ПРОГРАММА КУРСА
«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» разработана для четвертого класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических,
включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации. Работаем с информационными источниками» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• создавать условия для развития у детей познавтельных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностями построения программы «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфогра-фикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:
1. Работа с источниками информации:
знание того, какие источники информации существуют;
умение использовать различные источники информации;
умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.
2. Обработка и представление результатов:
умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;
умение описать и представить результаты своей работы.
Принципы проведения занятий
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Программа курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям: «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
2. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
Содержание программы
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» выпускники начальной школы приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы её поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно- следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные:
умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
определять и формулировать цель деятельности;
работать по предложенному плану;
уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» четвероклассники:
приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
Тематическое планирование.
№ пп/ | Тема занятия | Объект изучения | Формируемые умения |
1. | Информация. | Рисунок, инфографика, текст. | |
2. | По дорогам сказок | Текст, кластер, ключевые слова, столбчатая диаграмма, таблица. | работать со «сплошным» текстом; находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде; подбирать ключевые слова для заполнения кластера (используя информацию, представленную в явном виде); анализировать данные диаграммы и отвечать на вопросы, опираясь на полученную информацию; |
3. | Книга - лучший друг. | Круговая диаграмма, сходство / различие в информации, исследование, инфографика. | читать информацию, представленную в виде круговой диаграммы; находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать нестандартную линейную диаграмму; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. |
4. | Книга - лучший друг. | Столбчатая диаграмма. | работать в группе; собирать информацию; анализировать собранную информацию; строить столбчатую диаграмму по результатам анализа собранной информации; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
5. | У природы нет плохой погоды. | Таблица, график, столбчатая диаграмма. | читать информацию в таблице; работать с графиками; осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
6. | У природы нет плохой погоды. | Нестандартная столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, легенда диаграммы. | строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде; осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; |
7. | К олимпийским вершинам. | Текст, столбчатая диаграмма, таблица, ранжирование. | составлять план прочитанного текста; составлять вопросы по прочитанному тексту; основываясь на понимании текста, подбирать к слову контекстный синоним; соотносить события с предложенными в тексте датами; анализировать данные столбчатых диаграмм; соотносить информацию на диаграмме с табличными данными; ранжировать данные в определенном порядке. |
8. | К олимпийским вершинам. | Текст, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма. | анализировать текстовую информацию и на её основе заполнять таблицу; соотносить события, описанные в тексте, с данными таблицы; ранжировать данные по заданному параметру; строить столбчатую диаграмму по табличным данным. |
9 | Отправляемся в гости. | Таблица, расписание, информация на ж/д билете. | работать с табличными данными, самостоятельно устанавливая отношения между ними; выполнять анализ и обобщение представленной информации; анализировать информацию на ж/д билете и делать правильные выводы; проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. |
10 | Отправляемся в гости. | Таблица, цена, количество, стоимость. | работать с таблицами: самостоятельно устанавливать отношения между данными, выполнять анализ, обобщение представленной информации; проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. |
11 | На рыбалке. | Таблица, легенда диаграммы, круговая диаграмма, билет на выставку. | анализировать данные, представленные в виде таблицы; строить круговую диаграмму; восстанавливать данные таблицы; работать с несплошными текстами (инфографикой); находить информацию, представленную в неявном виде, и на ее основе отвечать на поставленные вопросы; определять, достаточно ли данных информации для решения учебной или практической задачи. |
12 | Мы - математики. | Рисунок, таблица, информационная листовка, круговая диаграмма. | проводить измерения геометрических фигур; анализировать полученные данные и на их основе производить вычисления; анализировать различного рода данные, представленные в виде таблицы; находить из различного рода источников ответы на вопросы; анализировать данные, представленные в виде круговой диаграммы. |
13 | Мы - исследователи. | Таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, линейная диаграмма. | анализировать данные, представленные в табличном формате, и на их основе достраивать столбчатую диаграмму; дополнять легенду диаграммы; достраивать круговую диаграмму; анализировать данные, представленные в виде линейной диаграммы, и делать правильные выводы. |
14. | О чём расскажет упаковка? | Таблица,упаковки продуктов, линейная диаграмма, график, столбчатая диаграмма. | интерпретировать данные, представленные в неявном виде; анализировать и обобщать данные, представленные в виде таблицы; ранжировать значения, события, данные в определенном порядке; строить линейную диаграмму на основе проранжированных данных работать с графиками; самостоятельно строить столбчатую диаграмму по табличным данным |
15. | По страницам Красной книги России. | Текст, кластер, инфогра-фика, столбчатая диаграмма. | находить в тексте информацию, представленную в явном виде; составлять кластер на основе прочитанного текста; находить необходимую информацию, представленную в инфографике; строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений. |
16. | По страницам Красной книги России. | Текст, таблица, линейная диаграмма, ранжирование, план-схема. | строить линейные диаграммы на основе самостоятельно заполненной таблицы; ранжировать объекты, используя линейные диаграммы; анализировать информацию, представленную в виде плана-схемы; |
17 | В цветочном магазине. | . Таблица, столбчатая диаграмма, инфографика, круговая диаграмма. | работать с табличными данными: находить ответы на поставленные вопросы; строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений; различать круговые и столбчатые диаграммы; заполнять на основе инфографики таблицу; самостоятельно определять, какую информацию нужно и возможно разместить в таблице; находить ошибки при выполнении заданий на построение диаграммы; самостоятельно определять вид диаграммы, с помощью которой наиболее точно можно представить необходимую информацию; |
18. | В продуктовом магазине. | Инфографика, таблица, себестоимость, гистограмма. | интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу, используя самостоятельно установленные отношения между данными; соотносить информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией; осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; анализировать инфографику и на основе ее данных заполнять таблицу; |
19. | В продуктовом магазине. | Круговая диаграмма, таблица, инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, доля импорта. | анализировать данные круговой диаграммы и на основе полученной информации, используя самостоятельно установленные отношения между данными, заполнять таблицу; находить ответы на поставленные вопросы, используя дополнительные источники информации (словари); работать с готовыми столбчатыми диаграммами: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания, находить соответствие между числовыми значениями и их обозначением в легенде диаграммы; грамотно составлять вопросы по данным диаграммы |
20. | Готовим сами. | Таблица, инфографика, столбчатая диаграмма. | сравнивать информацию, представленную в табличном виде, и делать соответствующие выводы; анализировать инфографику и определять значимую информацию для выполнения учебной задачи; заполнять таблицу на основе данных инфографики; работать с информацией в виде кластера и на ее основе самостоятельно строить столбчатую диаграмму. |
21. | Витамины. | Нестандартная линейная диаграмма, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма. | анализировать информацию, предъявленную в виде нестандартной линейной диаграммы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; ранжировать данные по различным основаниям; грамотно составлять вопросы по изученной информации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; находить в табличных данных ответы на поставленные вопросы; |
22. | По музеям и выставочным залам. | Билет в музей, таблица, круговая диаграмма. | анализировать информацию, представленную в явном и в неявном видах; используя проанализированную информацию, отвечать на вопросы и производить вычисления; работать с единицами измерения времени; применять математические знания для решения практических задач; пользоваться дополнительными источниками информации для заполнения таблицы; |
23. | По музеям и выставочным залам. | Исследование, бланк опроса, столбчатая диаграмма, рассказ. | работать в группе; выполнять различные роли в учебном сотрудничестве; проводить мини- исследование; анализировать самостоятельно полученные данные и на их основе строить диаграмму; строить грамотный, логически связный текст в письменной форме. |
24. | Осторожно, огонь! | Информационная листовка, столбчатая диаграмма, таблица. | анализировать информацию, предъявленную в виде инфо- графики; осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать информацию, представленную в столбчатой диаграмме; по данным диаграммы называть столбцы таблицы и вносить данные; анализировать данные для того, чтобы определить их достаточность для выполнения учебного задания |
25 | В зоопарке. | Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование | осуществлять в тексте поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; работать с дополнительными источниками информации; анализировать данные круговой диаграммы и на их основе заполнять таблицу; |
26. | В зоопарке. | Графики, таблица. | анализировать графики; по данным графиков вносить данные в таблицу; давать логически обоснованные ответы на вопросы, используя данные графиков и таблицы; сопоставлять табличные данные и делать выводы. |
27. | К космическим далям. | Рисунок, таблица, ранжирование, нестандартная диаграмма, круговая диаграмма, билет в планетарий. | находить в инфографике информацию для заполнения таблицы; использовать дополнительные источники с целью поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; ранжировать данные по различным основаниям; дополнять высказывания, используя данные инфографики; анализировать текстовую информацию и на ее основе создавать легенду и достраивать круговую диаграмму. находить информацию, представленную в явном и неявном видах. |
28. | Реки России. | Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ. | |
| | | анализировать данные линейной диаграммы и на их основе заполнять таблицу (преобразовывать информацию из одной формы в другую); использовать дополнительные источники информации для выполнения учебного задания; ранжировать данные по различным критериям; отвечать на вопросы, самостоятельно выполняя вычисления на основе полученной информации; находить информацию, представленную в неявном виде. |
29. | Реки России. | Столбчатая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма. | пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания; находить информацию, предъявленную в неявном виде; анализировать нестандартную линейную диаграмму, сопоставлять ее данные с данными столбчатой диаграммы и делать правильный вывод; |
30. | По морям и океанам. | Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование, нестандартная линейная диаграмма. | находить ответы на вопросы, используя информацию, представленную в виде текста и диаграммы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; использовать дополнительные источники информации для решения учебной задачи; ранжировать данные по заданным критериям; используя различные виды информации, работать с линейными диаграммами: дополнять легенду диаграммы |
31. | По морям и океанам. | Таблица, план рассказа, недостающие данные, кластер. | для решения учебной задачи пользоваться географическим атласом или картой; анализировать табличную информацию с целью определения недостающих данных; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; определять принадлежность информации, представленной с помощью кластера; адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
32. | По странам и континентам. | Карта, таблица, столбчатая диаграмма, текст. | работать с графическими объектами; интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить столбчатые диаграммы по табличным данным; анализировать столбчатые диаграммы и делать правильные выводы; находить в тексте информацию, представленную в явном виде; использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений. |
33. | По странам и континентам. | Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект. | работать с графическими объектами; интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу; определять значимость информации; ранжировать данные по заданным критериям; делать правильные выводы на основе проанализированной информации; использовать информацию для построения умозаключений в форме вопросов; |
34. | Проверь себя. | Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией. | |