СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире художественной культуры.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цивилизация и культура.

Просмотр содержимого документа
«В мире художественной культуры.»

Что такое «цивилизация» и «культура»?

Что такое «цивилизация» и «культура»?

Из какого произведения данный отрывок? Кто его написал? Моё положение представилось мне в самом мрачном свете. Меня забросило бурей на необитаемый остров, который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за несколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни. Что произошло дальше?

Из какого произведения данный отрывок? Кто его написал?

  • Моё положение представилось мне в самом мрачном свете. Меня забросило бурей на необитаемый остров, который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за несколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни.

Что произошло дальше?

«Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?»   Смогла ли дать ответ на этот вопрос книга Даниэля Дефо?

«Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?»

  • Смогла ли дать ответ на этот вопрос книга Даниэля Дефо?
Отношение к достижениям цивилизации не всегда было положительным.   Выдающиеся просветители 18 века ( Ф.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро ) осудили городскую цивилизацию и противопоставили ей «естественного человека», воспитанного вдали от города, на природе. По их мнению, цивилизация не только не сделала людей счастливыми , но, нпротив, привнесла в человеческое общество испорченность и моральную извращенность .

Отношение к достижениям цивилизации не всегда было положительным.

  • Выдающиеся просветители 18 века ( Ф.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро ) осудили городскую цивилизацию и противопоставили ей «естественного человека», воспитанного вдали от города, на природе.
  • По их мнению, цивилизация не только не сделала людей счастливыми , но, нпротив, привнесла в человеческое общество испорченность и моральную извращенность .
Отрицание научно-технического прогресса характерно и для мыслителей 20 века М.А.Волошин: Машина научила человека Пристойно мыслить, здраво рассуждать. Она ему наглядно доказала, Что духа нет, а есть лишь вещество, Что человек – такая же машина… Что бытие определяет дух, Что гений – вырожденье, что культура – Увеличение числа потребностей, Что идеал – Благополучие и сытость…»

Отрицание научно-технического прогресса характерно и для мыслителей 20 века

  • М.А.Волошин:
  • Машина научила человека
  • Пристойно мыслить, здраво рассуждать. Она ему наглядно доказала,
  • Что духа нет, а есть лишь вещество,
  • Что человек – такая же машина…
  • Что бытие определяет дух,
  • Что гений – вырожденье, что культура –
  • Увеличение числа потребностей,
  • Что идеал –
  • Благополучие и сытость…»
Цивилизация - это Уровень материального и духовного развития общества. Она обеспечивает улучшение жизненного существования человека.

Цивилизация - это

  • Уровень материального и духовного развития общества. Она обеспечивает улучшение жизненного существования человека.
А что такое культура? «культ» - поклонение, почитание. 1 уровень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности, 2 наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека, 3 просвещенность, образованность, начитанность, 4 культивирование какого-либо растения

А что такое культура?

  • «культ» - поклонение, почитание.
  • 1 уровень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности,
  • 2 наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека,
  • 3 просвещенность, образованность, начитанность,
  • 4 культивирование какого-либо растения
В широком смысле под культурой понимают совокупность достижений человеч. общ-ва в производственной, общественной и духовной жизни.
  • В широком смысле под культурой понимают совокупность достижений человеч. общ-ва в производственной, общественной и духовной жизни.
В чем разница? Цивилизация – материальное, Культура – духовное !

В чем разница?

  • Цивилизация – материальное,
  • Культура – духовное !
Кто такой культурный человек? А цивилизованный  Кто-нибудь их видел и где?

Кто такой культурный человек? А цивилизованный Кто-нибудь их видел и где?

Когда мы говорим «цивилизованный человек», то подразумеваем того, кто может использовать достижения научно-технического прогресса для удовлетворения жизненных потребностей. Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения .
  • Когда мы говорим «цивилизованный человек», то подразумеваем того, кто может использовать достижения научно-технического прогресса для удовлетворения жизненных потребностей.
  • Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения .
образованный Платон: Во-первых, – способный к длительному и целенаправленному приобретению знаний; Во-вторых, умеющий владеть собой – собранный , внутренне организованный; В-третьих, нравственный – поступающий в соответствии с общепринятой моралью в обществе.

образованный

Платон:

  • Во-первых, – способный к длительному и целенаправленному приобретению знаний;
  • Во-вторых, умеющий владеть собой – собранный , внутренне организованный;
  • В-третьих, нравственный – поступающий в соответствии с общепринятой моралью в обществе.
Конфуций: ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Конфуций:

  • ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
  • Вот о чём беседовали семеро молодых людей с мыслителем Конфуцием, сидя на берегу стремительного потока бурной реки.
  • «- Учитель, - прервал молчание один из юношей, - Вы никогда не рассказывали о себе, о том, чем Вы занимались в жизни. Расскажите!
  • -   Ну, если вам интересно, чем бывает росток до того, как пробьётся на свет из-под земли, расскажу...
  • -   Учитель, в чём видите Вы добродетель ? Что вмещает у Вас это... признаться, довольно сложное понятие?
  • -   Да, конечно, - воскликнул Конфуций. - Это понятие кажется беспредельным, как океан, но так присмотримся к нему. Ну, вот хотя бы умение сдерживать себя - оно ведь добродетельно, и это очевидно! Ведь, только умея сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете добродетельными. Добродетель заключается ещё и в том, чтобы младшие братья были почтительны к старшим братьям и к родителям...
  • -   Учитель! - молвил один из молодых людей. - Как Вы понимаете, что такое «благородство»?
  • -   Благородный человек тот, - отвечал Конфуций, - кто ставит долг на первое место...Ещё скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же низкий поступает совсем противоположным образом...
  • - Наставник, ответьте, что значит способность к познанию ? Конфуций, проведя рукой по бороде, так стал говорить:
  • - Да, есть люди, обладающие знаниями от рождения... но есть и те, кто обладает знаниями благодаря учению... Наиболее ценными я считаю знания, приобретённые личным трудом, познанием. И я не родился со знаниями, но я любил и люблю древность и, проявляя упорство и понятливость, приобрёл знания... Знание всесильно!.. Вот и ищите истину, только помните при этом о стрелке из лука: когда он делает промах, то не винит других, а ищет причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам всё время не хватает знаний, будто вы их боитесь растерять!
  • Все, кто слушали своего учителя, молчали, стараясь тут же пропустить через сито рассудка слова Конфуция, касающиеся каждого».
Мировая художественная культура - это Множество культур народов мира,

Мировая художественная культура - это

  • Множество культур народов мира,
сложившихся в различных регионах
  • сложившихся в различных регионах
на протяжении исторического развития человеческой цивилизации
  • на протяжении исторического развития человеческой цивилизации
Художественные символы народов мира

Художественные символы народов мира

  • " Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация... "
Др.Египет Др.Греция Россия Китай Древние народы Америки Япония Италия Испания Византия Арабские страны
  • Др.Египет
  • Др.Греция
  • Россия
  • Китай
  • Древние народы Америки
  • Япония
  • Италия
  • Испания
  • Византия
  • Арабские страны
Единство и многообразие культуры 03.10.2015

Единство и многообразие культуры

03.10.2015

«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля старшего

«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля старшего

Знакомая вам библейская легенда о строительстве вавилонской башни рассказывает о
  • Знакомая вам библейская легенда о строительстве вавилонской башни рассказывает о "золотом веке» человечества, когда «на всей земле был один язык и одно наречие».
  • В этом единообразии была великая сила и люди решили использовать ее…
Поучительный смысл очевиден, но в то же время он более глубок, чем кажется на первый взгляд. «Смешение языков» обернулось во благо человечеству. Как вы думаете – почему?
  • Поучительный смысл очевиден, но в то же время он более глубок, чем кажется на первый взгляд.
  • «Смешение языков» обернулось во благо человечеству.
  • Как вы думаете – почему?
Каждый народ являлся поистине Колумбом, первопроходцем и первооткрывателем мироздания. Он приспосабливался к определенным природным и климатическим условиям, обживал неизведанные земли, создавал свой самобытный язык, культуру, развивал национальные традиции.
  • Каждый народ являлся поистине Колумбом, первопроходцем и первооткрывателем мироздания. Он приспосабливался к определенным природным и климатическим условиям, обживал неизведанные земли, создавал свой самобытный язык, культуру, развивал национальные традиции.
Привело к развитию и многообразию самобытных культур народов мира – именно о них и пойдет главный разговор в этом учебном году.

Привело к развитию и многообразию самобытных культур народов мира

  • именно о них и пойдет главный разговор в этом учебном году.
О чем стихотворение? Человечество – смешанный лес, Так что нечего хвою топорщить Или листья презрительно морщить: Все равны под покровом небес… Пререканья и разноголосье Не смолкает еще до сих пор. Получается все-таки хор. Мы шумим, но как в поле колосья… Интеллигентнее всех в стране  девятиклассники, десятиклассники:  ими только что прочитаны классики  и не забыты ещё вполне.

О чем стихотворение?

  • Человечество – смешанный лес,
  • Так что нечего хвою топорщить
  • Или листья презрительно морщить:
  • Все равны под покровом небес…
  • Пререканья и разноголосье
  • Не смолкает еще до сих пор.
  • Получается все-таки хор.
  • Мы шумим, но как в поле колосья…

Интеллигентнее всех в стране девятиклассники, десятиклассники: ими только что прочитаны классики и не забыты ещё вполне.

Культура едина, в ней слиты историческое и современное, традиционное и нетрадиционное.  Знакомясь с шедеврами художественного творчества, мы черпаем из общего источника – культуры человечества.

Культура едина, в ней слиты историческое и современное, традиционное и нетрадиционное. Знакомясь с шедеврами художественного творчества, мы черпаем из общего источника – культуры человечества.

Творения античных мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте и Шекспира, Бетховена и Чайковского составляют неотъемлемую часть сокровищницы мировой культуры . Разбросанные по музеям мира звучащие в концертных залах разных стран, они способны объединить и сплотить людей из разных уголков Земли.
  • Творения античных мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте и Шекспира, Бетховена и Чайковского составляют неотъемлемую часть сокровищницы мировой культуры . Разбросанные по музеям мира звучащие в концертных залах разных стран, они способны объединить и сплотить людей из разных уголков Земли.
Человечество не может жить без культурных связей. В противном случае оно обречено на духовное одиночество. Человек приходит в этот мир, чтобы все познать, пережить, испытать, почувствовать и выразить в словах, звуках, жестах красках.

Человечество не может жить без культурных связей. В противном случае оно обречено на духовное одиночество. Человек приходит в этот мир, чтобы все познать, пережить, испытать, почувствовать и выразить в словах, звуках, жестах красках.

Единство мировой культуры проявляется и в том, что ее идеи универсальны: Понятия Красоты и Добра , Жизни и Смерти , Любви и Ненависти , Нравственности и Невежества  имеют общую значимость для каждого народа. Их постижение через шедевры мировой художественной культуры помогает людям лучше познать самих себя, свое прошлое и настоящее , заглянуть в будущее, определить жизненные ориентиры и духовные ценности .

Единство мировой культуры проявляется и в том, что ее идеи универсальны:

  • Понятия Красоты и Добра , Жизни и Смерти , Любви и Ненависти , Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа.
  • Их постижение через шедевры мировой художественной культуры помогает людям лучше познать самих себя, свое прошлое и настоящее , заглянуть в будущее, определить жизненные ориентиры и духовные ценности .
Мудрость старости «Блудный сын». Рембрандт. Тема прощения. Красота родного края Тема спорта Тема патриотизма Традиции, народ.

Мудрость старости

«Блудный сын». Рембрандт. Тема прощения.

Красота родного края

Тема спорта

Тема патриотизма

Традиции, народ.

Музыка? Современное искусство – над чем следует задуматься? Скульптура? О чем она? Пиксельная елка Живопись?

Музыка?

Современное искусство – над чем следует задуматься?

Скульптура? О чем она?

Пиксельная елка

Живопись?

Мировое древо как отражение единства мира. Мировое древо в русской вышивке ? Индия, скульптура геральдика Византия, резьба по камню Исландское Мировое дерево « Иггдрасиль », книж.графика

Мировое древо как отражение единства мира.

Мировое древо в русской вышивке

?

Индия, скульптура

геральдика

Византия, резьба по камню

Исландское Мировое дерево « Иггдрасиль », книж.графика

Мировое Древо   Выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть( корни ), среднюю ( ствол ) и верхнюю ( ветви, крону ). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя – с землей, а нижняя – с подземным царством.  С представлениями о строении М.Д. связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня.

Мировое Древо

  • Выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть( корни ), среднюю ( ствол ) и верхнюю ( ветви, крону ). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя – с землей, а нижняя – с подземным царством.
  • С представлениями о строении М.Д. связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня.
Язык искусства восходит к корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле. Мировое Древо – выражает идею гармоничного единства мира , древо – это «ось» строения мира. ??? Связаны понятия утра, дня, ночи, земли, воды, огня, прошлого, настоящего и будущего.

Язык искусства восходит к корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.

  • Мировое Древо – выражает идею гармоничного единства мира , древо – это «ось» строения мира.

???

Связаны понятия утра, дня, ночи, земли, воды, огня, прошлого, настоящего и будущего.

Славяне о Мировом Древе (о Дубе): «А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников.» Славянское Древо – источник красоты, добра и чуда – хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно: Свежительны бури, рожденье в них чуда, Колодец, криница, ковер-самолет. И вечно нам, вечно, как сон изумруда, Славянское Древо цветет.  (Константин Бальмонт_1867-1942_«Славянское Древо»)

Славяне о Мировом Древе (о Дубе):

  • «А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников.»

Славянское Древо – источник красоты, добра и чуда – хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

Свежительны бури, рожденье в них чуда,

Колодец, криница, ковер-самолет.

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.

(Константин Бальмонт_1867-1942_«Славянское Древо»)

Многообразие и национальная самобытность культуры «противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию» Гераклит (конец VI – начало V)

Многообразие и национальная самобытность культуры

  • «противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию» Гераклит (конец VI – начало V)
Единство мировой культуры в то же время предполагает многообразие культур.  От многообразия культур мир и жизнь человека становятся только богаче и интереснее
  • Единство мировой культуры в то же время предполагает многообразие культур.

  • От многообразия культур мир и жизнь человека становятся только богаче и интереснее
«Когда мыслят все одинаково, значит не мыслит никто» Многообразие культур проявляется в природной сущности творить что-то своё, непохожее, оригинальное. Особенно наглядно это проявляется в художественном творчестве. В нем не существует одинаковых творений. Даже посвященные одному и тому же образу или событию, они по-своему передают его сущность.

«Когда мыслят все одинаково, значит не мыслит никто»

  • Многообразие культур проявляется в природной сущности творить что-то своё, непохожее, оригинальное.
  • Особенно наглядно это проявляется в художественном творчестве. В нем не существует одинаковых творений. Даже посвященные одному и тому же образу или событию, они по-своему передают его сущность.
Рябушкин, Рембрандт, Максимов, Гирландайо

Рябушкин, Рембрандт, Максимов, Гирландайо

 Неповторимость и уникальность каждой культуры означает их равноправие.  Даже малочисленные народы создали свою оригинальную культуру . Конечно, существовали и существуют более мощные и развитые культуры.  Но в целом они составляют единую многокрасочную мозаику, которую невозможно превратить в одноцветное полотно.  В качестве примера обратимся к культуре Японии

Неповторимость и уникальность каждой культуры означает их равноправие. Даже малочисленные народы создали свою оригинальную культуру . Конечно, существовали и существуют более мощные и развитые культуры. Но в целом они составляют единую многокрасочную мозаику, которую невозможно превратить в одноцветное полотно. В качестве примера обратимся к культуре Японии

У японцев представления о красоте отличались от ее понимания греками или китайцами.

У японцев представления о красоте отличались от ее понимания греками или китайцами.

Путь японского искусства – путь постижения красоты через незаметное и первозданное. Стремление жить в гармонии с природой –характерная черта японцев.
  • Путь японского искусства – путь постижения красоты через незаметное и первозданное.
  • Стремление жить в гармонии с природой –характерная черта японцев.
Вот каким видится «изначальный» образ красоты природы поэту Догену (1200-1253):

Вот каким видится «изначальный» образ красоты природы поэту Догену (1200-1253):

  • " Цветы – весной,            Кукушка – летом.                   Осенью – луна.  Чистый и холодный снег - зимой
  • Что от меня останется миру?        Цветы – весной,            Кукушка – летом.                   Осенью – луна.  Чистый и холодный снег - зимой."                      Японский поэт Доген. 
Как просто и безыскусно все сказанное! Привычные образы, обыкновенные слова. Именно в этой простоте и обычности заключается красота японского искусства .
  • Как просто и безыскусно все сказанное!
  • Привычные образы, обыкновенные слова.
  • Именно в этой простоте и обычности заключается красота японского искусства .
Японские художники никогда не диктуют свою волю тому существу, которое служит первоосновой произведения искуссства

Японские художники никогда не диктуют свою волю тому существу, которое служит первоосновой произведения искуссства

Они выявляют красоту, заложенную самой природой.  «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз. Простота и отсутствие вычурности – становятся главной целью художника

Они выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.

Простота и отсутствие вычурности – становятся главной целью художника

Еще один принцип японских художников – первозданная красота самого предмета , еще не подвергнутая  художественной обработке Недосказанность и незавершенность – важнейший критерий художественности произведения. Мастер предлагает внимательно вслушиваться в недоговоренное, более пристально всматриваться в недорисованное.

Еще один принцип японских художников – первозданная красота самого предмета , еще не подвергнутая художественной обработке

  • Недосказанность и незавершенность – важнейший критерий художественности произведения. Мастер предлагает внимательно вслушиваться в недоговоренное, более пристально всматриваться в недорисованное.
Чайная церемония В чайной церемонии особая культура восприятия предметов, повлиявшая на все виды искусства Японии

Чайная церемония

В чайной церемонии особая культура восприятия предметов, повлиявшая на все виды искусства Японии

Икэбана Те же принципы и в этом искусстве. В цветке ценят простоту и жизненную силу. Японский мастер никогда не срежет охапку цветов, чтобы выбросить их через день. Скорее всего он использует один цветок, оттенит его красоту.

Икэбана

  • Те же принципы и в этом искусстве.
  • В цветке ценят простоту и жизненную силу.
  • Японский мастер никогда не срежет охапку цветов, чтобы выбросить их через день.
  • Скорее всего он использует один цветок, оттенит его красоту.
Искусство икэбаны символично В нем воплощаются три начала : Небо, Земля и Человек поэтому каждая из деталей должна передать наиболее полно философские раздумья человека о своем месте в мироздании и смысле бытия.

Искусство икэбаны символично

  • В нем воплощаются три начала : Небо, Земля и Человек поэтому каждая из деталей должна передать наиболее полно философские раздумья человека о своем месте в мироздании и смысле бытия.
Символичен также выбор растений Сосна и роза – долголетие, Бамбук- мир и процветание, Хризантема и орхидея –радость, Магнолия – духовную чистоту

Символичен также выбор растений

  • Сосна и роза – долголетие,
  • Бамбук- мир и процветание,
  • Хризантема и орхидея –радость,
  • Магнолия – духовную чистоту
Искусство японских садов Красота недосказанности , намека

Искусство японских садов

Красота недосказанности , намека

Символический «сухой сад» - особое расположение камней, кустарников и деревьев Камни, например подбирают по форме, цвету, фактуре Он монохромен, строг и аскетичен

Символический «сухой сад» - особое расположение камней, кустарников и деревьев

Камни, например подбирают по форме, цвету, фактуре

Он монохромен, строг и аскетичен

В саду нет ничего изменяющегося , расцветающего или увядающего. В зависимости от времени года он воспринимается по-разному . И в этом какая-то непостижимая тайна для человека.
  • В саду нет ничего изменяющегося , расцветающего или увядающего. В зависимости от времени года он воспринимается по-разному . И в этом какая-то непостижимая тайна для человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!