Приложение____
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ «СОШ №3»
Приказ № _______от________________
Рабочая программа учебного предмета
«В мире мягкой фантазии»
1-4 класс
п. Арамиль
Пояснительная записка
Программа «В мире мягкой фантазии» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ образования детей.
Актуальность и педагогическая целесообразность образовательной программы «В мире мягкой фантазии» связано с необходимостью индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.
Также необходимость введения данной программы исходит из анализа и социального запроса, а в частности родителей, которые имеют детей инвалидов.
Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями – познать мир сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».
Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети – инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это не понимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, не желание людей замечать их.
Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях дополнительного образования, так как зачастую это является единственной возможностью для детей – с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.
Поэтому педагогической целью является создание таких условий для детей с ограниченными возможностями, где бы они чувствовали себя в безопасности, где бы могли раскрыться творчески.
Цель данной программы «В мире мягкой фантазии»: развитие творческого потенциала (воображения, фантазии, творческой активности, мотивации к самовыражению) и адаптации в современном мире детей с ограниченными возможностями на основе освоения ими технологии изготовления мягкой игрушки.
Значение игрушки в творческом развитии и воспитании ребёнка общеизвестно. Игрушка – постоянный спутник детей. Для них она является одним из важнейших средств познания мира, приобщения к национальной культуре, собственного личностного развития. Искусство изготовления мягкой игрушки – древнейший вид народного художественного творчества. Этот процесс доставляет наслаждение, вызывает у ребёнка ряд положительных эмоций, способствует формированию совокупности универсальных учебных действий
Этот вид деятельности
• очень доступен, так как небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда под рукой;
• познавателен, потому что помогает разглядеть и узнать окружающий мир;
• продуктивен, дает возможность быстро получить результат своего труда, мягкой игрушкой украсить интерьер, подарить ее близким, друзьям.
Сам процесс создания мягкой игрушки не менее важен для любого ребенка, чем результат. Он и создаёт условия для формирования способности обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, для развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Освоение техники изготовления мягкой игрушки детей с ограниченными возможностями начинается с формирования элементарных учебных умений и навыков через разные виды аппликации.
Программа решает блок задач:
• по развитию математических представлений:
- дать понятие о величинах: длине, площади, периметре;
- дать понятие о единицах измерения;
- дать понятие: окружность, овал, прямоугольник, квадрат, шар,
конус, цилиндр;
- упражнять в количественном и порядковом счете;
- укреплять знание пространственных направлений – вверху, внизу, слева, справа;
- дать понятие о середине, центре, вершине, крае;
- научить деление величины на части.
• по сенсорному развитию:
- развить цветовое восприятие;
- понятие о холодных и теплых тонах;
- научить различать ткань по составу, по свойствам;
- научить определять изнаночную и лицевую сторону
ткани.
• по умственному развитию:
- развивать абстрактное мышление;
- обучить плоскостному моделированию;
- обучить объемному моделированию.
• по трудовому воспитанию:
- научить детей владеть иголкой, шилом, ниткой, ножницами;
- научить работе с лекалом, выкройкой;
- научить технике кроя;
- научить изготавливать простые виды мягкой игрушки, аппликации, мозаики.
• по физическому воспитанию:
- развивать мускулатуру кистей рук, глазомер, остроту зрения,
координацию движений рук.
• по нравственному воспитанию:
- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
• по эстетическому воспитанию:
- познакомить с художественной деятельностью - изготовление мягкой
игрушки;
- развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг - друга;
- привить умение использовать полученные знания на других видах
изобразительной и трудовой деятельности.
• Речевой блок:
- развивать активный и пассивный словарь детей;
- развивать объяснительную и доказательную речь;
- развивать умение строить диалог.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре года изучения в начальной школе из расчета 1 час в неделю, 34 часа в неделю.
Формы и режим занятий:
Программа имеет художественно - эстетическую направленность.
В связи с психологическими и физиологическими возможностями, дети организуются в учебную группу постоянного состава, 2-3 человека или индивидуально в зависимости от запроса родителей. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, но может использоваться для обучения детей с ограниченными возможностями более старшего возраста, учитывая особенности заболевания.
Содержание данной программы соответствует возможностям детей, и выполняемая деятельность не наносит вреда их здоровью.
Занятия проводятся: 1 раза в неделю по 1 часу. Структура занятия включает в себя физминутки, которые выбираются с учетом индивидуальных и физиологических особенностей детей.
Практические занятия проводятся после изучения теоретической части изучаемой темы и правил техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению игрушек, мозаики, аппликации.
В процессе занятий используются разнообразные методы занятий:
• беседа,
• рассказ,
• практический,
• тренировочный,
• демонстрационный,
• консультации,
• игра,
• конкурсы,
• выставка и др.
На занятиях используются в основном индивидуальные формы работы учитывая психологические и физиологические особенности детей с ограниченными возможностями.
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач. В программе выделяется резервное время, которое используется для проведения выставок.
Ожидаемые результаты:
По окончании года обучения, как правило, обучающиеся
знают:
- терминологию ручных работ;
- виды меха и ткани;
- ручные швы, их назначение и применение;
- виды аппликации;
- простые виды игрушки;
- технологию изготовления аппликации, простых видов игрушки, мозаики;
- технику безопасности при работе;
- основы цветоведения;
умеют:
- изготавливать аппликацию, мозаику;
- выполнять ручные швы;
- производить крой деталей из бумаги и меха;
- изготавливать плоские игрушки и игрушки из меховых шариков.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Важна поддержка и одобрение любых творческих идей, поступающих от детей с ограниченными возможностями, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм совместной деятельности.
В условиях творческого объединения «В мире мягкой фантазии» каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих возможностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».
Формы подведения итогов:
• Выставка, персональная выставка;
• Участие в выставках районных, областных выставках;
• Участие в фестивале для детей с ограниченными возможностями
«Встреча друзей»;
• Мастер класс для начинающих детей (представление своего опыта, хоть и маленького, но очень важного и значимого для самого ребенка);
• Собеседование, тесты, творческие задания.
Подведение итогов позволяет определить эффективность воспитания и обучения по программе, внести коррективы в образовательный процесс. Все формы подведения итогов помогают ребенку и их родителям с ограниченными возможностями увидеть результаты своего творческого труда.
Содержание программы
№ урока | Тема | К-во часов | Дата | Вид деятельности |
1 класс |
1 | Материаловедение | 1 | | Введение (0,5 часа). Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. История развития народного творчества (общие сведения). Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Практические занятия (0,5 часа). Изготовление игрушки из готовых деталей (меховые шарики, мелкие детали, фурнитура, используя для соединения двухсторонний скотч. |
2 | Сувениры из ткани | 10 | | 1. Колобок (из тряпичных шариков) 2 часа 2. Гусеница 2 часа. 3. Котёнок 2 часа. 4. Клоун 2 часа. 5. Фея 2 часа. |
3 | Плоские комбинированные игрушки | 19 | | Понятие – плоская предметная аппликация (0,5 часа). Понятие «предмет». Технология изготовления плоской аппликации. Понятие выкройка, лекало. Практические занятия (1,5часа) Отрабатывать умение работать в тетради. Учиться обводить по контурам деталь на кальке, изготавливать лекало. Учиться обводить лекало по контуру на цветной бумаге. Учиться вырезать детали аппликации. Учиться выполнять плоскую аппликацию (наклеивать детали). Рыбка 3 часа Мышь 3 часа Поросенок 2 часа Птица 3 часа Собака 4 часа Букашка 4 часа |
4 | Аппликация на объёмной поверхности | 3 | | Понятие «объемная поверхность» (0,5 часа). Технология выполнения аппликации на объемной поверхности. Практические занятия (2,5 часа) Применить умение изготавливать лекала. Отрабатывать умения кроя на ткани. Отрабатывать умение вырезать детали кроя из ткани и бумаги. Учиться наносить клей на объемную поверхность. Отрабатывать умение наклеивать детали из ткани и бумаги на объемную поверхность. Отрабатывать приемы декорирования изделия (наклеивание бус, лент). |
2 класс |
1 | Водное занятие. Материаловедение | 1 | | Введение (0,5 часа). Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. История развития народного творчества (общие сведения). Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Практические занятия (0,5 часа). Изготовление игрушки из готовых деталей (меховые шарики, мелкие детали, фурнитура, используя для соединения двухсторонний скотч. |
2 | Плоские комбинированные игрушки | 18 | | 1. Леший 3 часа. 2. Скоморох 3 часа. 3. Матрёшка 3 часа. 4. Попугайчик 3 часа. 5. Кукла – скрутка 3 часа. 6. Кукла – одежда для куклы – 3 часа. |
3 | Объемные игрушки из меха и ткани | 15 | | Зайчик 3 часа. Птица – Каркуша 3 часа Львёнок 3 часа. Бегемот 3 часа. Выполнение проектов 3 часа. |
| 3 класс |
1 | Вводное занятие. Цветоведение. | 1 | | Введение (0,5 часа). Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. История развития народного творчества (общие сведения). Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Демонстрация детских работ. Понятие – цветоведения. (0,5 часа). |
2 | Игрушки на картоном каркасе | 9 | | Крокодильчик 2 часа. Курочка 2 часа. Русские матрешки 5 часа. |
3 | Игрушки на проволочном каркасе | 8 | | Собачка 3 часа. Петушок 2 часа. Цветочек 3 часа. |
4 | Игрушки помощницы | 16 | | Прихватка-бабочка 2 часа. Кукла на чайник 3 часа. Грелка-тыква 3 часа. Панно-кошка 3 часа. Кукла-ростомер 3 часа. Выполнение проектов 2 часа. |
| 4 класс |
1 | Вводное занятие | 1 | | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Практические занятия (0,5 часа). |
2 | Интерьерные игрушки | 33 | | 1. Бабушка 3 часа. 2. Тыквоголовка 3 часа. 3. Балерина 3 часа. 4. Подушки 5 часов. 5. Зайчик 4 часа. 6. Совёнок Сеня 4 часа. 7. Лошадка Маруся 4 часа. 8. Мышонок 4 часа. 9. Выполнение проектов 3 часа. |