Валеологические минутки в дошкольном учреждении.
Валеологические минутки ( по-другому их можно назвать физкультминутки) – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Урок – практикум «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Психо – физиологические основы валеологии:
Сохранение жизни и здоровья детей
Потребность в общении
Положительный эмоциональный настрой
Стремление к речевой деятельности
Направленность на формирование здорового образа жизни
Все упражнения делятся на несколько групп:
для глаз (укрепление глазных мышц)
для дыхания (увеличение жизненного объема легких)
для голоса и выразительности речи
для рук и на координацию движений
общие: для красивой осанки, физической формы и хорошего настроения
Физиологическая культура и грамотность
Дыхательная гимнастика
1.Увеличение жизненного объема легких
а) «Шарик»
б) «Гармошка»
в) «Ладошка»
2.Фраза: « Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку»
Произносится на 1,2,3, и т.д. раз на выдохе, не пополняя запас кислорода. Вдыхаем носом, выдыхаем воздух порционно.
3. «Лифт» (голос выдыхать равномерно, стараться, чтобы он не звучал надрывно)
1 этаж, 2этаж…
4. «Запуск ракеты»
Ведется обратный отсчет 10, 9, 8…»Пуск!»
Речевая гимнастика
1.Учитель – дирижер. Фразу « От топота копыт пыль по полю летит…» произносить тихо – громко (постепенно повышая – понижая голос), медленно – быстро.
2. Языколомки ( скороговорки)
*« Король – орел» (3 –5 раз).
*«Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели
Гимнастика для глаз
«Написать» сегодняшний день глазами
Свои ФИО
Цифры от 0 до 9
Рисовать спирали, цветы, геометрические фигуры
Физическая культура и грамотность
Гимнастика для рук
Игра пальцами. « Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Можно взять любую скороговорку, произносить, меняя ритм.
« Мы писали, мы писали,
наши пальчики устали,
а теперь мы отдохнем
и опять писать начнем»
( Руки держать вытянутыми, кто дольше продержит)
Для позвоночника и плечевого пояса
« Мы на цыпочки встаем и растем, растем, растем.
Руки за спину сведем, ловко их в кольцо сомкнем.
Руки поменяем, снова выполняем.
Ну, и в заключенье – это упражнение:
Мы размялись от души, похлопаем в ладоши».
Отстукивание (правой рукой, левой, обеими)
1 – удар бо – большой палец
с – средний бе – безымянный
м – мизинец у – указательный
а) 11 111 11 1 11 1
с м с у бо у
б) 11 11 11 11 1 11
у бе у бе с бе
в) 111 111 11 11 1 1
м бо м с у бе
Координация движений
« Кулак – кольцо»
Левая рука Правая рука
Кулак кольцо – бо –у
Кольцо бо –у кулак
Кулак бо – ср
Бо – ср кулак
Кулак бо – бе
Бо – бе кулак
Кулак бо – м
Бо – м кулак
Рисунки ( обеими руками одновременно)
Психологическая культура и грамотность (эмоции, актерское мастерство)
1.Игра – танец « Жила – была бабка»
Жила – была бабка
У самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Пошла бабка на базар
Покупать мочало.
Эта песня без конца,
Начинай сначала!
2.Артистическая разминка « Шла машина темным лесом…»
Шла машина темным лесом
За каким – то интересом.
Инте – инте – интерес,
Выходи на букву С.
Машина может быть грузовая, легковая; ехать быстро или медленно, по ровной дороге или по кочкам; в ней могут ехать добрый молодец, хитрая Баба- Яга, кокетливая Кикимора болотная и даже «новые русские» (каждого героя изобразить, а фразу произносить с разной интонацией)
3.Массаж в парах
« На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…
Кони! Нет, не правильно, не кони!
На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…
Козы! Нет, не правильно, не козы!
На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко…
Коровы! Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»(2раза)
4.Игра « Охота на льва»
Мы охотились на льва,
Не боимся мы его,
Смело драться будем с ним
И, конечно, победим!
-А что это там?
-А там гора.
А над ней не пролетишь,
А под ней не проползешь,
А мы по канатику.
Мы охотились на льва…(повтор)
-А что это там?
- А там река.
А над ней не пролетишь,
А под ней не проползешь,
А мы поплывем.
Мы охотились на льва…(повтор)
-А что это там?
-А там болото.
А над ним не пролетишь,
А под ним не проползешь,
А мы по кочкам.
Мы охотились на льва…(повтор)
-А кто это там?
-А там лев !
А он как зарычит : « рррррр»
Мы испугались и сели на место
5.«Танцуйте сидя»
Если устали сейчас на уроке
И непонятны учебника строки.
Значит, пускай отдохнет авторучка.
Значит, отложим подальше тетрадь.
И не вставая, а сидя на стуле,
Будем, друзья, мы сейчас танцевать.
Руки на пояс поставьте сначала.
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - все в полном порядке!
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть!
6. Ритмизация текста
1 группа – хлопают в ладоши
2 группа – хлопают по коленям
3 группа – хлопают по партам
Учитель – дирижер
Мы ходили по грибы
Забирались под дубы
Вдруг – дождь! Да какой!
Стала просека рекой!
Я гляжу из-под плаща,
Как треща и трепеща,
Гнутся ветки на весу.
Дождь в лесу! Дождь в лесу!