СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь учителю химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю химии интересно и увлекательно  провести урок химии в 8 классе по теме "Предмет химии.Вещества."

Просмотр содержимого документа
«В помощь учителю химии»

4



Урок по химии в 8 классе на тему

«Предмет химии. Вещества и их свойства»

(технология критического мышления)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.

Задачи урока:

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом, между формами существования химического элемента;

развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах;

воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Оборудование: раздаточный материал (опорный конспект), листы ватмана, таблички с изображением атомов разных видов, цветные карточки-смайлики, оборудование и реактивы для демонстрационного опыта (дихромат аммония, спирт, лучина, спички, асбестовая сетка), компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Стадия вызова (ликвидация чистого листа):

Вступление: ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового для вас предмета – химии. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

- индивидуальная работа – в течение 2 минут ребята индивидуально в тетради составляют кластер “Что я сам знаю о химии? ”(рис.1):

Рис. 1. Кластер “Что я сам знаю о химии? ”

- работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свой кластер новыми понятиями.

- “защита схемы” – каждая группа представляет свою схему учащимся других групп (четверть ватмана) и отвечает на вопрос “Что мы вместе знаем о химии?”. Составляем единый кластер на доске (каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик записывает ключевые слова на доске) – 5 минут.

  1. Стадия осмысления - используется метод “инсерта”. Каждому учащемуся раздается опорный конспект для изучения. Читая текст, ученик на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному) – 5 минут:

V” – то, что уже известно;

--” -- противоречит вашим представлениям;

+” -- новое;

?” – хочу узнать.

Ребята маркируют тексти дополняют свой кластер новыми понятиями.

После маркировки текста вместе с учителем обсуждаем опорный конспект – ключевые определения, дополняем кластер на доске.

По ходу обсуждения закрепляем полученную информацию через выполнение тренировочных упражнений (15 минут):

  1. вещества – физические тела: на доске два столбика -

вещества физические тела

На экране показываем изображения веществ и физически тел (карандаш, уголь, чашка, дерево, вода, алюминий, вилка, парта, гвоздь, железо, кольцо, золото, сода, пластмасса, хрусталь )









Учащиеся выходят по одному и записывают каждое название в соответствующий столбик. В заключение упражнения: подытожить – что такое вещество (то, из чего состоят физические тела).

2)физкультминутка – упражнение: ребятам раздаются карточки с изображением атомов разных видов (раздаются несколько одинаковых карточек для возможности создания разных комбинаций простых и сложных веществ):

Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3



Карточка 4 Карточка 5

Учащиеся выходят в свободное пространство класс (около доски, сзади парт и т.п.).

По команде “Атомы хаос” – атомы двигаются; по команде “простое вещество ” - учащиеся объединяются в группы атомов одного вида; “сложное вещество” – в группы атомов разных видов произвольного количества. Задачу можно усложнить, если конкретизировать количество атомов в простом веществе (два, три) и количество атомов в сложном веществе (два, три и т.д.)

  1. свойства веществ: демонстрационный опыт - “извержение вулкана”

Обсуждение: каким свойствами обладает вещество – дихромат аммония (оранжевый цвет, твердое, сыпучее, блеск, при нагревании разлагается)



  1. Стадия рефлексии (5 минут) – составление синквейна.

- перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.

оставление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану;

  1. Одно существительное;

  2. Два прилагательных;

  3. Три глагола;

  4. Крылатая фраза;

  5. Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.

Примерный вариант синквейна:

  1. Вещества;

  2. Увлекательная, сложная;

  3. Учить, изучать, удивляться;

  4. Лучше один раз увидеть, чем два услышать!

  5. Наука.

- прослушиваем синквейны учащихся.

Д.З. параграф №1

4. Анализ настроения учащихся после урока: при выходе из класса учащиеся проходят через учительский стол, берут цветные карточки-смайлики (рис.2) и кладут их на чашу весов с аналогичной рожицей. Анализируем, какое настроение учащихся перевешивает.

Рис.2. Цветные карточки-смайлики.

Хозяин своей жизни тот, кто способен преодолевать свои настроения.

Химия… Химия… Удивительная, занимательная, интересная!!! Как много ожиданий связано с этим предметом у школьников, нам кажется, что он только и состоит из реактивов и опытов. А еще из разных чашек и колб с жидкостями, которые при добавлении чего-нибудь красочно меняют цвет.

Но это не совсем так, химия – это сложная наука, полная формул и математики, таблиц и элементов. Но, в то же время, химия – наука опытов и чудесных превращений! Чтобы нам понять, с чем мы имеем дело, давайте разберемся, что такое химия.
Во-первых, химия – это наука!!! О чем? О веществах, их свойствах и превращениях.

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Химия – сложная наука, но удивительная сила влечет и влечет людей заниматься ею.

А что же такое вещество? Вещество – это то, из чего состоят физические тела. Например, кусок льда – физическое тело, а состоит из воды – вещества; золотое кольцо – физическое тело, а состоит из золота – вещества.

Из чего же состоят вещества? Из курса физики вы знаете, что многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Различают 110 видов атомов.

Определенный вид атомов – химический элемент.

Атомы могут существовать в разных формах: поодиночке (рис.1), соединяться с такими же атомами (рис.2) , соединяться с другими видами атомов (рис.3).

Рис.1 Рис.2 Рис. 3

При соединении атомов одного химического элемента образуется простые вещества. Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

При соединении атомов разных химических элементов образуются сложные вещества. Сложные вещества - вещества, образованные атомами разных химических элементов.

Таким образом, химический элемент может существовать в трех формах: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.

Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами.

Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Например, мы можем отличить железо от воды по их свойствам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!