Тема: «В мире интересных профессий».
Цели:
• познакомить учащихся с некоторыми видами профессий;
• показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
• развивать внимание и речь;
• воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Оборудование: иллюстрации людей разных профессий, выставка книг, карточки с буквами, вещи для «Бюро находок», волшебная шкатулка
Сценарий мероприятия:
Учитель:
-Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества!
Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете капитанами корабля, построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду и обувь, испечете самый вкусный в мире торт или построите новый красивый город. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, научиться.
Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь с вами для того, чтобы поговорить о необходимости труда, насколько он важен в жизни человека. О важности труда, его роли в человеческой жизни писали многие великие люди: Антон Павлович Чехов “Без труда не может быть чистой и радостной жизни”.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
Вам в жизни предстоит узнать много нового, интересного, полезного. Но для этого потребуется от вас усидчивость, терпение, желание хорошо учиться. Труд помогает человеку приобрести определенные навыки, стать профессионалом в своем деле, научиться жить в коллективе. Ведь «без труда мечта мертва», а «где охота и где труд, там поля цветут».
О труде сложено много пословиц. Давайте их вспомним.
КОНКУРС ПОСЛОВИЦ
Дело мастера…(боится).
Что посеешь, …(то и пожнёшь).
Маленькое дело лучше…(большого безделья).
Скучен день до вечера, коли…(делать нечего).
Труд кормит,…(а лень портит).
Глаза страшатся,…(а руки делают).
-А что же такое профессия? ( слово “профессия” записано на доске)
Профессия – вид деятельности, которым человек занимается большую часть своей жизни, а бывает и всю жизнь.
- Ребята, а зачем человеку нужно трудиться? (Ответы детей)
-Как вы считаете, сколько существует на земле профессий?
КОНКУРС « НАПИШИ ПРОФЕССИЮ»
– Я вам покажу букву, а вы напишите дело (профессию) человека на эту букву.
Учитель дополняет ответы детей новыми словами и кратко описывает разные профессии.
А- аптекарь, архитектор.
Б- бетонщик, булочник.
В- врач, водитель.
Г- геолог.
Д- доярка.
Е- егерь.
Ж- жестянщик.
З- закройщик, землекоп.
И- историк.
В мире насчитывается около 50 тысяч профессий.
А вот существуют такие редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете (показ картинок ).
В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В нормальных условиях пингвин на спину вообще никогда не падает – то ли ему хвост мешает, то ли центр тяжести так расположен. Но в Антарктиде рядом с аэродромами, где летают всякие самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на лапы.
В штатном расписании транспортной службы Тель-Авива есть должность усотёра. Человек, занимающий ее, обязан стирать пририсованные усы с лиц, изображенных на плакатах и рекламных объявлениях. Работы хватает: специалист занят полную рабочую неделю, по 8 часов в день.
Самая экзотическая профессия существует в израильской хлебопекарной промышленности: здесь введена должность инспектора, который озабочен измерением отверстия - дырки в бублике. Все идущие на продажу «дырки» должны строго соответствовать стандарту.
А сейчас приготовьтесь внимательно слушать стихи – загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий.
Поет рожок, поет рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасем коров мы целый день,
Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастух)
Упрятав челку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка…
Зато ладони на руле. (Тракторист)
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики. (Полицейский – регулировщик)
Нелегко снимать зверей,
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится еж, -
Если снимка не пришлешь!» (Фотограф)
Он умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать. (Циркач)
Игра «Узнай профессию по описанию»
Заболел щенок. Ещё вчера он звонко лаял и грыз папины шлёпанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою грустную мордочку на лапы и лежит безучастный ко всему. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного щенка, потрогает нос, пощупает живот и даст лекарство. (Ветеринар.)
Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И конечно, они спасают людей и корабли, потерпевшие крушение. (Водолаз.)
Кажется, что лес растёт сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережёт лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва заметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря повалила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма: лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы здесь живут. (Лесник.)
Чтобы люди были одеты нарядно и непохоже друг на друга, трудится этот человек. Он изобретает новую красивую одежду, в которой удобно работать и заниматься спортом, приятно пойти в гости и на прогулку. Выдумать новый костюм, какого ещё не было и какой понравится покупателям очень трудно. Он, придумав костюм, рисует его карандашом. Этот рисунок называется эскизом. По готовому эскизу другие специалисты сделают выкройку модели и сошьют новый наряд. (Модельер.)
«Волшебная шкатулка»
Учитель:
- А сейчас мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза». Из волшебной шкатулки каждый достанет листочек, прочитает фразу и определит, человек какой профессии мог ее сказать.
а) Как вас постричь? Челочку покороче ? (парикмахер);
б) Дети, откройте учебники на странице 33.(учитель)
в) Несите кирпичи и цемент…(строитель);
г) Сколько кг картошки вам взвесить? (продавец);
д) сейчас заеду на заправку, потом продолжу свой путь…(шофер).
Вывод:- Кто мечтает стать…?(ответы детей на вопрос «Кем я хочу стать?»
-Что для этого нужно сделать?
- Я желаю, чтобы ваша мечта сбылась.
«Бюро находок»
Учитель:
- В нашем классе открыто «Бюро находок». Людям каких профессий мы должны вернуть потерянные вещи? (машинка для стрижки волос, шприц, мел, ткань, письмо, нитки, фотоаппарат, каблук)
- Я назову вам группу предметов. Вы определите к какой профессии относятся эти предметы :
а) театр, зрители, сцена, аплодисменты, костюм, грим; (артист)
б) ткань, раскрой, ножницы, ателье; (портной)
в) книги, знания, тишина, читатели; (библиотекарь)
г) кухня, кастрюля, нож, колпак, продукты; (повар)
д) шприц, укол, белый халат, бинт, больной; (врач)
Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)
Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)
Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)
Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)
«Конкурс пословиц»
Ведущий: О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?
Военнослужащий
Береги землю родную, как мать любимую.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кузнец
Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
Куй железо, пока горячо.
Не огонь железо калит, а мех.
Повар
Что в котел положишь, то и вынешь.
Недосол на столе, пересол – на спине.
Не котел варит, а стряпуха.
Кашу маслом не испортишь.
Портной
Не игла шьет, а руки.
Как скроишь, так и тачать станешь.
Как шьется, так и носиться.
Где шьют, там и порют.
Шофер
Обратная дорога всегда короче.
Умный товарищ – половина дороги.
Хлебороб
Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
Зерно в косу – торопись жать полосу.
Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.
Жать – не дремать.
Рефлексия.
- Какое важное слово прозвучало сегодня много-много раз?
Профессии.
- Что можно сказать о всех профессиях сразу?
Важные , полезные, нужные.
- Что должен сделать человек, чтобы получить профессию?
Учиться, трудиться.
- Для чего существуют профессии?
Приносить пользу.
- Какой вывод вы сделали на уроке?
Все работы хороши.
Учитель:
Кем вы станете, еще не знаете,
Но прошу всех это учесть:
«Прекрасных профессий на свете не счесть,
и каждой профессии слава и честь».
Внеклассное мероприятие в 4 классе.
«В мире интересных профессий».