18
«В рыцарском замке»
Цель урока:
создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;
познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.
Задачи
Обучающие:
- создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;
Развивающие:
- способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию культуры делового общения;
- формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Формы организации учебной деятельности:
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивационный настрой
а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.
- Обратите внимание на доску: Кто здесь изображен?
(Рыцарь, так как рыцарь - конный воин).
Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.
- Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.
- Почему был сделан такой выбор?
(Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря.)
- Давайте проверим ваши предположения. Если кто-то ошибся, то почему произошла ошибка.
- Учащиеся говорят, что данную тему ещё не изучали.
Когда-то, в Средние века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой И на турниры ехали.
Но вот уж много лет назад Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят,
Я не согласна с этим.
Рыцари оценивали поведение друг друга по правилам рыцарской чести. Существовало крылатое выражение: «Положение обязывает». Что значит это выражение? Каковы были законы рыцарской чести и в чем их смысл? Всегда ли рыцари действовали в соответствии с этими законами?
Как красиво. Я всегда мечтала попасть в эпоху Средневековья, где жили благородные рыцари, прекрасные дамы, где проводились рыцарские турниры, откуда родом был доблестный Дон Кихот.
- А вы бы хотели оказаться в Средневековье? Узнать, как и где жили рыцари, чем они занимались, как выглядели? (Ответы учеников)
- Сегодня, часто упрекают, что у современной молодежи нет благородства, которое было присуще рыцарям. Давайте же сегодня на уроке мы узнаем, в чем проявлялось благородство рыцаря. Вместе совершим путешествие в эпоху Средневековья и отыщем ответы на наши вопросы. В этом вам помогут индивидуальные листы, найдите их, все, что мы сегодня узнаем, мы будем фиксировать в листах, отмечая правильные ответы, в этом нам поможет учебник, раздаточный материал, иллюстрации.
- Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок и просит сформулировать тему урока.
- Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” (учитель формулирует тему урока, т. к. смысл одинаков)
- Учитель задает учащимся вопрос: Что бы они хотели узнать на уроке? (таким образом, происходит целеполагание, учащиеся сами формулируют цели своей работы), на основе ответов: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д. строится план изучения темы. - Учитель просит учеников описать дом рыцаря, изображенный на слайде (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?
б) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез)
(Ответы учащихся: для защиты от врагов, для хранения богатства,
для приёма гостей, для ведения воины и т.д.)
3. Решение учебно-практической задачи
- Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа со слайдами, где изображены замки.
1) «Мой дом – моя крепость».
Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. Замок – это жилище феодала и его крепость.
Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.
Замок возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.
Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.
а) рассказ учителя об устройстве замка.
Над стенами замка возвышался донжон(цитадель)– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. Учащимся демонстрируется изображение донжона.
Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.
На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.
Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.
В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.
На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.
б) сравнительный анализ (схем замка на слайде 12 и в учебнике на с. 124.)
- Откройте с. 124 учебника, посмотрите внимательно на схему «Устройство замка Гудрич в Англии».
-Что ещё могло находиться в замке?
в) закрепление вопроса «Мой дом – моя крепость». 1. Что такое замок?
2. Зачем феодалам так необходимы были замки?
3. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”.
2) «Снаряжение рыцаря»
а) Проблемное задание.
В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?
(С руками, потому что они держали оружие.)
Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.
б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря.
Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря . нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.
Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пласти :ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз. Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.
Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”.
Итак, рыцарь обладал следующим снаряжением
в) Работа с новыми терминами.
- палица, кольчуга, латы, забрало.
г) Закрепление вопроса «Снаряжение рыцаря». Итак, какого же было снаряжение рыцаря?
Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают соответствие элементам снаряжения и их названия.
3) Воспитание рыцаря. а) Беседа с учащимися.
Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?
Нужно ли было для этого учиться и чему?
Почему рыцарем мог быть только богатый человек?
б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.
Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства.
Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.
Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.
1. Как воспитывали рыцаря?
2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?
Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.
Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.
Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.
в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)
Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.
В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
Кодекс рыцарской чести:
Рыцарь должен искать подвиги;
Бороться с врагами христианской веры;
Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
Быть справедливым и галантным.
г) Закрепление вопроса «Воспитание рыцаря».
д) работа с иллюстрацией учебника на с.118
-Кто изображён рисунке?
-Что можно сказать об их отношении друг к другу?
Перед обучающимися ставится вопрос: какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения).
Какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней?
И ныне мужчина сопровождает даму справа от себя - так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой.
При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, - так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия.
Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику - чтобы знал, с кем имеет дело.
- Дерзайте, ведь в ваших силах сделать современную жизнь полную благородства, доблестных поступков.
4) «Развлечения рыцарей». а) Беседа с учащимися.
-Как вы считаете чем занимался рыцарь?
Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь.
В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Место, где проходили турниры называлось ристалище.
Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов. Они же объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой.
Турнир продолжался в течение 2 дней.
Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости. В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. Участники турнира надевали полное снаряжение, только копья были без острых наконечников. Тупым копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязания заканчивались серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного. Изредка разыгрывались турниры 2 рыцарских отрядов.
б) просмотр фрагментов фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» - Посмотрите отрывок из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и назовите действующих лиц турнира.
Победитель выбирал королеву турнира. Посмотрите ещё один маленький фрагмент фильма и ответьте на вопрос: Как происходило награждение рыцаря? (Слайд 31).
Во второй день рыцари участвовали в командных соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня. (Слайд 32).
Другой любимой забавой была охота. Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы. Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.
Еще одним из развлечений рыцарей являлись пиршества, которые они любили устраивать особенно зимой.
в) Работа с терминами.
Выпишите в тетрадь определения понятий: турнир, герольд.)
г) закрепление вопроса «Развлечения рыцарей».
Назовите любимые развлечения рыцарей.
Какое значение имели для феодалов турниры и охота?
Выпишите в тетрадь определения понятий: герб, девиз.)
Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?
Насколько образ “идеального рыцаря” соответствовал реальному облику и поведению господ?
Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?
4. Итоговый контроль и оценка
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какого человека мы сейчас называем благородным?
- Какое поведение в наше время считается рыцарским?
- Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?
Задание на дом:
§12 читать, выписать и выучить новые слова, придумать свой герб
Текст с ошибками
Стать настоящим воином-рыцарем – непростое дело. Ведь владение всеми видами оружия требовало длительной тренировки, поэтому к рыцарству готовились с детства. Их обязательно учили чтению, письму, арифметике. Рыцарь должен быть грамотным. Так же умению одеваться, поведению в обществе. Пению и танцам рыцарей не обучали.
С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю оруженосцем. Он прислуживал рыцарю только в военных походах: вез доспехи рыцаря, подавал в нужный момент сражения запасное оружие.
Только после длительной службы или воинских подвигов отличившихся посвящали в рыцари.
Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род.
Символика изображений на щитах:
лев – отвага, сила, гнев, великодушие; журавль – бдительность и осторожность;
лилия – расцвет и успех. единорог – непобедимость; гриф – неустрашимость и свирепость;
кошка – независимость; волк – злость, жадность; кабан – бесстрашие;
петух – воинственность; павлин – хвастовство; розы – чистота, святость; ключи – открытость.
А мне хотелось бы подвести итог уроку стихами о рыцарском девизе. А вы прослушайте их и определите главную мысль стихотворения.
Достойно жить, достойно умереть –
Вот рыцарский девиз и дело!
Пусть ждёт так много зла и смерть –
Преодолев свой страх, будь смелым!
Чтоб с уваженьем помнили друзья,
Чтоб с завистью враги следили!
Чтоб жизнь была всегда твоя
В геройском романтичном стиле.
Пока моря есть, реки, твердь,
Пока хоть кто-то будет верить
«Достойно жить и умереть!» -
Девиз останется на свете.
Быть справедливым, защищать,
Беречь от подлости и скверны,
Невинным зла не причинять
И до конца быть Богу верным!
Параграф 11, нарисовать герб своей семьи или составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя.