СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В рыцарском замке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"В рыцарском замке"»







Конспект урока по истории


«В рыцарском замке»



6 класс






подготовила

учитель истории и обществознания

Берестовская Н.А.

МБОУ «Пятихатская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым








Дата 06.10 2021

6 класс

«В рыцарском замке»


Цель урока:

создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях;

познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.


Планируемые результаты:


Предметные УУД:


Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства; уметь аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных вопросов;


Метапредметные УУД:


Формулировать свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям жизни; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике феодала; высказывать своё мнение о рыцарской чести;


Личностные УУД:


Формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт периода Средневековья.

Тип урока: урок открытия новых знаний


Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)


Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная


Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  • Компьютер, интерактивная доска

  • Учебник, карточки



Ход урока

  1. 1.Мотивационный этап

На щите моем эмблема
И девиз: «Любовь и честь!»
Докажу я непременно,
Что они на свете есть.
Я невинных защищаю,
Преступления отмщаю –
Лишь за правду должен биться
Каждый благородный рыцарь.

О ком говорится в этом стихотворении? (ответы учеников)

Хотели ли бы вы быть рыцарем? (ответы учеников)


2. Актуализация знаний.


Исторический диктант

1 Отдаваемая крестьянами часть продуктов или деньги феодалу

2 Земельное владение, которое передавалось по наследству

3 Крупный землевладелец

4 Обязательные отработки крестьян в хозяйстве землевладельца

5 Как назывались крестьяне, которые не могли перейти от одного феодала к другому. Землевладелец мог их продать

6 Тип хозяйства, где все производится для собственных нужд

7 Год создания славянской письменности

8 Год образования империи у франков

9 Объединение крестьян одной деревни




3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Внимательно посмотрите на рисунок.

Кто здесь изображен?

Мозговой штурм.

Что вы знаете о рыцарях?

Составление кластера.

Где жили рыцари?

Предположите тему урока?

Что нам нужно узнать?

А есть ли рыцари в настоящее время?

Проблемный вопрос:

А нужны ли они сейчас


Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в эпоху Средневековья, и представим себя в роли рыцаря. Какие были законы рыцарской чести, кто мог стать рыцарем, где жили благородные рыцари, как проводились рыцарские турниры, что значил для рыцаря образ прекрасной дамы?



4 .Изучение нового материала.

Тема урока: «В рыцарском замке»

План урока:

1 Замок феодала

2 Сражение рыцаря

3 Воспитание рыцаря

4 Развлечения рыцаря

5 «Позор и срам мне страшны – не кончина»

  1. Учащимся раздаются изображения рыцарского замка.

Задача подписать основные элементы и найти недостающий элемент. Подписать его и рассказать для чего он нужен

1 группа – стены

2 группа – башни

3 группа – ров

4 группа – подъемный мост

5 группа – башня

6 группа – холм

7 группа - стража

Для чего замок строили так основательно?


(переход от игровой деятельности к учебной)

а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

- Обратите внимание на доску (слайд № 1): Кто здесь изображен?

(Рыцарь, так как рыцарь - конный воин).

- На экране появляется слайд № 2.

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.

- Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде.

- Почему был сделан такой выбор?


2 Снаряжение рыцаря.

Работа в парах

Назовите основное занятие рыцаря?

Что необходимо было рыцарю для сражений?

Внимательно прочитайте 2 пункт и перечислите основное снаряжение рыцаря.

Рассмотрите рисунок на стр.96.

Что не хватает этому рыцарю?

Как вы думаете, как узнавали своего рыцаря, когда он был полностью облачен в доспехи?

Герб и девиз

3 Воспитание рыцаря.

Прочитайте 3 пунк и найдите ошибки в тексте.

Текст с ошибками

Стать настоящим воином-рыцарем – непростое дело. Ведь владение всеми видами оружия требовало длительной тренировки, поэтому к рыцарству готовились с детства. Их обязательно учили чтению, письму, арифметике. Рыцарь должен быть грамотным. Так же умению одеваться, поведению в обществе. Пению и танцам рыцарей не обучали.

С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю оруженосцем. Он прислуживал рыцарю только в военных походах: вез доспехи рыцаря, подавал в нужный момент сражения запасное оружие.

Только после длительной службы или воинских подвигов отличившихся посвящали в рыцари.

Проверка выполнения задания.

5. Физкульминутка


Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.


4 Развлечения рыцарей.

Внимательно прочитайте пункт и найдите основные занятия рыцарей.

Закройте учебник и в тетради перечислите основные занятия рыцарей.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте, все ли перечислил ваш одноклассник, поставьте ему оценку

5 «Позор и срам мне страшны – не кончина»

Прочитайте название пятого пункта.

Как вы поняли смысл высказывания?

Найдите ответ на вопрос: какие качества высоко ценились среди рыцарей?

Каково было понимание рыцарской чести?

Насколько облик «идеального рыцаря» соответствовал действительности?


6. Первичная проверка понимания


Решение учебно-практической задачи

- Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа со слайдами, где изображены замки.


1) «Мой дом – моя крепость».

Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. (Слайд 6)

Замок – это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня.

Замок возводили на холме или высокой скале, (Слайд 7), окружали широким рвом с водой. (Слайд 8). Через ров перебрасывали подъемный мост. (Слайд 9). Вход в замок был только один. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход.

Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.

а) рассказ учителя об устройстве замка.

Над стенами замка возвышался донжон(цитадель)– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. (Слайд 10). Учащимся демонстрируется изображение донжона.

Внутри башни один над другим были расположены залы. (Слайд 11).

В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов- это позволяло выдержать осаду замка. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники.

На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж.

Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады.

В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка.

На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в подземный ход.

2) «Снаряжение рыцаря»

а) Проблемное задание.

В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

(С руками, потому что они держали оружие.)

Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.


б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря.

Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря . нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом..

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пласти :ожерелье, кираса, наручи, рукавицы, набедренники, наколенники, тапочки.

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”.

Итак, рыцарь обладал следующим снаряжением


в) Работа с новыми терминами.

- палица, кольчуга, латы, забрало.


г) Закрепление вопроса «Снаряжение рыцаря».

(Работа с модулем «Снаряжение рыцаря»)

-Итак, какого же было снаряжение рыцаря?

Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают соответствие элементам снаряжения и их названия.


3) Воспитание рыцаря. .

а) Беседа с учащимися.

Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

Нужно ли было для этого учиться и чему?

Почему рыцарем мог быть только богатый человек?


б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей.

Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства..

Посвящение знаменовало длительный переход к зрелости и самостоятельности. Оно завершало семилетний курс, когда юноша в качестве пажа (слуги) и оруженосца проходил обучение у опытного рыцаря, прислуживая ему за столом, чистя его коня и разделяя с несвободными слугами все заботы о своем наставнике.

Церемония посвящения в рыцари состояла из нескольких этапов. Прежде всего, ему надевали шпоры, и один из старейших рыцарей препоясывал его мечом – самым почетным оружием. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку или по щеке – единственную в жизни пощечину, которую рыцарь может получить не возвращая. Весь ритуал завершался показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень.

1. Как воспитывали рыцаря?

2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание?

Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков.

Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Герб изображался яркими цветами на щите. Вместе с нашлемником выполнял важную задачу.

в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз)

Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя.

В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.


Кодекс рыцарской чести:

  1. Рыцарь должен искать подвиги;

  2. Бороться с врагами христианской веры;

  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;

  4. Быть справедливым и галантным.


7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

О чем мы говорили на уроке?

Что нового узнали?

С какими терминами познакомились?

С помощью каких приемов мы узнавали новый материал?

Оцени на сколько ты усвоил новый материал?

Что от рыцарей средневековья можно перенять в наше время?


8. Подведение итогов и выставление оценок

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какого человека мы сейчас называем благородным?

- Какое поведение в наше время считается рыцарским?

- Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?


9 .Задание на дом:

§12 читать, выписать и выучить новые слова, придумать свой герб



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!