СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В королевстве Глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 - закреплять изученное о глаголе;

- развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме;

- формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов;

- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал;

- воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Просмотр содержимого документа
«"В королевстве Глагола"»

Предмет: русский язык.

Класс: 4.

Тема урока: В королевстве Глагола

Цель:

 - закреплять изученное о глаголе;

- развивать умение распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме;

- формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов;

- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал;

- воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Формируемые УУД: п. – самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. – владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: урок-путешествие.

Оборудование и материалы: учебник «Русский язык» для 4 класса; карточки для индивидуальной работы, рисунки короля Глагола.

Девиз урока:

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает .


Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Класс наш светлый и уютный,                

Хорошо мы в нём живём.  

Улыбнёмся же друг другу                 

И урок скорей начнём.

Учитель:

- Что возьмём с собой на урок?

Дети: Трудолюбие, дружбу, знания, старание.

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное). Что такое имя существительное? (Ответы).

Учитель:

- Девиз нашего урока:

(Хором):

Мы пришли сюда ... (учиться).

Не лениться, а… (трудиться).

Только тот, кто много … (знает)

В жизни что-то … (достигает ).

Учитель:

- А эти слова какой частью речи являются? (Глагол).

II. Самоопределение к деятельности

Учитель:

- Ребята, сегодня мы проведем вместе волшебные 45 минут. Скажите, вы любите сказки? А ходить в гости?  Тогда вперед! Мы отправляемся в страну, где живет король, который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей. А зашедшие к нему на огонек никогда не будут скучать. Как вы думаете, почему?(Ответы).

- Кто же хозяин замка? Правильно. Король ГЛАГОЛ. У короля есть слуги , зовутся они Глаголики. Глаголики большие непоседы! Они очень разговорчивы. Они любят рассказывать, о том, что делают их друзья – Имена Существительные.

- Сформулируйте задачи урока.

- обобщить…;

- повторить…;

- закрепить…;

- развивать….


  1. Работа по теме урока

Учитель:

- Возьмите в руки волшебные палочки и запишите число в тетради.

Учитель:

- Но вот беда! Дорогу к замку преграждает лабиринт. Чтобы его преодолеть нужно

составит слова.

1. Приставка как в слове призыв. Корень – многозначное слово, одно из значений которого «орган обоняния». Окончание глагола 2-го лица единственного числа II спряжения. (Приносишь).

2. Корень такой же, как приставка в слове вход. Окончание глагола 3-го лица множественного числа I спряжения. Между корнем и окончанием разделительный мягкий знак. (Вьют).

Минутка калиграфии

1. Запись составленных слов: приносишь, вьют.

2. Индивидуальная работа у доски. Записать под диктовку предложение:

Под ласковым взглядом теплого солнышка повеселела и заулыбалась природа.

  1. Сделать синтаксический разбор предложения.

Учитель:

-  Лабиринт мы преодолели. Но, смотрите на воротах замка стоят два стражника . Нужно ответить на их вопросы, быстро и без ошибок. Начинаем?!

Блиц-опрос

  1. Что такое глагол?

  2. Что такое неопределенная форма глагола?

  3. Почему она так называется?

  4. Замените фразеологизмы одним глаголом:

Бежать со всех ног – торопиться.

Водить за нос – обманывать.

Распускать руки – драться.

Зарубить себе на носу – запомнить.

Витать в облаках – мечтать.

Вставлять палки в колёса мешать.

Обвести вокруг пальца - обмануть.

Клевать носом - дремать.

Ловить ворон - зевать.

Зарубить на носу - запомнить. 

  1. В какой форме стоят все эти глаголы?

  2. Назовите три временные формы глагола (настоящее, прошедшее , будущее простое и будущее сложное).

  3. Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам).

  4. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

  5. С какой частью речи дружит глагол?

  6. Как пишется частица НЕ с глаголами?

- Нас встречает король Глагол.



Глагол :

Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

Учитель:

- Давайте порадуем короля Глагола!

Ученик:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам… (глагол).

Ученик:

Сказка о глаголе

Жил да был Глагол. Он страшно ненавидел ленивых и спокойных, так как сам весь день что-то делал: бежал, плавал, читал, рисовал, мастерил, строил. Его везде можно было увидеть там, где УЧАТСЯ, где РАБОТАЮТ, где ПОМОГАЮТ. Глагол - великий труженик, потому что ДЕЛАЕТ и СДЕЛАЕТ все как надо всем в каждом предложении. А еще НЕ любит Глагол частицу НЕ, и поэтому стоит от нее поодаль, т.е. пишется РАЗДЕЛЬНО: не любит, не знает, не хочет. А ещё он часто смотрит телевизор, слышает музыку, держит себя в порядке, дышит свежим воздухом, вертит обруч, гонит лень, не обидит и мухи. Его настроение зависит от изменения по лицам и числам, то есть от спряжения.

А еще Глагол может такое, что никакая другая уважаемая часть речи сделать не сможет. Что же? А вот послушай: ЖИЛ, ЖИВЕТ, БУДЕТ ЖИТЬ. Правильно! Изменяться по временам.

Ученик:

А вы знаете, что глаголы очень частые гости русского языка. Если существительных – 40%, то глаголы почти не уступают, их – 35%. В описании или рассказе мы не можем не использовать глаголы.

Ученик:

По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Ученик:

Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.


Учитель:

- Чтобы правильно писать личные окончания глаголов нужно знать признаки спряжения глаголов. Вот послушайте сказку!



СКАЗКА О ТОМ, КАК КОРОЛЬ СТРАНЫ ГЛАГОЛИИ СВОИХ ПОДДАННЫХ ДЕЛИЛ

В некотором царстве, в некотором государстве под названием Глаголия жил-был король. И было у него две дочери – принцесса Е и принцесса И. Состарился король и решил уйти на покой, а наследство свое поделить между дочерьми.

Вызвал король принцесс и говорит:

- Дочери мои милые, дочери любимые, отрекаюсь я от престола, а королевство свое делю между вами поровну. Своих подданных, глаголов 1 спряжения, я отдаю тебе, принцесса  Е, а глаголы 2-го  спряжения достанутся тебе, принцесса И.

- Но как же мы сумеет отличить их друг от друга? - заохали безутешные дочери, - ведь они же все на одно лицо!

- Мои глаголы - люди грамотные, сами разберутся, кому служить. Ты, моя младшая дочь, принцесса И, будешь владеть вторым королевством, тебе будут принадлежать глаголы с окончанием на  -ИТЬ. А тебе, моя старшая дочь, принцесса  Е, придется править глаголами, оканчивающимися на -АТЬ, -ЯТЬ, ОТЬ,  ЁТЬ,  УТЬ,  ЮТЬ,  ЫТЬ.

А чтобы не было путаницы между подданными моими, Глаголами издаю я такой Указ!

Высечь на камне вопрос: “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и поставить этот камень между вашими королевствами. Увидит мой слуга  надпись,  задастся вопросом  “что делать?”, и, встав в начальную форму, сразу поймет, в каком королевстве ему жить-поживать,  да какое окончание пожизненно иметь во втором лице единственного числа.  К примеру, бегут по дорожке глаголы «ПИШ…ШЬ»,  «ЧИТА…ШЬ» и «ЕД…ШЬ» и не ведают, в 1-м или 2-м королевстве живут?. С разбегу ударяются лбом о камень и  каждый отвечают на вопрос «что делать?» - писАть, читАть, ехАть . Ага, думают, значит, мы  – подданные  принцессы Е,  и как верные слуги  всегда будем  носить ее имя в сердце, как бы нас  молва не спрягала   по временам, числам, лицам и родам.   Свернули  на тропку, ведущую к королевству «1 спряжение», и с той поры уже не путали, чье имя надо ставить в окончаниях 2 лица: ты пишЕшь, читаЕшь, едЕшь.

А вот бредут по королевству другие глаголы: «ВОЗ...ШЬ», «ПИЛ…ШЬ» и «ТРАТ…ШЬ»,  подошли к камню и  в три голоса ответили на вопрос «Что делать?» - возИть, пилИть, тратИть. И гордо пошли в другую сторону – в королевство 2-го спряжения к своей королеве  И, твердо помня, что их имена пишутся с именем королевы: возИшь, пилИшь, тратИшь.

Вдруг раздались недовольные крики, топот, и к камню подбежала толпа бунтарей.

- А мы не хотим жить в королевстве  «1-е спряжение», мы хотим служить принцессе  И! – кричали они, и чтобы не случилась смута, для них сделали исключение, позволили всем 11 глаголам из 1-го королевства перейти во 2-е спряжение.

- А еще, дети, существует волшебное заклинание, которое поможет вам запомнить глаголы – исключения и правило определения спряжения у глаголов.

Давайте произнесем его хором, но негромко!


Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,

Их на е спрягать нельзя.




Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить,

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.




Физминутка

  1. Закрепление изученного материала

  1. Выборочный диктант

Весна

Пришла радостная весна. Деревья, разогретые солнышком, пробуждаются от зимнего сна и наполняются соками. Почки начинают быстро наливаться и развёртываться в зелёные листья. Сначала зелень на деревьях кажется жидкою, но уже к маю всё вокруг зазеленеет. Рощи станут непроглядными, и на полях запестреют тысячи разных цветов.

Записать глаголы, определить время, лицо, число.

  1. «Снежный ком».

Каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет нежный голубенький глазок незабудки, то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники.

  1. Определите спряжение глаголов. Запишите в два столбика.

Белеет, выводит, гонит, делает, тает, терпит, ищет, хватает, захватишь, увидишь, слушает, слышим.

  1. Составить кластер на тему: ГЛАГОЛ.

  1. Рефлексия

Тестовая работа

1. Спряжение - это:

а) изменение глаголов по родам и числам;

б) изменение глаголов по лицам и числам;

в) изменение глаголов по числам и временам;

г) изменение глаголов по временам и лицам.

2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:

а) что делал? что сделал?;

б) что сделает? что будет делать?;

в) что делать? что сделать?;

г) что делает? что делают?

3. По лицам изменяются глаголы:

а) прошедшего времени;

б) неопределённой формы;

в) настоящего времени;

г) в любой форме.

4. Окончание –ешь, -ишь имеют глаголы:

а) 1-го лица;

б) 2-го лица;

в) 3-го лица;

г) множественного числа.

5. Глаголом-исключением является:

а) видишь;

б) писать;

в) косить;

г) сидеть.

(Взаимопроверка)

Учитель:

- Оцените свою работу на уроке.

(Выставление оценок).

  1. Итог урока

Учитель:

- Вернёмся к цели урока.

- Каким глаголом вы можете выразить своё отношение к уроку?

Метод «Веночек». Что возьму с урока домой?






  1. Домашнее задание

  1. Выполнить задания на карточках

1 вариант

1.Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы, объясни. Спиши. Укажи спряжение глаголов.

Ты вход..ш.. в весе..ий лес. Слыш..ш.. ро..кое пение птиц. Ты несразу зам..ча..ш.. первый весе..ий цв..ток – по..снежник. Идёш.. дальше и всюду чу..ству..ш.. пробуждение природы.

2 вариант

1. Прочитай текст, заменяя слова в скобках однокоренными глаголами. Изменённый текст запишите.

Весна идёт! В первых лучах солнца начали (блеск) сосульки. Днём солнечное тепло заставит их (плач). Вот-вот снег сползёт с крыши. Скоро начнут (зелень) деревья. Грачам нужно (починка) гнёзда.

2. Творческое задание – написать королю Глаголу письмо-отзыв о путешествии.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!