В концертном зале. Симфония
Людвиг ван Бетховен. Симфония №5
СИМФОНИЯ
( от греч. – simphonia – созвучие ) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение.
По своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе.
Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава ( симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса
Композиторы «Венские классики»
Портрет Ф.Й. Гайдна
Портрет В.А. Моцарта
Портрет Людвига ван Бетховена
В классической симфонии обычно 4 части:
I часть - Аллегро ( в быстром темпе), в сонатной форме;
II часть - Анданте в медленном темпе, обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;
III часть - скерцо или менуэт
IV часть – финал
Лю́двиг ван Бетхо́вен
(1770-1827)
Немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы».
Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям ,хоровые сочинения и симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX вв.
Наиболее выдающаяся область творчества Л Бетховена
симфоническая музыка.
Полное и совершенное выражение нашли здесь и присущие ему черты монументального обобщения, и свойство обращаться в искусстве ко всему человечеству.
На протяжении своей жизни этот величайший симфонист создал всего девять симфоний.
Появление каждой симфонии как бы знаменовало для
Бетховена рождение целого мира Каждая из них обобщала целый этап творческих исканий, каждая раскрывала свой неповторимый круг образов и идей.
Каждая его симфония занимает выдающееся место в мировом музыкальном творчестве!
Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека.
В жизни Л. Бетховена был свой трагичный переломный момент в жизни. У 32-летнего композитора начала развиваться глухота.
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут.
С апреля по октябрь 1802 года Бетховен, по совету его врача, провел в небольшом городке Гейлигенштадт, недалеко от Вены, пытаясь улучшить свое состояние.
Однако лечение не помогло, и результатом подавленного состояния Бетховена стало письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание», в котором он заявляет о своем решении по-прежнему жить для и с помощью своего искусства…
Хайлигенштадтское завещание (нем. Heiligenstädter Testament) — это письмо-завещание, написанное Людвигом ван Бетховеном в октябре 1802 года в селении Гейлигенштадт под Веной его братьям Карлу и Иоганну.
« О вы, люди , считающие или объявившие меня озлобленным, упрямым... - как вы несправедливы ко мне. Вы не знаете тайной причины того, что я вам кажусь таким... Подумайте только, вот уже шесть лет. как меня поразил неизлечимый недуг... ведь я глух.
Что за унижение, когда кто-нибудь, стоя рядом со мной, слышал издалека звуки флейты, я же не слышал ничего... Такие случаи приводили меня на грань отчаяния, недоставало малого, чтобы я покончил со своей жизнью.
Только оно, искусство, оно удерживало меня. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир, прежде чем я выполню все, к чему чувствовал себя призванным... Терпение... Оно должно стать моим руководителем, и я владею им...
О Божество, ты с высоты проникаешь вглубь моего существа, ты знаешь его, ты знаешь, что в нем живут любовь к людям и желание делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь прочитаете это, подумайте, что вы были несправедливы ко мне, и несчастный пусть утешится, найдя такого несчастливца...
Вы. мои братья Карл и Иоганн ... живите в согласии и помогайте друг другу... Внушайте вашим детям добродетель ... Не деньги - она одна может дать счастье.
Прощайте и любите друг друга!
Благодарю всех моих друзей... Прощайте, и не забывайте меня совсем после моей смерти. Я заслужил это от вас, ибо при моей жизни часто думал о вас, думал, как бы сделать вас счастливыми. Будьте же счастливы!..
О Провидение, пошли мне хоть однажды день чистой радости! Когда. - о, когда же: о Боже, - я смогу его вновь ощутить в храме природы и человечества? Никогда - о, нет, это было бы слишком жестоко!»
Гейлигенштадт. 6 октября 1802 г.
Симфонии №5
I часть
Главный мотив первой части симфонии «мотив судьбы»
- тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим
Послушайте 1 ю часть Симфонии №5 Л.Бетховена https://www.youtube.com/watch?v=zPqiEK3Ft9Q
Тема судьбы -что это? Вызов? Призыв? Предостережение?
«Так стучится к нам в дверь судьба» - по свидетельству современников, так сказал Бетховен о начальных тактах этого произведения.
Сочиняя симфонию, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку».
Бетховен вышел победителем из этой схватки.
В этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу — к победе», «от мрака - к свету», «через тернии — к звездам».
Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы.
Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.
В начале XX в., в эпоху социальных потрясений, октябрьского переворота в России, это произведение воспринималось как симфония нависшего над человечеством рока и напряженного сопротивления ему...
В годы Второй мировой войны «два такта из Бетховена»—мотив судьбы,- олицетворяя собой стойкость и мужество ,поддерживали дух заключенных, попавших в фашистские застенки.
Ведь в этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу—к победе», «от мрака-к свету», «через тернии-к звездам».
Спасибо за внимание