СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Шукшин "Чудик"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В. Шукшин "Чудик"»

Конспект урока-беседы в 10 классе по рассказу В. М. Шукшина «Чудик»



Тема: «Чудики украшают мир».

Цель: познакомить учащихся с личностью и творчеством В.М. Шукшина.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования представления об особенностях героев Шукшина; совершенствования речевой, литературной культуры школьников; формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные: воспитать гуманное отношение к людям.

Развивающие: способствовать развитию устной речи учащихся; развить навыки умения аргументировать собственную точку зрения.

Оборудование: доска, конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint.

Литературоведческая концепция:

Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека - его нравственных идеалах, чести, долге, совести. В его произведениях одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых «чудиков», стремящихся постичь движения собственной души, смысл жизни. Таков главный герой рассказа «Чудик». Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей. Этот прием помогает проявить лучшие его человеческие качества: правдолюбие, совестливость, доброту.

Весь рассказ - описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет. За время этой поездки главный герой умудряется «вляпаться» ни в одну нелепую ситуацию. Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал. В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». По дороге он обнаружил, что «бумажка»-то была его. Но он постеснялся вернуться и забрать ее. А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик "получил по голове" от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.

И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу. А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» - не ожидал такого ответа на свою грубость.

В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми.

Не мог Чудик подумать, что невзлюбит его сноха с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску. А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал...

Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.

И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение - единственно правильное и искреннее.









Ход урока:

Мотивация

Слово учителя:

В искусстве уютно быть свободною булкой французской,

Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой

С калиною красной вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ.

Е. Евтушенко.

Эти стихотворение Евгений Евтушенко написал про Василия Макаровича Шукшина: актера, прозаика, киносценариста, режиссера. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством этого замечательного человека.

Беседа. Скажите, пожалуйста, слышали ли вы что-нибудь про этого автора? Может быть, вы уже читали какие – то произведения? Или смотрели фильмы с его участием? Знакомы ли вы с его режиссерскими работами?

Сейчас я хочу познакомить вас с биографией этого талантливого человека.

Биография В.М. Шукшина. Слово учителя, презентация, слайды 1-13:

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, Сростинского района, Бийского округа, Алтайского края в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна взяла на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005).

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы. Как признавался сам Василий Макарович, учителем он был «неважнецким».

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма). Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге». Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 году.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 году.

В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ.

1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука.

Первая официальная супруга Шукшина — его односельчанка, школьная учительница Мария Ивановна Шумская. Познакомились они ещё в юношестве и расписались летом 1955 года, когда Василий Шукшин, уже студент ВГИКа, приехал на первые каникулы из Москвы. В 1957 году Шукшин из Москвы написал домой письмо о том, что просит развод у Марии, так как полюбил другую женщину. Официального развода с М. Шумской так и не было. Она так и не дала согласия на развод, даже несмотря на то, что об этом просила мать Шукшина. Василию Макаровичу удалось «нейтрализовать» этот брак, только потеряв паспорт.

В 1963 году он вступил в брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова.В 1965 году у Виктории Софроновой родилась дочь от Шукшина — Катерина Шукшина.

С 1964 по 1967 год В. М. Шукшин состоял в браке с актрисой Лидией Александровой.

В 1964 году на съёмках фильма «Какое оно, море?» Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой. Василий Макарович довольно продолжительное время не мог решить, с какой из любимых женщин жить, и поддерживал отношения с обеими. В конце концов, он остался с Федосеевой. В этом браке у него родились две дочери: Мария и Ольга.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.

Похоронен 7 октября в Москве на Новодевичьем кладбище.

Целеполагание:

Слово учителя, презентация (слайд 14): сегодня на уроке мы с вами познакомимся с небольшим рассказом Василия Шукшина, который называется «Чудик».

Беседа, презентация (слайд 15): какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Выскажите свои предположения, о чем может быть этот рассказ.

Прочитайте высказывания Максима Горького и Михаила Шолохова, согласны ли вы с ними?

Чтение рассказа учителем вслух.

Постарайтесь одной фразой определить основную тему этого произведения (в конце урока возвращаемся к этому вопросу).

Первичное осмысление рассказа (беседа, презентация (слайд 16)):

  1. В заголовок рассказа вынесено прозвище главного героя. Почему его так называли?

  2. Как вы думаете, почему Шукшин назвал свое произведение именно Чудик, а не, например, Чудак?

  3. Какое впечатление произвел на вас Чудик?



Анализирующее наблюдение:

Беседа, презентация (слайд 17, 18): какой особенностью обладал Чудик?

Работа в тетради, составление таблицы, презентация (слайд 19): давайте вспомним, в какие именно ситуации попадал Чудик? Сейчас мы сделаем с вами таблицу со всеми происшествиями Чудика. Первая колонка – номер, вторая – ситуация, краткое ее описание, третья – поведение Чудика, четвертая – реакция на это окружающих людей.





Ситуация

Поведение Чудика

Реакция окружающих























Беседа: а теперь давайте рассмотрим все ситуации более подробно:

  1. Чудик собирается в поездку на Урал, к брату. В магазине он теряет 50 рублей, немалую для него сумму.

-Как он ведет себя в этой ситуации?

-Что помешало Чудику вернуться в магазин и забрать деньги, когда он понял, что это его «бумажки»?

Обратите внимание, что Чудик называет деньги «бумажками», какой вывод можно сделать из этого?

  1. В поезде и самолете создаются две очень похожие ситуации: Чудик пристает к людям со своими вопросами, рассказывает истории, которые им не интересны.

- Как реагируют пассажиры на его выходки? Приведите примеры из текста.



  1. По прилету Чудик хочет отправить жене телеграмму о том, что у него все в порядке.

- Как реагирует на него телеграфистка?

- Что ей не нравится в телеграмме Чудика?

- Как Чудик отвечает на сухую, строгую речь женщины?



  1. Чудик приезжает к своему брату в гости, попадает в его семью.

- На какие темы общаются между собой братья?

- Кто из членов семьи невзлюбил Чудика?

- За что?

- Пытается ли Чудик наладить отношения с женой брата? Какими способами? Что из этого выходит?

- Кого поддерживает брат в конфликте между Чудиком и женой?



  1. Чудик возвращается домой, в родную деревню.

- Как он себя ведет?

- Какого его эмоциональное состояние?

Работа с текстом: найдите в тексте и зачитайте вслух.

Слово учителя: возвращение домой, в родную стихию, вызывает у Чудика искреннюю радость. В городе он не мог быть самим собой, а здесь он счастлив и свободен. Он бежит босиком по голой земле, громко поет песню, которую любит.

Беседа: давайте мы с вами попробуем встать на место тех людей: пассажиров, с которыми ехал Чудик, телеграфисткой в аэропорту, женой брата и ответим, а как бы мы отреагировали на Чудика в тех же самых ситуациях.

- Если бы к вам, в самолете, поезде, автобусе и т.д., подсел незнакомый человек и попытался начать разговор, что бы вы сделали? Поговорили с ним, промолчали, а, может быть, грубо ответили, что общаться не желаете? Если в вашей жизни были подобные ситуации, можно привести их в пример.

- Что бы вы сделали, если бы были на месте телеграфистки?

- И как бы вы поступили, если бы кто-нибудь взял и без вашего согласия сделал что-нибудь с вещью, принадлежавшей вам? Естественно, этот кто-то делал все с наилучшими намерениями, без злого умысла.

Из рассказа мы узнаем, что Чудик женат. Как относится к нему жена? Понимает ли она его?

Мини-исследование, работа с текстом: давайте проведем мини-исследование и подтвердим свои слова цитатами из текста. Заданием выполняем в парах.

Концептуальное осмысление

Беседа, презентация (слайд 20): ребята, хочется послушать ваши мнения по такому вопросу: а как относится сам Шукшин к своему герою?

Работа с текстом: поработайте с текстом, найдите фразы, которые демонстрируют авторское отношение к герою.

Слово учителя: автор своего героя автор отнюдь не идеализирует. Идеализация противоречит самой сути творчества Шукшина, для которого высшей мерой художественности было стремление говорить обо всем просто и прямо. Чудик — человек рассеянный (потеря денег), может показаться невоспитанным (назойливое приставание с разговорами к незнакомым людям), достиг не самых больших высот грамотности и т. д. Но все перечисленные недостатки героя представляются незначительными по сравнению с его «светлой душой». А то, что побуждают его совершать странные поступки мотивы положительные, некорыстные, делает простительной даже чудаковатость, мнимую или подлинную.

Беседа: почему имя героя мы узнаем лишь в самом конце произведения?

Творческое задание, прием – словесный рисунок. Слово учителя: представьте себе, что вы художники, оформляющие обложку книги, в которой издан только этот рассказ. Опишите обложку словами.

Включение произведения в общекультурный контекст.

Письменная работа в тетради, презентация (слайд 21): а теперь, подумайте, и напишите в тетради небольшое рассуждение на такой вопрос, каких героев-чудиков, по вашему мнению, вы уже встречали в других произведениях? (Это могут быть как герои рассказов Шукшина, так и герои других авторов). Это могут быть и мини-сочинение, и таблица, или какая-то придуманная вами форма. Но в ней должны быть отражены ответы на такие вопросы:

-В чем их сходство с нашим Чудиком, Василием Князевым?

-В чем различие?

Подведение итогов урока:

Беседа: Подводя итог нашего урока, я хочу вернуться к вопросу, который задавала вам сразу после прочтения рассказа «Чудик»: какова же тема рассказа?

Слово учителя, презентация (слайд 22): характерным для творчества Шукшина является раскрытие лучших моральных качеств персонажей в моменты тяжелых испытаний, выпадающих на их долю. Автор ставит своего героя, человека доброго и совестливого, в условия, требующие всех душевных запасов добра и стойкости, чтобы не сломаться, не разувериться, что совесть и порядочность, будто бы безнадежно устарели.

Несмотря на свою «простоту», Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни «прав, кто умнее?» И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, «чудиком».

Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность — есть правда», — так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была.

Название «Чудик» носит только один рассказ Шукшина. А вот героев, подобных Василию, у Шукшина много. Всех их объединяет неловкость, доброжелательность до неправдоподобия, застенчивость, уступчивость и гордость, способность никогда не унывать.

Слово учителя, презентация (слайд 23): мне хочется закончить наш урок словами Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс