Просмотр содержимого документа
«В.П. Астафьев « Васюткино озеро.»»
Урок.
Тема : В.П. Астафьев « Васюткино озеро.»
Основные черты героя .
Цель (дидактическая) : создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком , активизировать познавательные интересы учеников .
Образовательная : познакомить (кратко) с творчеством В.П Астафьева , способствовать формированию понятий : « средства создания образа» , « нравственный идеал» .
Развивающая : создать условия для развития у учащихся навыков и умения анализировать художественное произведение .
Воспитательная : способствовать формированию через литературное произведение нравственных понятий , чувства единения с миром природы .
Тип урока : урок открытия новых знаний , обретения новых умений и навыков .
Форма : фронтальная , групповая.
Средства обучения : тексты произведения , доска , компьютер .
Метод : эвристический (исследования, поиск) .
Оформление урока : портрет В. Астафьева , текст рассказа « Васюткино озеро», слайды .
Ход урока.
1. Организационный момент .
Дорогие ребята !
Пусть этот урок наполнит ваши души прекрасными чувствами . Давайте улыбнемся друг другу . Я надеюсь , что сегодня на уроке вы откроете для себя много нового , интересного , поучительного .
2.Работа по теме урока.
(на экране портрет В.П. Астафьева )
В.П. Астафьев – современный писатель. Герои его рассказов , как он сам , очень требовательны к себе , честные, трудолюбивые простые люди , которые бережно относятся к природе . Взросление , становление личности – еще одна основная тема в произведениях Виктора Петровича . А в рассказе « Васюткино озеро» автор показывает , как случай может повлиять на всю жизнь человека .
В.П. Астафьев родился в Сибири , на Енисее (На экране река Енисей). Действие происходит там же в 30 годы 19 века. По истории вы знаете , что это очень трудное время (дети рано взрослели , во всем помогали родителям ). Рассказ автобиографический (ученик поясняет) .
- А из художественной литературы кого вы знаете , который долгие годы остался один на один с природой и выжил?(ответ учеников)
Да ,Александр Селькирк – итальянский моряк , провел долгие годы в тихом океане . Он послужил прототипом Робинзона Крузо – литературного героя Даниэля Дефо.
Прежде чем приступить к беседе по содержанию рассказа , ответьте на 2 вопроса .
- Она огромна по протяженности и раскинулась широкой полосой по центру Сибири. Какая это река?
Тайга (фото на экране , комментарий учителя, выписать из учебника описание тайги, стр 136).
- Он по-детски беззащитный , но по-взрослому мудрый ? Подумайте. Тайга , раскинувшаяся на тысячи км и … тринадцатилетний Васютка .
- По каким вопросам мы будем работать по рассказу . (ответ учеников)
Как он будет , вести себя в тайге ? Какие его качества проявятся ? Как закончится «поединок» ребенка с тайгой ?
Вот об этом мы будем с вами говорить на уроке.
Открываем тетради , записываем дату и тему урока .
3.Беседа по содержанию рассказа.
- Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков?
- С какой целью пошел в тайгу ?
-Какой « таежный закон» нарушил мальчик , когда побежал за глухарем? (1) не забывать про записи. 2) не уходить дальше, дед : Мука – вперед наука .)
Физкультминутка. (зарядка)
4.Работа в парах .
Ответьте на вопросы , ответы на которые знал Васютка из жизни (дед , отец…) из школы . Вычитать.
1. Как в лесу без компаса определить стороны ? (стр 131)
2.Что свидетельствует о близости реки в тайге ? (стр 136 , 137)
3. Что предвещает вечером смену погоды? (стр 139)
4. Как сберечь в лесу припасы от грызунов ? (стр 134)
- Что пришлось пережить мальчику в тайге ?
- Какие умения пригодились ( разводить огонь ; приготовить еду (сгреб костер , выкопал яму , положил курицу , закрыл мхом , присыпал землей , углями , сверху дрова, через некоторое время перенес костер на это место ,положил мох – и лег)и другие.
- Как удалось выйти к Енисею ?
- Какова развязка рассказа?
Обращаемся к теме нашего урока .
Самостоятельная работа.
- Каковы же основные черты характера героя ?(написать несколько предложений)
Рефлекция.(работа в группе).
- Что же мы узнали о взаимоотношениях человека и природы?
Природа – друг , наставник. Но она может и наказывать за легкомыслие , эгоизм , пренебрежительное отношение к себе. Она и прощает , помогает выбраться из тайги , указывает дорогу. Васютка почувствовал живую ее душу , взял себя в руку , начал искать поддержки у природы . Через нее он лучше начал понимать самого себя ; понял , что природа и человек – неразрывное единое целое.
На доске : « Сегодня я узнал …
я понял , что …
я научился … выбрать 1-2 варианта ,
меня удивило … поставить себе оценку.
Домашнее задание : Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге , переживали ,радовались и мне хотелось бы , чтобы каждый написал Васютке письмо-отзыв о совместном путешествии или о том , чему вы научились у героя.