Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире интересного» составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».
Программа рассчитана на 34 часа в год в 8 классе (1 час в неделю).
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование
коммуникативных, двигательных навыков, развитие общекультурных навыков. Это
способствует появлению желания общению с другими людьми. Формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа предполагает как равномерное распределение часов по неделям и проведение
регулярных еженедельных внеурочной занятий со школьниками, так и неравномерное их
распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками –
«интенсивами» (например, школы актива, «погружения», круглые столы и т.п.).
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению создает условия
для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной
культуре.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению может
рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры и неотъемлемой частью
всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы
заключается в мотивации обучающихся на ведение культурного образа жизни, в
формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как
необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие общекультурных навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми. Формированию умений работать в условиях
поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Цель – обеспечить благоприятные условия для развития духовности мыслей и поступков,
для становления нравственных чувств, облика, позиции, поведения.
Задачи:
- воспитывать чувства прекрасного;
-содействовать обогащению духовного мира рёбёнка;
-способствовать реализации идеалов красоты в значимой для детей деятельности;
-познакомить с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел;
-способствовать приобретению опыта восприятия искусства и художественного
творчества.
Педагог, работающий по этой программе, опирается на следующие воспитательные
принципы:
- принцип развивающего воспитания;
- принцип социального творчества;
- принцип целостности воспитательного процесса;
- принцип взаимодействия личности и коллектива;
- принцип ориентации на идеал;
- принцип следования нравственному примеру.
Ключевые понятия программы:
- духовный мир человека;
- красота в творениях природы и человека;
- гармония.
Формы и режим занятий: ведущими формами организации занятий является групповая,
а также практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, экскурсии,
презентации, занимательные беседы, творческие встречи.
Занятия проводятся в форме:
бесед, разговоров, исполнения и слушания произведений, дискуссий, викторин,
творческих встреч, творческих мастерских, выставок, практикумов, сочинений, трудовой
деятельности, рисования.
Продолжительность занятия - 40 мин., кол-во часов в неделю -1 раз в неделю, кол-во
часов в год – 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы «В мире
интересного» являются следующие умения:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус,
мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое;
- сформировать представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно –
нравственном развитии человека;
- ознакомление обучающихся с выразительными средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление обучающихся с отечественной и мировой культурой;
- уметь использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций,
аудио объектов;
- формирование у обучающихся ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
Обучающиеся научатся:
- переживать праздник как событие;
- понимать историко-событийные общественные значения праздников;
- различать праздники по их характеру;
- проявлять своё отношение к нормам действия;
- развивать мыследеятельностные способности (понимание, мышление, воображение,
организацию действий, коммуникацию, рефлексию, анализ, синтез);
- уважать и бережно относиться к праздникам как к историческому наследию своего
народа, событию, создающему общность в истории.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- развивать чувство красоты в данной ситуации;
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями в соответствии с традициями народа;
- дать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел1. Мир вокруг нас. Знакомство с курсом. (10ч.)
Тема: Знакомство с курсом, инструктаж. Занятие по технике
безопасности.
Теория: беседа «Что изучает курс?», разговор «Что означает «Красота в искусстве и
жизни»?».
Раздел 2. Красота в привычном (7ч.)
Темы: У природы нет плохой погоды. Красота вокруг нас. Моё творчество. Экскурсия
«Красота в творениях природы».
Теория: дискуссия «У природы нет плохой погоды», викторина.
Практическое задание: экскурсия в парк, сбор природного материала,
поделки из природного материала, экскурсия в городской парк.
Раздел 3. Этикет (9ч.)
Темы: Культура поведения. Мы пришли в гости. Что такое подарок? Чайная церемония.
Сервировка стола. Мы говорим красиво.
Теория: беседа «Правила культуры поведения», составление поздравлений, кое-что о
салфетках.
Практическое занятие: ролевые игры «Мы пришли в гости», «Чайная церемония»,
«Сервировка стола», упаковка для подарка.
Раздел 4. Украшаем пространства своей жизни (8ч.)
Темы: Красота вокруг нас. Украшаем свой класс. Украшаем свой дом. Художественная
мастерская.
Теория: разговор о красивой обстановке в помещениях, украшение класса, личной
комнаты в своем доме. Выставка фотографий, рисунки, народные промыслы (лепка и
украшение) изделия из бросового материала.
Тематическое планирование
Дата проведения | № п/п | Количество часов | Тематическое планирование | Форма организации занятия |
Раздел 1.Мир вокруг нас. |
| 1 | 1 | Введение | Знакомство с курсом, инструктаж |
| 2 | 1 | День Знаний. Праздничная линейка. «Самое дорогое что есть - жизнь». | Линейка, экскурсия по школе. |
| 3 | 1 | Символика России, школа, региона. Устав школы | Герб, гимн, флаг. Анкетирование. |
| 4 | 1 | Экскурсия по выбору учащихся | Выход на территорию микрорайона, пруд «Истоминский» |
| 5 | 1 | Сохрани себя сам. | О вредных привычках (рассказ и викторина) |
| 6 | 1 | «Что значит быть воспитанным человеком» | Беседа, тестирование по программе «Нравственные беседы» |
| 7 | 1 | Игры народов мира | Правила игры. Проведение игры. |
| 8 | 1 | Мы - Россияне | Россия. Дружба народов разных национальностей Профессии. |
| 9 | 1 | Народные праздники, их меню и здоровье. | Игра |
| 10 | 1 | Русская кухня. | Игра |
Раздел 2.Красота в привычном. |
| 11 | 1 | Красота в искусстве и жизни | Разговор, беседа, |
| 12 13 | 2 | У природы нет плохой погоды. | Разговор, беседа, инструктаж, Рассматривание иллюстраций, чтение и слушание стихотворений. |
| 14 15 | 2 | Красота вокруг нас. | Словесно - иллюстративный, фронтальная работа, индивидуальная. |
| 16 17 | 2 | Экскурсия «Красота в творениях природы». | Блиц-опрос |
Раздел 3.Этикет. |
| 18 19 | 2 | Культура поведения. | Беседа, сочинение, демонстрация, игры, практикум. |
| 20 21 | 2 | Мы пришли в гости. | Демонстрационный, словесный, игровой, практическая работа. |
| 22 | 1 | Что такое подарок? | Детали для изготовления подарочной упаковки. |
| 23 | 1 | Чайная церемония. | Продукты для чаепития. |
| 24 25 | 2 | Сервировка стола. | Коллективный практикум, проекты. |
| 26 | 1 | Мы говорим красиво. | Беседа, разговор, практикум, трудовая деятельность, инструктаж, правила гигиены. |
Раздел 4. Украшаем пространства своей жизни. |
| 27 28 | 2 | Красота вокруг нас. | Выставка фотографий. |
| 29 30 | 2 | Украшаем свой класс. | Демонстрация украшенного класса. |
| 31 32 | 2 | Украшаем свой дом. | Фотоаппарат, объекты для украшения, фотографии. |
| 33 34 | 2 | Художественная мастерская. | Выставка наших работ. |