ПРОГРАММА
курса
«В мире занимательной психологии»
Класс: 5 класс; возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации программы:
Количество часов по учебному плану: 34ч./год; 1ч./в неделю
Планирование составлено на основе: программ «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко «Познай себя» - 5 класс», «Занимательная психология саморазвития» Т.С. Кубаткина, О.А. Лобанова. и О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» 5 класс.
Рабочую программу составила:
педагог-психолог МБОУ «СОШ №44» З.А.Меметова
ПояснительНая записка
Данная программа по направленности является социально-педагогической. Планирование составлено на основе: программ «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко «Познай себя» - 5 класс», «Занимательная психология саморазвития» Т.С. Кубаткина, О.А. Лобанова. и О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» 5 класс.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В пятом классе меняется социально-педагогическая ситуация развития ребенка: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое социальное положение, выполняя новые функции.
Пятый класс – это ранний подростковый возраст. Начинается период бурного физического роста, повышается утомляемость, что связано с отставанием развития кровоснабжения мозга от роста его структур. Начинается перестройка гормональной системы, характерны перепады самочувствия. Аккуратность и послушность нередко сменяет несдержанность, эгоистичность, агрессивность. Ребёнок становится подростком, теряя при этом психологическое равновесие.
Учение остаётся главным видом деятельности подростка, а основной, ведущей становится деятельность общения, включение в групповую деятельность (трудовую, спортивную). Потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении становятся доминирующими. Они проявляются:
- в стремлении к такому положению среди сверстников, которое соответствует представлению подростка о себе;
- в повышенной (часто эгоцентрической) потребности в признании, внимании, уважении со стороны родителей и других членов семьи;
- в боязни изоляции в пределах своих малых групп;
- в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других.
Характерная особенность всего подросткового периода (10-15 лет) — всё возрастающее стремление стать взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отмежеваться от всего явно детского и присвоить образцы (не всегда положительные) взрослой жизни.
Продолжают совершенствоваться познавательные процессы: произвольность внимания, восприятия, память, способности к обобщению, анализу, рефлексии. Просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своим способностям.
В нравственной сфере пятиклассник начинает осознанно искать ответы на жизненные вопросы: Кто я? Какой я? Это возраст исследования своего «Я». Начинают осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарищество, долг, честь).
В поведении подростка заметны циклические перепады психического и физического состояния. Одни и те же подростки в период подъёма активны, общительны, а во время спада апатичны, раздражительны, резко реагируют на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. У подростков появляются неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, часто мнимых. Завышенная самооценка ведёт к развитию самомнения, болезненного самолюбия, обидчивости, эгоцентризма, а заниженная — рождает тревожность, неуверенность, страхи. Поэтому, особо важное значение имеет личностно ориентированный, индивидуальный подход к подростку, учёт его индивидуальных особенностей, создание условий для формирования адекватной самооценки. Эти вопросы являются приоритетными в курсе «Познай себя».
В курсе «Познай себя» подростку раскрываются сильные стороны и индивидуальные качества его личности, которые могут впоследствии стать стержневыми, определят его жизненный путь. Примеры из жизни выдающихся людей будут способствовать социальному взрослению подростков.
Цель курса: социальная адаптация обучающихся к переходу в среднее звено школы, развитие у подростков позитивного отношения к людям, самим себе, обществу и стремления к достижению жизненного успеха.
Задачи курса:
- оказание психологической помощи учащимся в период адаптации к среднему звену школы.
- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
- педагогическое побуждение и формирование мотива самопознания.
- развитие навыков здорового образа жизни и предупреждения появления вредных привычек.
- выявление интересов, склонностей и способностей подростка.
- создание условий для осознания учащимися необходимости самосовершенствования.
Место предмета в учебном плане:
Образовательная программа рассчитана на 1 год; количество часов – 34ч.; 1 час в неделю
Планируемые результаты освоения программы:
Данная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметными результатами являются: в коммуникативной сфере:
- умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
- умение согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;
- учет позиции собеседника или партнера по деятельности.
в познавательной сфере:
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную работу;
- умение пользоваться различными материалами;
- владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного использования полученных знаний в жизни.
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций
в трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
в физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
- формирование основ экологического осознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях, а также формированию ценности здорового и безопасного Метапредметными результатами являются:
- целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности, готовность и способность противостоять трудностям и помехам;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- последовательности, причинно-следственной и логической связи описываемых событий);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы;
- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; слушать партнера;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; для отображения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательский учебных действий, включая навыки работы информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
образа жизни, формирование культуры здоровья.
Личностными результатами являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов, творческой деятельности эстетического характера.
Формы и режим занятий. В данной программе используются следующие формы занятий.
1. Психологические игры и упражнения:
- ролевые игры;
- игры-переживания;
- психогимнастика;
- упражнения на отработку различных навыков.
2. Различные методы тренинга:
- ролевая игра;
- мозговой штурм;
- моделирование практических ситуаций;
- работа в малых группах;
3. Групповые дискуссии, беседы.
4. Информационные блоки.
5. Психологические тесты.
6. Элементы арт-терапии.
7. Элементы сказкотерапии.
8. Элементы телесно-ориентированной терапии.
Структура занятия
I этап. Психологическое вхождение обучающихся в занятие: ритуал приветствия.
II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация проблемы.
III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие навыков.
IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания.
Содержание курса:
Задания, предложенные в разделе I: «Я и мы – это интересно» знакомит обучающихся с регламентированием правил работы на тренинговых занятиях, формированием мотивации групповой работы, развитием эмпатии, осмыслением себя как члена группы способной оказывать поддержку друг другу; развитие представления обучающихся о роли близких в жизни семьи, их поддержки, помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким людям, актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах, как неотъемлемой части человеческой личности.
Раздел II: «Самопознание – это интересно» знакомит обучающихся с такими понятиями, как «Человек как индивид и как личность. Сознание основная характеристика личности. Роль личности в развитии человека, самовоспитание и самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей.», знакомит с такими богатствами личности человека, как мышление, память, внимание, воображение, темперамент, характер, эмоции и т.д.
Содержание | Количество часов |
Раздел I: «Я и мы – это интересно» | 21ч. |
Раздел II: «Самопознание – это интересно» | 13ч. |
ИТОГО | 34ч. |
Тематическое планирование:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тематическое планирование, характеристика основных видов деятельности | Практическая часть | Количество часов | Сроки выполнения |
Теорет. | Практ. | Всего | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Коррекция |
Раздел I «Я и мы – это интересно». | | | |
1 | Вводное занятие. Содержание курса, инструктаж по технике безопасности. Актуализация представлений о психологическом тренинге. | Проведение игры на сближение обучающихся с друг с другом, на установление контакта, создание доброжелательной атмосферы. Выработка ритуала приветствия и прощания. | 0,2 | 0,8 | 1 | | | |
2-3-4 | Здравствуй, пятый класс! Тренинговое занятие на формирование эффективной команды «Я и мои одноклассники». Регламентирование правил работы на тренинговых занятиях. Формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии, осмысление себя как члена группы способной оказывать поддержку друг другу. | Проведение игр на сближение и повышение социометрического статуса учеников, на принятие совместных решений, игровая диагностика. Мини-беседа на тему доверия. Упражнения с элементами арт-терапии «Портрет нашего класса». Проведение диагностической методики «Социометрия», диагностика школьной тревожности. | 1 | 2 | 3 | | | |
5 | Я подросток. Подростковый возраст, как особый этап в жизни человека, осмысление места подросткового возраста в жизни человека. | Беседа на тему: «Я в прошлом, настоящем и будущем» | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
6 | Мы и наши близкие. Развитие представления обучающихся о роли близких в жизни семьи, их поддержки, помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким людям. | Беседа, направленная на развитие представлений у обучающихся о роли близких в жизни семьи, их поддержки и своей роли. Рисунок «Моя семья» | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
7 | Мы и наше настроение. Актуализация представлений о факторах, влияющих на настроение людей. | Ролевые игры и упражнения в парах на развитие навыков произвольного контроля и саморегуляции настроения. | 0,2 | 0,8 | 1 | | | |
8-9 | Общение и умение слушать. Теоретические аспекты эффективного общения, классификация средств общения, понятие невербального общения. | Беседы, игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков. Игровые упражнения, направленные на формирование жестикуляции и мимики. Формирование навыков самоконтроля за невербальными проявлениями: жестами, мимикой, позой при разговоре. | 0,8 | 1,2 | 2 | | | |
10-11 | Толерантность и милосердие. Понятие толерантности и милосердия, их значение в нашей жизни, понятие толерантной личности, интолернтной личности. Особенности и различия толерантной и интолерантной личности. | Упражнения на определение степени своей толерантности, просмотр социального ролика, игры на развитие позитивного отношения к уникальности каждого человека, элементы арт-терапии. | 0,8 | 1,2 | 2 | | | |
12-13 | Чего я боюсь и как преодолеть неуверенность в себе?! Занятие «Кто я, какой я?» Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи, помощь в нахождении способов их преодоления, снижение школьной тревожности. | Групповые дискуссии, элементы сказкотерапии направленные на формирование у детей позитивной Я-концепции устойчивой самооценки, снижение школьной тревожности. | 0,5 | 1,5 | 2 | | | |
14 | Работа с негативными переживаниями. Понятие об эмоциональной устойчивости, о безопасных способах снятия гнева, развитие навыков саморегуляции, формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. | Ролевые игры и упражнения на формирование самопознания, осознание себя (своей личности) и понимание других людей. | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
15-16 | Что поможет мне учиться. Теоретические аспекты качеств, необходимых хорошему ученику. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразо-вания. Умственная самостоятельность и её уровни.Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. | Игры и упражнения, способствующие развитию воображения, учебных навыков, навыков совместной деятельности. | 1 | 1 | 2 | | | |
17 | Учимся планировать. Мы и наши привычки (режим дня). Теоретические аспекты актуализации знаний о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей. | Групповая дискуссия о преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок дня, недели. Творческое задание на составление своего оптимального распорядка дня. | 0,2 | 0,8 | 1 | | | |
18 | Мы и наши привычки (здоровое питание и эффективный отдых). Актуализация представления об основных питательных веществах, развитее убеждения в преимуществах рационального питания, укрепление привычки соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков. | Просмотр социального ролика, групповой диспут о необходимости правильного и эффективного отдыха. Знакомство с особенностями состояния сна, с правилами продуктивного сна и здорового питания. | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
19 | Наши недостатки и наши достоинства. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах, как неотъемлемой части человеческой личности. | Игры и упражнения на развитие умения объективно оценивать свои слабые и сильные стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ, осмысление возможности самосовершенствования. | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
20 | Конфликты и причины их возникновения. Понятие конфликта в психологии. Причины конфликтов. Механизмы возникновения конфликтов. Барьеры и трудности в общении. | Отработка теоретических знаний в мини-группах. Выработка подростками собственных решений в различных конфликтных ситуациях. | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
21 | Наши права и наши обязанности. Актуализация представления о правах и обязанностях, формирование убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои. | Отработка теоретических знаний в мини-группах, представление полученных знаний. | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
Раздел II «Самопознание – это интересно». | | | | |
22-23 | Личность. Человек как индивид и как личность. Сознание основная характеристика личности. Роль личности в развитии человека, самовоспитание и самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей. | Упражнения на самопознание, осознание своей личности и понимание других людей. | 1 | 1 | 2 | | | |
24 | Качества личности | Практикум по развитию основных видов мышления. | 0,2 | 0,8 | 1 | | | |
Мышление. Знакомство с психологическим понятием «мышление», с основными операциями мышления, способами его развития |
25 | Внимание. Расширение представления о понятии «внимание», особенности внимания, виды внимания, связь между развитым вниманием и успешным обучением, практикум по развитию внимания. | Упражнения по развитию основных видов внимания. Формирование навыков самостоятельного совершенствования свойств внимания | 0,2 | 0,8 | 1 | | | |
26 | Память. Расширение представления о понятии «память», значение памяти в жизни человека, связь между развитой памятью и успешностью в обучении. | Упражнения по развитию основных видов памяти. Формирование навыков самостоятельного совершенствования свойств внимания | 0,2 | 0,8 | 1 | | | |
27 | Воображение. Расширение представления о понятии «воображение», плоды воображения. Воображение – основа творчества. | Игры, упражнения, творческие задания на развитие у детей воображения. | 0,2 | 0,8 | 1 | | | |
28 | Наш мир эмоций. Расширение представлений о понятиях «чувства» и «эмоции». Богатство эмоционального мира человека, развитие навыков саморегуляции своих чувств и эмоций. | Работа в парах и мини-группах на формирование и отработку навыков эмпатии, обучение технике саморегуляции.в конфликтных ситуациях | 0,2 | 0,8 | 1 | | | |
29 | Наш темперамент. Темперамент как особенность нервной системы, виды темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. | Беседа о положительных и отрицательных сторонах различных темпераментов. Диагностика темперамента обучающихся. | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
30 | Характер. Характер - как совокупность индивидуальных (черт) человека. Основные черты характера – решительность, настойчивость, чуткость, смелость и др. Связь характера с темпераментом человека. | Ролевые игры ипровизации на отработку теоретических знаний | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
31 | Мои потребности. Понятие «потребности», виды потребностей (физические, социальные, духовные), связь потребностей, интересов и ценностей человека. | Просмотр социального ролика, обсуждение | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
32 | Мои способности. Понятие «способности», задатки, интересы, склонности, как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей. Общие (учебные) способности, специальные способности. Изучение своих способностей. Необходимость их развития. | Упражнения, творческие задания на презентацию каждого обучающегося своих способностей | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
33 | Богатства личности. Актуализация знаний обучающихся об основных характеристиках человека, психических процессах и их особенностях. Анализ богатства Я-концепции человека. | Анализ полученных знаний, обсуждение, Формирование положительной самооценки. Развитие позитивного отношения к уникальности каждого человека. Творческая работа в парах на составление характеристики на своего одноклассника. | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
34 | Мы и наш класс Обобщение полученного опыта взаимодействия в группе, осмысление себя как части класса. Диагностирование. Социометрия (Дж. Морено); проективная методика «Портрет нашего класса». | Беседа, итоговая игра направленная на осмысление опыта, полученного в ходе занятий, закрепление полученных навыков группового сплочения, умения оказывать и принимать помощь группы. | 0,5 | 0,5 | 1 | | | |
Список литературы:
Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.
Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. Минск, 1992.
Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993.
Маленкова Л.И. Я — человек. М., 1996.
Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,1987.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М., 1988.
Рогов Е.И. Психология познания. М., 1998.
Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, учебное пособие Селевко Г.К. «Познай себя». – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовершенствование личности».1991г учебное пособие.
Соина О.С.Этика самосовершенствования. М., 1990.
Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
Что вы знаете и чего не знаете о себе / Сост. С. Степанов. М., 1994.
Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.
Интернет ресурсы
сайт ЦДЮТ Симферопольского района, раздел Психология - программы по психологии;
сайт Социальная сеть работников образования/ раздел психология и педагогика в школе.
сайт Учебно-методический кабинет/ раздел Психология.
сайт Фестиваль педагогических идей./раздел Школьная психологическая служба.