«ПЕВЕЦ НЕВЫРАЗИМОГО» (Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Невыразимое»). Эмоционально-оценочная лексика.)
Урок в 10 классе
Пушкин писал о силе таланта Жуковского:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Поэзия Жуковского пронизывает ощущение причастности к возвышенным тайнам мироздания.
Душа его только гостья на суетной земле. Она устремлена ввысь и все струны ее настроены на знаки,
которые подает природа.
И воцарилася повсюду тишина;
Всё спит… лишь изредка в далёкой тьме промчится
Невнятный глас … или колышется волна…
Иль сонный лист зашевелится.
Я на брегу один… окрестность вся молчит…
Как привидение в тумане предо мною
Семья младых берёз недвижимо стоит
Над усыпленною водою.
Вхожу с волнением под их священый кров;
Мой слух в сей тишине приветный голос слышит:
Как бы эфирное там веет меж листов,
Как бы невидимое дышит;
Как бы сокрытая под юных древ корой,
С сей очарованной мешаясь тишиною.
Душа незримая подъемлет голос свой
С моей беседовать душою.
Обратите внимание на анафору «как бы» , подчеркивающую неясность восприятия предположения верности того, что видит и слышит лирический герой. А выделенные эпитеты указывают на приметы неуловимого и непонятого( «душа незримая», «невнятный глас» ).
ПОЭЗИЮ ЖУКОВСКОГО ПРОНИЗЫВАЕТ ОЩУЩЕНИЕ ПРИЧАСТНОСТИ К ВОЗВЫШЕННЫМ ТАЙНАМ МИРОЗДАНИЯ.
Лунный свет озаряет задумчивое и одухотворенное лицо Жуковского. Живописными средствами Кипренский создает возвышенный образ творца-романтика, который будто прислушивается к таинственным звукам ночи. Используемый мотив туманной дали является одной из самых ярких примет поэтической стилистики самого литератора. Отражающая круг интересов модели картина близка к философско-мечтательному направлению русской мысли, соприкасающемуся с немецким романтизмом. Несмотря на некоторую незавершенность работы, Кипренскому в полной мере удалось воплотить на холсте романтические идеалы своего времени.
ЖУКОВСКИЙ ОТКРЫЛ НОВУЮ ЭРУ У ЛИРИКИ, УЛОВИВ НОВЫЙ ШУМ ПАДАЮЩЕГО ЛИСТА И ПЕРЕДАВ ЭТО ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТОМ:
… листок трепещущий блестит,
Смущая тишину паденьем...
Двоемирие - сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров
РОМАНТИЗМ ПОСТАВИЛ ПЕРЕД ИСКУССТВОМ ВЫСОКУЮ ЗАДАЧУ- ПЕРЕДАТЬ ТО, ЧТО НЕДОСТУПНО ОБЫДЕННОМУ ВОСПРИЯТИЮ, НЕЗРИМОЕ, НЕСЛЫШИМОЕ, СВЕРХЧУВСТВЕННОЕ.
ФИЛОСОФИЮ РОМАНТИЗМА ПРОНИЗЫВАЕТ ИДЕЯ « ДВОЕМИРИЯ ».
«К НЕЙ»
Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою! Лиры нет для тебя!
Что песни? Отзыв неверный
Поздней молвы о тебе! Если б сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе! Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный, -
В сердце — как тайну ношу. Я могу лишь любить,
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!
1810 г.
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья, Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена, — Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать — И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас ,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
ГОРЕ- НАРЕЧ. УСТАР. 1. ВЫСОКО, В ВЫШИНЕ; 2.ВВЕРХ, ВВЫСЬ
АНАЛИЗ
НАПИСАНО В 1819 ГОДУ
ТЕМАТИЧЕСКИ ОТНОСИТСЯ К ФИЛОСОФСКО-ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ СТИХОТВОРЕНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ЕСТЬ НА СВЕТЕ, СПОСОБНЫ ПЕРЕДАТЬ ЛИШЬ ОТ ДЕЛЬНЫЕ ОТТЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОГО ВЕЛИКОЛЕПИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. ПРИРОДА НЕПОВТОРИМА, ГРАЦИОЗНА И ВЕЛИЧАВА, А ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН РАЗВЕ ЧТО «ЕДВА-ЕДВА ЕЕ ЧЕРТУ С УСИЛИЕМ ПОЙМАТЬ».
ЖАНР : ЭЛЕГИЯ
Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью, а также музыкальная пьеса такого характера.
КОМПОЗИЦИЯ: ПО СМЫСЛУ СТИХОТВОРЕНИЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ ЧАСТИ: РАССКАЗ «О СВЯТЫХ ТАИНСТВАХ» ПРИРОДЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯХ ОБ ИСКУССТВЕ.
ДВИЖЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ОСНОВАНО НА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ : МЕРТВОЕ- ЖИВОЕ; ПРИРОДА- ИСКУССТВО; ДОСТУПНО ВЫРАЖЕНИЮ- НЕВЫРАЗИМОЕ.
В КОНЦЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОДВОДИТ К ВЫВОДУ: «И ЛИШЬ МОЛЧАНИЕ ПОНЯТНО ГОВОРИТ».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ЭПИТЕТЫ: «душа смятенная», «великое видение», «небо тихое»
метафоры : «она рассыпала повсюду красоту», «святые таинства, лишь сердце знает вас…»
Сравнение : «как прилетевшее незапно дуновенье»
Оксюморон : «И лишь молчание понятно говорит»
Инверсия : «Вечернего земли преображенья»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: «ИСКУССТВО БЕЗМОЛСТВУЕТ», «МЫСЛЬ ЛОВИТ», «СЕРДЦЕ ЗНАЕТ»
риторические вопросы: «Невыразимое подвластно ль выраженью?»
аллитерация : использование звука «Л»: «… легко их ловит мысль крылата».
Архаизмы : «льзя», «глас»
ПОДУМАЙТЕ! С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ АВТОР ИСПОЛЬЗУЕТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО РИТОРИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ В СТИХОТВОРЕНИИ?
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЗАДАЕТ ВОПРОС О ТОМ, ЧТО ЗНАЧИТ «ЯЗЫК ЗЕМНОЙ ПРЕД ДИВНОЮ ПРИРОДОЙ?» ЭТО ГЛАВНАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ ФИГУРА В СТИХОТВОРЕНИИ. ДАЛЕЕ САМ И ОТВЕЧАЕТ С ПРИСУЩЕЙ ЕМУ ЛИРИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТЬЮ И ФИЛОСОФСКОЙ МУДРОСТЬЮ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ЧИТАТЕЛЮ РАЗНИЦУ МЕЖДУ НЕРУКОТВОРНЫМ ИСКУССТВЕННЫМ АВТОР НАЧИНАЕТ ВОСПЕВАТЬ ПРИРОДУ, ГОВОРЯ О ТОМ, С КАКОЙ ВЕЛИЧАВОЙ НЕБРЕЖНОСТЬЮ РАССЫПАНА ВОКРУГ НЕВООБРАЗИМАЯ КРАСОТА. ЗАТЕМ ОН СОМНЕВАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО СЛОВАМИ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ ЖИВОЕ. ЗАТЕМ ОН ВОПРОШАЕТ: «КТО МОЖЕТ ПЕРЕСОЗДАТЬ ТАЯЩИЕСЯ В СЕРДЦЕ СВЯТЫЕ ТАИНСТВА?»
«НЕВЫРАЗИМОЕ» СЧИТАЕТСЯ ПОЭТИЧЕСКИМ МАНИФЕСТОМ В. А. ЖУКОВСКОГО
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ ЖУКОВСКОГО ПОВЛИЯЛИ НА РАЗВИТИЕ ПОЭЗИИВ ПОСЛЕДУЮЩЕМ.
Холодной буквой трудно объяснить
Как беден наш язык! — Хочу и не могу.-
Боренье дум. Нет звуков у людей
Не передать того ни другу, ни врагу,
Довольно сильных, чтоб изобразить
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Желание блаженства.
А. А. ФЕТ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА- СЛОВА, СОДЕРЖАЩИЕ ОЦЕНКУ ФАКТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ПРИЗНАКОВ, ДАЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ КОГО-ТО ИЛИ ЧЕГО-ТО С РАЗЛИЧНЫМИ ОТТЕНКАМИ ЧУВСТВ.
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА- СЛОВА, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ.
ВОСХИЩАЯСЬ КРАСОТОЙ БЕЛОГО ЦВЕТКА, МОЖНО НАЗВАТЬ ЕГО БЕЛОСНЕЖНЫМ, БЕЛЁХОНЬКИМ. ЭТИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНЫ: ЗАКЛЮЧЕННАЯ В НИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОТЛИЧАЕТ ОТ НЕЙТРАЛЬНОГО СЛОВА БЕЛЫЙ . ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА СЛОВА МОЖЕТ ВЫРАЗИТЬ И ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПОНЯТИЯ ( БЕЛОБРЫСЫЙ ).
ПОЭТОМУ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ЛЕКСИКУ МЫ И НАЗЫВАЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы:
- Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получают эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай
2. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- ВЫПИШИТЕ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ В. А. ЖУКОВСКОГО 15 СЛОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКЕ.
- ПОДБЕРИТЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ (НЕ МЕНЕЕ ДВУХ) К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ЖУКОВСКОГО И ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ВЫБОР.