Что такое «цивилизация» и «культура»?
Из какого произведения данный отрывок? Кто его написал?
- Моё положение представилось мне в самом мрачном свете. Меня забросило бурей на необитаемый остров, который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за несколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни.
Что произошло дальше?
«Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?»
- Смогла ли дать ответ на этот вопрос книга Даниэля Дефо?
Отношение к достижениям цивилизации не всегда было положительным.
- Выдающиеся просветители 18 века ( Ф.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро ) осудили городскую цивилизацию и противопоставили ей «естественного человека», воспитанного вдали от города, на природе.
- По их мнению, цивилизация не только не сделала людей счастливыми , но, нпротив, привнесла в человеческое общество испорченность и моральную извращенность .
Отрицание научно-технического прогресса характерно и для мыслителей 20 века
- М.А.Волошин:
- Машина научила человека
- Пристойно мыслить, здраво рассуждать. Она ему наглядно доказала,
- Что духа нет, а есть лишь вещество,
- Что человек – такая же машина…
- Что бытие определяет дух,
- Что гений – вырожденье, что культура –
- Увеличение числа потребностей,
- Что идеал –
- Благополучие и сытость…»
Цивилизация - это
- Уровень материального и духовного развития общества. Она обеспечивает улучшение жизненного существования человека.
А что такое культура?
- «культ» - поклонение, почитание.
- 1 уровень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности,
- 2 наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека,
- 3 просвещенность, образованность, начитанность,
- 4 культивирование какого-либо растения
- В широком смысле под культурой понимают совокупность достижений человеч. общ-ва в производственной, общественной и духовной жизни.
В чем разница?
- Цивилизация – материальное,
- Культура – духовное !
Кто такой культурный человек? А цивилизованный Кто-нибудь их видел и где?
- Когда мы говорим «цивилизованный человек», то подразумеваем того, кто может использовать достижения научно-технического прогресса для удовлетворения жизненных потребностей.
- Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения .
образованный
Платон:
- Во-первых, – способный к длительному и целенаправленному приобретению знаний;
- Во-вторых, умеющий владеть собой – собранный , внутренне организованный;
- В-третьих, нравственный – поступающий в соответствии с общепринятой моралью в обществе.
Конфуций:
- ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
- Вот о чём беседовали семеро молодых людей с мыслителем Конфуцием, сидя на берегу стремительного потока бурной реки.
- «- Учитель, - прервал молчание один из юношей, - Вы никогда не рассказывали о себе, о том, чем Вы занимались в жизни. Расскажите!
- - Ну, если вам интересно, чем бывает росток до того, как пробьётся на свет из-под земли, расскажу...
- - Учитель, в чём видите Вы добродетель ? Что вмещает у Вас это... признаться, довольно сложное понятие?
- - Да, конечно, - воскликнул Конфуций. - Это понятие кажется беспредельным, как океан, но так присмотримся к нему. Ну, вот хотя бы умение сдерживать себя - оно ведь добродетельно, и это очевидно! Ведь, только умея сдерживать себя, вы подчинитесь правилам поведения и станете добродетельными. Добродетель заключается ещё и в том, чтобы младшие братья были почтительны к старшим братьям и к родителям...
- - Учитель! - молвил один из молодых людей. - Как Вы понимаете, что такое «благородство»?
- - Благородный человек тот, - отвечал Конфуций, - кто ставит долг на первое место...Ещё скажу вам, что благородный помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. Человек же низкий поступает совсем противоположным образом...
- - Наставник, ответьте, что значит способность к познанию ? Конфуций, проведя рукой по бороде, так стал говорить:
- - Да, есть люди, обладающие знаниями от рождения... но есть и те, кто обладает знаниями благодаря учению... Наиболее ценными я считаю знания, приобретённые личным трудом, познанием. И я не родился со знаниями, но я любил и люблю древность и, проявляя упорство и понятливость, приобрёл знания... Знание всесильно!.. Вот и ищите истину, только помните при этом о стрелке из лука: когда он делает промах, то не винит других, а ищет причину неудачи в самом себе. Учитесь так, будто вам всё время не хватает знаний, будто вы их боитесь растерять!
- Все, кто слушали своего учителя, молчали, стараясь тут же пропустить через сито рассудка слова Конфуция, касающиеся каждого».
Мировая художественная культура - это
- Множество культур народов мира,
- сложившихся в различных регионах
- на протяжении исторического развития человеческой цивилизации
Художественные символы народов мира
- " Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация... "
- Др.Египет
- Др.Греция
- Россия
- Китай
- Древние народы Америки
- Япония
- Италия
- Испания
- Византия
- Арабские страны
Единство и многообразие культуры
03.10.2015
«Вавилонская башня» картина Питера Брейгеля старшего
- Знакомая вам библейская легенда о строительстве вавилонской башни рассказывает о "золотом веке» человечества, когда «на всей земле был один язык и одно наречие».
- В этом единообразии была великая сила и люди решили использовать ее…
- Поучительный смысл очевиден, но в то же время он более глубок, чем кажется на первый взгляд.
- «Смешение языков» обернулось во благо человечеству.
- Каждый народ являлся поистине Колумбом, первопроходцем и первооткрывателем мироздания. Он приспосабливался к определенным природным и климатическим условиям, обживал неизведанные земли, создавал свой самобытный язык, культуру, развивал национальные традиции.
Привело к развитию и многообразию самобытных культур народов мира
- – именно о них и пойдет главный разговор в этом учебном году.
О чем стихотворение?
- Человечество – смешанный лес,
- Так что нечего хвою топорщить
- Или листья презрительно морщить:
- Все равны под покровом небес…
- Пререканья и разноголосье
- Не смолкает еще до сих пор.
- Получается все-таки хор.
- Мы шумим, но как в поле колосья…
Интеллигентнее всех в стране девятиклассники, десятиклассники: ими только что прочитаны классики и не забыты ещё вполне.
Культура едина, в ней слиты историческое и современное, традиционное и нетрадиционное. Знакомясь с шедеврами художественного творчества, мы черпаем из общего источника – культуры человечества.
- Творения античных мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте и Шекспира, Бетховена и Чайковского составляют неотъемлемую часть сокровищницы мировой культуры . Разбросанные по музеям мира звучащие в концертных залах разных стран, они способны объединить и сплотить людей из разных уголков Земли.
Человечество не может жить без культурных связей. В противном случае оно обречено на духовное одиночество. Человек приходит в этот мир, чтобы все познать, пережить, испытать, почувствовать и выразить в словах, звуках, жестах красках.
Единство мировой культуры проявляется и в том, что ее идеи универсальны:
- Понятия Красоты и Добра , Жизни и Смерти , Любви и Ненависти , Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа.
- Их постижение через шедевры мировой художественной культуры помогает людям лучше познать самих себя, свое прошлое и настоящее , заглянуть в будущее, определить жизненные ориентиры и духовные ценности .
Мудрость старости
«Блудный сын». Рембрандт. Тема прощения.
Красота родного края
Тема спорта
Тема патриотизма
Традиции, народ.
Музыка?
Современное искусство – над чем следует задуматься?
Скульптура? О чем она?
Пиксельная елка
Живопись?
Мировое древо как отражение единства мира.
Мировое древо в русской вышивке
?
Индия, скульптура
геральдика
Византия, резьба по камню
Исландское Мировое дерево « Иггдрасиль », книж.графика
Мировое Древо
- Выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения. Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть( корни ), среднюю ( ствол ) и верхнюю ( ветви, крону ). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя – с землей, а нижняя – с подземным царством.
- С представлениями о строении М.Д. связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня.
Язык искусства восходит к корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.
- Мировое Древо – выражает идею гармоничного единства мира , древо – это «ось» строения мира.
???
Связаны понятия утра, дня, ночи, земли, воды, огня, прошлого, настоящего и будущего.
Славяне о Мировом Древе (о Дубе):
- «А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников.»
Славянское Древо – источник красоты, добра и чуда – хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:
Свежительны бури, рожденье в них чуда,
Колодец, криница, ковер-самолет.
И вечно нам, вечно, как сон изумруда,
Славянское Древо цветет.
(Константин Бальмонт_1867-1942_«Славянское Древо»)
Многообразие и национальная самобытность культуры
- «противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию» Гераклит (конец VI – начало V)
- Единство мировой культуры в то же время предполагает многообразие культур.
- От многообразия культур мир и жизнь человека становятся только богаче и интереснее
«Когда мыслят все одинаково, значит не мыслит никто»
- Многообразие культур проявляется в природной сущности творить что-то своё, непохожее, оригинальное.
- Особенно наглядно это проявляется в художественном творчестве. В нем не существует одинаковых творений. Даже посвященные одному и тому же образу или событию, они по-своему передают его сущность.
Рябушкин, Рембрандт, Максимов, Гирландайо
Неповторимость и уникальность каждой культуры означает их равноправие. Даже малочисленные народы создали свою оригинальную культуру . Конечно, существовали и существуют более мощные и развитые культуры. Но в целом они составляют единую многокрасочную мозаику, которую невозможно превратить в одноцветное полотно. В качестве примера обратимся к культуре Японии
У японцев представления о красоте отличались от ее понимания греками или китайцами.
- Путь японского искусства – путь постижения красоты через незаметное и первозданное.
- Стремление жить в гармонии с природой –характерная черта японцев.
Вот каким видится «изначальный» образ красоты природы поэту Догену (1200-1253):
- " Цветы – весной, Кукушка – летом. Осенью – луна. Чистый и холодный снег - зимой
- Что от меня останется миру? Цветы – весной, Кукушка – летом. Осенью – луна. Чистый и холодный снег - зимой." Японский поэт Доген.
- Как просто и безыскусно все сказанное!
- Привычные образы, обыкновенные слова.
- Именно в этой простоте и обычности заключается красота японского искусства .
Японские художники никогда не диктуют свою волю тому существу, которое служит первоосновой произведения искуссства
Они выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.
Простота и отсутствие вычурности – становятся главной целью художника
Еще один принцип японских художников – первозданная красота самого предмета , еще не подвергнутая художественной обработке
- Недосказанность и незавершенность – важнейший критерий художественности произведения. Мастер предлагает внимательно вслушиваться в недоговоренное, более пристально всматриваться в недорисованное.
Чайная церемония
В чайной церемонии особая культура восприятия предметов, повлиявшая на все виды искусства Японии
Икэбана
- Те же принципы и в этом искусстве.
- В цветке ценят простоту и жизненную силу.
- Японский мастер никогда не срежет охапку цветов, чтобы выбросить их через день.
- Скорее всего он использует один цветок, оттенит его красоту.
Искусство икэбаны символично
- В нем воплощаются три начала : Небо, Земля и Человек поэтому каждая из деталей должна передать наиболее полно философские раздумья человека о своем месте в мироздании и смысле бытия.
Символичен также выбор растений
- Сосна и роза – долголетие,
- Бамбук- мир и процветание,
- Хризантема и орхидея –радость,
- Магнолия – духовную чистоту
Искусство японских садов
Красота недосказанности , намека
Символический «сухой сад» - особое расположение камней, кустарников и деревьев
Камни, например подбирают по форме, цвету, фактуре
Он монохромен, строг и аскетичен
- В саду нет ничего изменяющегося , расцветающего или увядающего. В зависимости от времени года он воспринимается по-разному . И в этом какая-то непостижимая тайна для человека.