Сергеевич Прокофьев  (1891 – 1953) Выдающийся композитор, пианист и дирижёр XX столетия – Сергей Сергеевич Прокофьев, смелый и дерзкий новатор, – искал созидающие формы, отражающие дух эпохи. Он стал одним из основателей советской композиторской школы и неоклассического направления фортепианной музыки XX века. Увлечение музыкой началось в раннем детстве, и уже в 9 лет юный Сережа Прокофьев представил на суд слушателей свою первую оперу « Великан ». Одарённость мальчика заметили известные музыканты. Неоклассицизм - направление в музыке 20 – 30-х годов XX века. Неоклассицизм, или «новый классицизм» характеризуется, по большей части,  стилизацией  под античную классику.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)

Выдающийся композитор, пианист и дирижёр XX столетия – Сергей Сергеевич Прокофьев, смелый и дерзкий новатор, – искал созидающие формы, отражающие дух эпохи. Он стал одним из основателей советской композиторской школы и неоклассического направления фортепианной музыки XX века.

Увлечение музыкой началось в раннем детстве, и уже в 9 лет юный Сережа Прокофьев представил на суд слушателей свою первую оперу « Великан ». Одарённость мальчика заметили известные музыканты.

Неоклассицизм - направление в музыке 20 – 30-х годов XX века. Неоклассицизм, или «новый классицизм» характеризуется, по большей части,  стилизацией  под античную классику.

« Светлый, весёлый гений русской музыки. Прокофьев брался за любой жанр, в его руках он становился необычным », – писал о таланте композитора советский музыковед Борис Асафьев. Солнечное мироощущение и свою способность радоваться каждому дню композитор сохранил с юных лет на всю жизнь. В 13 лет молодой композитор поступает в Петербургскую консерваторию с большим багажом собственных сочинений. Годы обучения обогатили и расширили музыкальные вкусы композитора. В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию по классу композиции и дирижирования, в 1914 году – по классу фортепиано, получив на конкурсе золотую медаль и главную премию – великолепный рояль. На протяжении всей жизни Прокофьев много концертировал, был любимцем публики и покорял слушателей виртуозным новаторским фортепианным стилем.

« Светлый, весёлый гений русской музыки. Прокофьев брался за любой жанр, в его руках он становился необычным », писал о таланте композитора советский музыковед Борис Асафьев.

Солнечное мироощущение и свою способность радоваться каждому дню композитор сохранил с юных лет на всю жизнь.

В 13 лет молодой композитор поступает в Петербургскую консерваторию с большим багажом собственных сочинений. Годы обучения обогатили и расширили музыкальные вкусы композитора. В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию по классу композиции и дирижирования, в 1914 году – по классу фортепиано, получив на конкурсе золотую медаль и главную премию – великолепный рояль.

На протяжении всей жизни Прокофьев много концертировал, был любимцем публики и покорял слушателей виртуозным новаторским фортепианным стилем.

 «Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю в стих, В каждой мимолётности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры». Константн Бальмонт.

«Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю в стих, В каждой мимолётности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры».

Константн Бальмонт.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Русский известный поэт-символист, эссеист , переводчик . В 1923 году его номинировали на Нобелевскую премию в области литературы.

Бальмонт был самым ярким из всех поэтов, кто жил в Серебряном веке . Его творческое наследие включает в себя 35 поэтических сборников и 20 книг прозы. Он писал филологические трактаты, литературные исследования, критические эссе. 

Константин достаточно много путешествовал, его творчество буквально пропитано описанием зарубежной экзотики и поликультуры. Бальмонт практически всегда импровизировал, никогда не правил свои тексты, потому, что был уверен, что самое лучшее всегда рождается в творческом порыве. Дух революционера присутствовал в поэзии Бальмонта. Бальмонт ненавидел царизм, поэтому он с радостью принял Первую русскую революцию. Поэт К. Бальмонт дружил с Максимом Горьким

Серебряный век - название периода русской художественной культуры, который отразил умо-настроения новой социально-исторической эпохи начала XX в. Наиболее полное воплощение получил в литературе, поэзии. Творчество мастеров серебряного века характеризуется размытостью тематических границ, широким разбросом подходов и творческих решений.

Сонет « Ребенку богов, Прокофьеву» К. Бальмонт (1917 г.) Личная симпатия между К. Бальмантом и С. Прокофьевым повлекла за собой дружбу, общность эстетических позиций и творческое взаимодействие. На стихи Бальмонта было создано огромное количество произведений разных авторов. Особая многоплановость содержания его поэзии допускает множество вариантов прочтения. Каждый композитор может найти в его сочинениях нечто родственное своим творческим идеям.  Знакомство Бальмонта и Прокофьева состоялось в 1916 году на вечере у известного оперного певца. Поэт был необычайно захвачен музыкой Прокофьева.  Бальмонт с большим интересом относился к произведениям Прокофьева. Используя стихи Бальмонта для своих сочинений, Прокофьев всегда стремился узнать мнение поэта, убедиться в соответствии творческих замыслов.

Сонет « Ребенку богов, Прокофьеву» К. Бальмонт (1917 г.)

Личная симпатия между К. Бальмантом и С. Прокофьевым повлекла за собой дружбу, общность эстетических позиций и творческое взаимодействие.

На стихи Бальмонта было создано огромное количество произведений разных авторов. Особая многоплановость содержания его поэзии допускает множество вариантов прочтения. Каждый композитор может найти в его сочинениях нечто родственное своим творческим идеям. 

Знакомство Бальмонта и Прокофьева состоялось в 1916 году на вечере у известного оперного певца. Поэт был необычайно захвачен музыкой Прокофьева.

Бальмонт с большим интересом относился к произведениям Прокофьева. Используя стихи Бальмонта для своих сочинений, Прокофьев всегда стремился узнать мнение поэта, убедиться в соответствии творческих замыслов.

Стремление передать минутные впечатления «Игру мгновения» Изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творчеством художников-импрессионистов.
  • Стремление передать минутные впечатления
  • «Игру мгновения»
  • Изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творчеством художников-импрессионистов.
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)  «Композиция VI » (1913)   Это абстрактная пьеса, которую Кандинский творил для создания конкретных образов - в частности, апокалипсиса водой, а также крещения и возрождения, все в одной гигантской картине.

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) «Композиция VI » (1913) Это абстрактная пьеса, которую Кандинский творил для создания конкретных образов - в частности, апокалипсиса водой, а также крещения и возрождения, все в одной гигантской картине.

«Композиция VII» Василия Кандинского (1913)  Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать.

«Композиция VII» Василия Кандинского (1913)

Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать.

Василий Васильевич Кандинский  (1866-1944) Русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий .

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)

  • Русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства,
  • автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий .
Абстракционизм – направление в искусстве начала XX века; отказ художников от изображения реальных предметов и акцент на сочетание ярких цветовых пятен и геометрических форм.

Абстракционизм – направление в искусстве начала XX века; отказ художников от изображения реальных предметов и акцент на сочетание ярких цветовых пятен и геометрических форм.

Из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве». « Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль.  Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша приводит в вибрацию человеческую душу…».

Из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве».

« Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль.

Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша приводит в вибрацию человеческую душу…».

Фортепианный цикл – многочастное произведение состоящее из нескольких самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.   К созданию фортепианных произведений С. Прокофьев обращался постоянно: искал новые темы и образы, формы, средства выразительности, свой оригинальный стиль. В наследии композитора 5 концертов для фортепиано с оркестром, 9 сонат, сонатины, 6 фортепианных циклов, 75 оригинальных пьес. «Мимолётности» – фортепианный цикл С. С. Прокофьева из 20 фортепианных пьес, написанный в 1915-1917 годы. В музыке «Мимолётностей» нет пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломанных линий - мелодий , ритмов, необычайных гармоний , напоминающих красочные пятна картин.

Фортепианный цикл – многочастное произведение состоящее из нескольких самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

К созданию фортепианных произведений С. Прокофьев обращался постоянно: искал новые темы и образы, формы, средства выразительности, свой оригинальный стиль.

В наследии композитора 5 концертов для фортепиано с оркестром, 9 сонат, сонатины, 6 фортепианных циклов, 75 оригинальных пьес.

«Мимолётности» – фортепианный цикл С. С. Прокофьева из 20 фортепианных пьес, написанный в 1915-1917 годы.

В музыке «Мимолётностей» нет пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломанных линий - мелодий , ритмов, необычайных гармоний , напоминающих красочные пятна картин.

С. Прокофьев и художник В. Кандинский выступали за идею « монументального искусства », за соединение музыки и живописи.    Название цикла из 20 фортепианных пьес « Мимолётности » появилось под впечатлением стихотворных строк друга композитора, поэта Константина Бальмонта: «Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю в стих. В каждой мимолётности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры». К. Бальмонт, 1902 год В цикле «Мимолетности» Прокофьев раскрывает перед нами все основные виды своих музыкальных композиторских образов: нежные, мечтательные, сказочные, юмористические, экспрессивные и даже драматические.

С. Прокофьев и художник В. Кандинский выступали за идею « монументального искусства », за соединение музыки и живописи.

Название цикла из 20 фортепианных пьес « Мимолётности » появилось под впечатлением стихотворных строк друга композитора, поэта Константина Бальмонта:

«Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолётности я влагаю в стих.

В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры».

К. Бальмонт, 1902 год

В цикле «Мимолетности» Прокофьев раскрывает перед нами все основные виды своих музыкальных композиторских образов: нежные, мечтательные, сказочные, юмористические, экспрессивные и даже драматические.

В пьесах  нет реальных героев, все образы бесплотны и напоминают яркие красочные акценты картин художника-абстракциониста Василия Кандинского. Стремление передать минутные впечатления, « игру мгновения », изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творческим кредо художников-импрессионистов , с живописными беспредметными образами. В неторопливом мелодическом повествовании « Мимолётности № 1», в её причудливой звучности, окутанной тайной и загадкой, будто слышен диалог двух сказочных персонажей. Их голоса звучат в разных регистрах. « Мимолётность № 7»  С. С. Прокофьев назвал « Арфа ». Музыкальное полотно наполнено нежным и живописным подражанием струнному инструменту. Шутливый характер « Мимолётности № 10»  переносит в мир фантастических театральных образов. Музыкальные приёмы создают забавную картину яркой балаганной сценки с марширующими марионетками. Может быть это Петрушка – главный герой представления?

В пьесах нет реальных героев, все образы бесплотны и напоминают яркие красочные акценты картин художника-абстракциониста Василия Кандинского.

Стремление передать минутные впечатления, « игру мгновения », изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творческим кредо художников-импрессионистов , с живописными беспредметными образами.

В неторопливом мелодическом повествовании « Мимолётности № 1», в её причудливой звучности, окутанной тайной и загадкой, будто слышен диалог двух сказочных персонажей. Их голоса звучат в разных регистрах.

« Мимолётность № С. С. Прокофьев назвал « Арфа ». Музыкальное полотно наполнено нежным и живописным подражанием струнному инструменту.

Шутливый характер « Мимолётности № 10» переносит в мир фантастических театральных образов. Музыкальные приёмы создают забавную картину яркой балаганной сценки с марширующими марионетками. Может быть это Петрушка – главный герой представления?

Цикл «Мимолетностей» можно разделить на несколько групп по характеру выраженных в них образов и настроений.   Первая группа – пьесы нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это интонационно русская группа пьес. Вторая группа — пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью. Третья группа — пьесы остро экспрессивные, динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, но и конфликтностью.

Цикл «Мимолетностей» можно разделить на несколько групп по характеру выраженных в них образов и настроений.

Первая группа – пьесы нежные, мечтательные, порой сказочные и неизменно подлинно лирические. Таковы №№ 1, 2, 8, 16, 17, 18, 20. Это интонационно русская группа пьес.

Вторая группа — пьесы скерцозные, задорные, порой шутливо-юмористические. Таковы №№ 3, 5, 10, 11. Они насыщены юношеской жизнерадостностью.

Третья группа — пьесы остро экспрессивные, динамичные, а иногда и драматические. Это №№ 4, 14, 15, 19. Они порождены не только эмоциями беспокойства, тревоги, но и конфликтностью.

В 1968 году на музыку фортепианного цикла « Мимолётности » был поставлен балет, а в 1975 году создан анимационный фильм. Идея сближения музыкального и живописного образов была близка и знаменитому русскому композитору XIX века Модесту Петровичу Мусоргскому, поклонником которого являлся Василий Кандинский. Яркий пример « музыкальной живописи » – вступление « Рассвет на Москве-реке » к опере « Хованщина ».  В воображении возникает русский пейзаж, образ пробуждения природы. Это символическая картина рассвета, надежда на светлое будущее России в смутный и сложный период истории государства. Мусоргский был уникальным композитором и как художник создавал музыкальные полотна в жанрах музыкального пейзажа, сказочного портрета и бытовых картинок. Один из самых популярных фортепианных циклов Модеста Петровича Мусоргского – « Картинки с выставки ». Цикл из 10 пьес с интермедиями был создан в 1874 году под впечатлением выставки рисунков, друга композитора, художника, архитектора и декоратора Виктора Гартмана.

В 1968 году на музыку фортепианного цикла « Мимолётности » был поставлен балет, а в 1975 году создан анимационный фильм.

Идея сближения музыкального и живописного образов была близка и знаменитому русскому композитору XIX века Модесту Петровичу Мусоргскому, поклонником которого являлся Василий Кандинский.

Яркий пример « музыкальной живописи » – вступление « Рассвет на Москве-реке » к опере « Хованщина ». В воображении возникает русский пейзаж, образ пробуждения природы. Это символическая картина рассвета, надежда на светлое будущее России в смутный и сложный период истории государства.

Мусоргский был уникальным композитором и как художник создавал музыкальные полотна в жанрах музыкального пейзажа, сказочного портрета и бытовых картинок.

Один из самых популярных фортепианных циклов Модеста Петровича Мусоргского – « Картинки с выставки ». Цикл из 10 пьес с интермедиями был создан в 1874 году под впечатлением выставки рисунков, друга композитора, художника, архитектора и декоратора Виктора Гартмана.

В чём видится перекличка средств выразительности музыки и живописи?

В чём видится перекличка средств выразительности музыки и живописи?

Домашнее задание: 1. О каком направлении в искусстве рассказывается в презентации, укажите на какой период времени приходится? 2. Назовите имена творческих новаторов изучаемых в презентации периода неоклассицизма? 3. Назовите характеристики творческого мастерства Серебрянного века? 4. Как называется фортепианный цикл С. Прокофьева? 5. Сколько пьес в цикле? 6. Что такое фортепианный цикл?

Домашнее задание:

1. О каком направлении в искусстве рассказывается в презентации, укажите на какой период времени приходится?

2. Назовите имена творческих новаторов изучаемых в презентации периода неоклассицизма?

3. Назовите характеристики творческого мастерства Серебрянного века?

4. Как называется фортепианный цикл С. Прокофьева?

5. Сколько пьес в цикле?

6. Что такое фортепианный цикл?


Скачать

© 2020, 2062 23

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!