СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В мире занимательной психологии развивающие занятия для 5 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по направленности является социально-педагогической. Планирование составлено на основе: программ «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко «Познай себя» - 5 класс»,  «Занимательная психология саморазвития» Т.С. Кубаткина, О.А. Лобанова.  и О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» 5 класс.

 

Просмотр содержимого документа
«В мире занимательной психологии развивающие занятия для 5 классов»





ПРОГРАММА

курса

«В мире занимательной психологии»



Класс: 5 класс; возраст обучающихся: 10-11 лет

Срок реализации программы:

Количество часов по учебному плану: 34ч./год; 1ч./в неделю

Планирование составлено на основе: программ «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко «Познай себя» - 5 класс», «Занимательная психология саморазвития» Т.С. Кубаткина, О.А. Лобанова. и О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» 5 класс.


Рабочую программу составила:

педагог-психолог МБОУ «СОШ №44» З.А.Меметова







ПояснительНая записка



Данная программа по направленности является социально-педагогической. Планирование составлено на основе: программ «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко «Познай себя» - 5 класс», «Занимательная психология саморазвития» Т.С. Кубаткина, О.А. Лобанова. и О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» 5 класс.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В пятом классе меняется социально-педагогическая ситуация развития ребенка: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое социальное положение, выполняя новые функции.

Пятый класс – это ранний подростковый возраст. Начинается период бурного физического роста, повышается утомляемость, что связано с отставанием развития кровоснабжения мозга от роста его структур. Начинается перестройка гормональной системы, характерны перепады самочувствия. Аккуратность и послушность нередко сменяет  несдержанность, эгоистичность, агрессивность. Ребёнок становится подростком, теряя при этом психологическое равновесие.    

Учение остаётся главным видом деятельности подростка, а основной, ведущей становится деятельность общения, включение в групповую деятельность (трудовую, спортивную). Потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении становятся доминирующими. Они проявляются:

- в стремлении к такому положению среди сверстников, которое соответствует представлению подростка о себе;

- в повышенной (часто эгоцентрической) потребности в признании, внимании, уважении со стороны родителей и других членов семьи;

- в боязни изоляции в пределах своих малых групп;

- в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других.

Характерная особенность всего подросткового периода (10-15 лет) — всё возрастающее стремление стать взрослым, приобщиться к жизни и деятельности взрослых, отмежеваться от всего явно детского и присвоить образцы (не всегда положительные) взрослой жизни.

Продолжают совершенствоваться познавательные процессы: произвольность внимания, восприятия, память, способности к обобщению, анализу, рефлексии. Просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своим способностям.

В нравственной сфере пятиклассник начинает осознанно искать ответы на жизненные вопросы: Кто я? Какой я? Это возраст исследования своего «Я». Начинают осознаваться нравственные чувства (патриотизм, товарищество, долг, честь).

В поведении подростка заметны циклические перепады психического и физического состояния. Одни и те же подростки в период подъёма активны, общительны, а во время спада апатичны, раздражительны, резко реагируют на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. У подростков появляются неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, часто мнимых. Завышенная самооценка ведёт к развитию самомнения, болезненного самолюбия, обидчивости, эгоцентризма, а заниженная — рождает тревожность, неуверенность, страхи. Поэтому, особо важное значение имеет личностно ориентированный, индивидуальный подход к подростку, учёт его индивидуальных особенностей, создание условий для формирования адекватной самооценки. Эти вопросы являются приоритетными в курсе «Познай себя».

В курсе «Познай себя» подростку раскрываются сильные стороны и индивидуальные качества его личности, которые могут впоследствии стать стержневыми, определят его жизненный путь. Примеры из жизни выдающихся людей будут способствовать социальному взрослению подростков.

Цель курса: социальная адаптация обучающихся к переходу в среднее звено школы, развитие у подростков позитивного отношения к людям, самим себе, обществу и стремления к достижению жизненного успеха.

Задачи курса:

- оказание психологической помощи учащимся в период адаптации к среднему звену школы.

- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

- педагогическое побуждение и формирование мотива самопознания.

- развитие навыков здорового образа жизни и предупреждения появления вредных привычек.

- выявление интересов, склонностей и способностей подростка.

- создание условий для осознания учащимися необходимости самосовершенствования.

Место предмета в учебном плане:

Образовательная программа рассчитана на 1 год; количество часов – 34ч.; 1 час в неделю

Планируемые результаты освоения программы: 

Данная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметными результатами являются: в коммуникативной сфере:

- умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками;

- умение согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;

- учет позиции собеседника или партнера по деятельности.

в познавательной сфере:

- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний;

- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную работу;

- умение пользоваться различными материалами;

- владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного использования полученных знаний в жизни.

в эстетической сфере:

- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций


в трудовой сфере:

- умение рационально планировать свой учебный труд;

- умение работать в соответствии с намеченным планом.

в физической сфере:

- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).

- формирование основ экологического осознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях, а также формированию ценности здорового и безопасного Метапредметными результатами являются:

- целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

- владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности, готовность и способность противостоять трудностям и помехам;

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- последовательности, причинно-следственной и логической связи описываемых событий);

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы;

- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе

согласования позиций и учета интересов; слушать партнера;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации; для отображения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

- развитие исследовательский учебных действий, включая навыки работы информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

образа жизни, формирование культуры здоровья.

Личностными результатами являются:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов, творческой деятельности эстетического характера.

Формы и режим занятий. В данной программе используются следующие формы занятий.

1. Психологические игры и упражнения:

- ролевые игры;

- игры-переживания;

- психогимнастика;

- упражнения на отработку различных навыков.

2. Различные методы тренинга:

- ролевая игра;

- мозговой штурм;

- моделирование практических ситуаций;

- работа в малых группах;

3. Групповые дискуссии, беседы.

4. Информационные блоки.

5. Психологические тесты.

6. Элементы арт-терапии.

7. Элементы сказкотерапии.

8. Элементы телесно-ориентированной терапии.


Структура занятия

I этап. Психологическое вхождение обучающихся в занятие: ритуал приветствия.

II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация проблемы.

III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие навыков.

IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания.

Содержание курса:

Задания, предложенные в разделе I: «Я и мы – это интересно» знакомит обучающихся с регламентированием правил работы на тренинговых занятиях, формированием мотивации групповой работы, развитием эмпатии, осмыслением себя как члена группы способной оказывать поддержку друг другу; развитие представления обучающихся о роли близких в жизни семьи, их поддержки, помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким людям, актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах, как неотъемлемой части человеческой личности.

Раздел II: «Самопознание – это интересно» знакомит обучающихся с такими понятиями, как «Человек как индивид и как личность. Сознание основная характеристика личности. Роль личности в развитии человека, самовоспитание и самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей.», знакомит с такими богатствами личности человека, как мышление, память, внимание, воображение, темперамент, характер, эмоции и т.д.

Содержание

Количество часов

Раздел I: «Я и мы – это интересно»

21ч.

Раздел II: «Самопознание – это интересно»

13ч.

ИТОГО

34ч.

Тематическое планирование:




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тематическое планирование,

характеристика основных видов деятельности

Практическая часть


Количество часов

Сроки выполнения

Теорет.

Практ.

Всего

Дата занятия по плану

Дата

занятия по факту

Коррекция

Раздел I «Я и мы – это интересно».




1

Вводное занятие.

Содержание курса, инструктаж по технике безопасности. Актуализация представлений о психологическом тренинге.


Проведение игры на сближение обучающихся с друг с другом, на установление контакта, создание доброжелательной атмосферы. Выработка ритуала приветствия и прощания.

0,2

0,8

1




2-3-4

Здравствуй, пятый класс! Тренинговое занятие на формирование эффективной команды «Я и мои одноклассники».

Регламентирование правил работы на тренинговых занятиях. Формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии, осмысление себя как члена группы способной оказывать поддержку друг другу. 


Проведение игр на сближение и повышение социометрического статуса учеников, на принятие совместных решений, игровая диагностика. Мини-беседа на тему доверия. Упражнения с элементами арт-терапии «Портрет нашего класса».

Проведение диагностической методики «Социометрия», диагностика школьной тревожности.

1

2

3




5

Я подросток.

Подростковый возраст, как особый этап в жизни человека, осмысление места подросткового возраста в жизни человека.

Беседа на тему: «Я в прошлом, настоящем и будущем»

0,5

0,5

1




6

Мы и наши близкие.

Развитие представления обучающихся о роли близких в жизни семьи, их поддержки, помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким людям.


Беседа, направленная на развитие представлений у обучающихся о роли близких в жизни семьи, их поддержки и своей роли. Рисунок «Моя семья»

0,5

0,5

1




7

Мы и наше настроение.

Актуализация представлений о факторах, влияющих на настроение людей.


Ролевые игры и упражнения в парах на развитие навыков произвольного контроля и саморегуляции настроения.

0,2

0,8

1




8-9

Общение и умение слушать.

Теоретические аспекты эффективного общения, классификация средств общения, понятие невербального общения.


Беседы, игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков. Игровые упражнения, направленные на формирование жестикуляции и мимики. Формирование навыков самоконтроля за невербальными проявлениями: жестами, мимикой, позой при разговоре.

0,8

1,2

2




10-11

Толерантность и милосердие.

Понятие толерантности и милосердия, их значение в нашей жизни, понятие толерантной личности, интолернтной личности. Особенности и различия толерантной и интолерантной личности.


Упражнения на определение степени своей толерантности, просмотр социального ролика, игры на развитие позитивного отношения к уникальности каждого человека, элементы арт-терапии.

0,8

1,2

2




12-13

Чего я боюсь и как преодолеть неуверенность в себе?! Занятие «Кто я, какой я?»

Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи, помощь в нахождении способов их преодоления, снижение школьной тревожности.


Групповые дискуссии, элементы сказкотерапии направленные на формирование у детей позитивной Я-концепции устойчивой самооценки, снижение школьной тревожности.

0,5

1,5

2







14

Работа с негативными переживаниями.

Понятие об эмоциональной устойчивости, о безопасных способах снятия гнева, развитие навыков саморегуляции, формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.


Ролевые игры и упражнения на формирование самопознания, осознание себя (своей личности) и понимание других людей.

0,5

0,5

1




15-16

Что поможет мне учиться.

Теоретические аспекты качеств, необходимых хорошему ученику. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразо-вания. Умственная самостоятельность и её уровни.Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования.

Игры и упражнения, способствующие развитию воображения, учебных навыков, навыков совместной деятельности.

1

1

2




17

Учимся планировать. Мы и наши привычки (режим дня).

Теоретические аспекты актуализации знаний о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей.


Групповая дискуссия о преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок дня, недели. Творческое задание на составление своего оптимального распорядка дня.

0,2

0,8

1




18

Мы и наши привычки (здоровое питание и эффективный отдых).

Актуализация представления об основных питательных веществах, развитее убеждения в преимуществах рационального питания, укрепление привычки соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков.



Просмотр социального ролика, групповой диспут о необходимости правильного и эффективного отдыха. Знакомство с особенностями состояния сна, с правилами продуктивного сна и здорового питания.

0,5

0,5

1




19

Наши недостатки и наши достоинства.

Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах, как неотъемлемой части человеческой личности.

Игры и упражнения на развитие умения объективно оценивать свои слабые и сильные стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ, осмысление возможности самосовершенствования.

0,5

0,5

1




20

Конфликты и причины их возникновения.

Понятие конфликта в психологии. Причины конфликтов. Механизмы возникновения конфликтов. Барьеры и трудности в общении.


Отработка теоретических знаний в мини-группах. Выработка подростками собственных решений в различных конфликтных ситуациях.

0,5

0,5

1




21

Наши права и наши обязанности.

Актуализация представления о правах и обязанностях, формирование убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои.

Отработка теоретических знаний в мини-группах, представление полученных знаний.

0,5

0,5

1




Раздел II «Самопознание – это интересно».





22-23

Личность.

Человек как индивид и как личность. Сознание основная характеристика личности. Роль личности в развитии человека, самовоспитание и самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей.

Упражнения на самопознание, осознание своей личности и понимание других людей.





1

1

2





24

Качества личности


Практикум по развитию основных видов мышления.



0,2


0,8


1




Мышление.

Знакомство с психологическим понятием «мышление», с основными операциями мышления, способами его развития

25

Внимание.

Расширение представления о понятии «внимание», особенности внимания, виды внимания, связь между развитым вниманием и успешным обучением, практикум по развитию внимания.


Упражнения по развитию основных видов внимания.

Формирование навыков самостоятельного совершенствования свойств внимания


0,2


0,8


1




26

Память.

Расширение представления о понятии «память», значение памяти в жизни человека, связь между развитой памятью и успешностью в обучении.

Упражнения по развитию основных видов памяти.

Формирование навыков самостоятельного совершенствования свойств внимания

0,2

0,8

1




27

Воображение.

Расширение представления о понятии «воображение», плоды воображения. Воображение – основа творчества.

Игры, упражнения, творческие задания на развитие у детей воображения.




0,2

0,8

1




28

Наш мир эмоций.

Расширение представлений о понятиях «чувства» и «эмоции». Богатство эмоционального мира человека,

развитие навыков саморегуляции своих чувств и эмоций.

Работа в парах и мини-группах на формирование и отработку навыков эмпатии, обучение технике саморегуляции.в конфликтных ситуациях



0,2

0,8

1




29

Наш темперамент.

Темперамент как особенность нервной системы, виды темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Беседа о положительных и отрицательных сторонах различных темпераментов.

Диагностика темперамента обучающихся.

0,5

0,5

1




30

Характер.

Характер - как совокупность индивидуальных (черт) человека. Основные черты характера – решительность, настойчивость, чуткость, смелость и др. Связь характера с темпераментом человека.

Ролевые игры ипровизации на отработку теоретических знаний

0,5

0,5

1




31

Мои потребности.

Понятие «потребности», виды потребностей (физические, социальные, духовные), связь потребностей, интересов и ценностей человека.

Просмотр социального ролика, обсуждение

0,5

0,5

1




32

Мои способности.

Понятие «способности», задатки, интересы, склонности, как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей. Общие (учебные) способности, специальные способности. Изучение своих способностей. Необходимость их развития.

Упражнения, творческие задания на презентацию каждого обучающегося своих способностей

0,5

0,5

1




33

Богатства личности.

Актуализация знаний обучающихся об основных характеристиках человека, психических процессах и их особенностях. Анализ богатства Я-концепции человека.

Анализ полученных знаний, обсуждение, Формирование положительной самооценки. Развитие позитивного отношения к уникальности каждого человека.

Творческая работа в парах на составление характеристики на своего одноклассника.

0,5

0,5

1




34

Мы и наш класс

Обобщение полученного опыта взаимодействия в группе, осмысление себя как части класса.

Диагностирование. Социометрия (Дж. Морено); проективная методика «Портрет нашего класса».


Беседа, итоговая игра направленная на осмысление опыта, полученного в ходе занятий, закрепление полученных навыков группового сплочения, умения оказывать и принимать помощь группы.

0,5

0,5

1






















Список литературы:


Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.

Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. Минск, 1992.

Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993.

Маленкова Л.И. Я — человек. М., 1996.

Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,1987.

Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М., 1988.

Рогов Е.И. Психология познания. М., 1998.

Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, учебное пособие Селевко Г.К. «Познай себя».  – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовершенствование личности».1991г учебное пособие.

Соина О.С.Этика самосовершенствования. М., 1990.

Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Что вы знаете и чего не знаете о себе / Сост. С. Степанов. М., 1994.

Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.

Интернет ресурсы

сайт ЦДЮТ Симферопольского района, раздел Психология - программы по психологии;

сайт Социальная сеть работников образования/ раздел психология и педагогика в школе.

сайт Учебно-методический кабинет/ раздел Психология.

сайт Фестиваль педагогических идей./раздел Школьная психологическая служба.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!