Инструкция
по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант 2
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1—3. |
Историческую основу «Слова о полку Игореве» составляют реальные события – поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Решение Игоря выступить «малой силой» было обусловлено тем, что ему не удалось принять участие в победоносных сражениях в составе войска киевского князя Святослава в 1183 и 1184 годах – и теперь Игорем движет жажда славы и воинского признания (как характеризует мотивы подобных поступков Святослав, «прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»). Это, , вовсе не исключает и искреннего стремления Игоря остановить набеги половцев на южные рубежи Руси. Но следствием необдуманного похода стала гибель дружины, позорное пленение князя Игоря и возобновление военных действий на степных окраинах (что свело недавние победы киевского князя на нет: «коварство пробудили раздором, которое перед тем усыпил было отец их»). Автор «Слова…» (анонимный, как и у большей части памятников древнерусской литературы) рисует одно из множества частных военных событий XII века эпически масштабным. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение с элементами повествования, так как устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и излагается их хронологическая последовательность.
2) Употребление имён собственных, числительных способствует точности, конкретности изложения.
3) Эмоциональность текста усиливается использованием эпитетов и метафор.
4) Конкретизация, детализация в тексте достигается за счёт употребления вставных конструкций.
5) Большая часть сказуемых — пассивные конструкции, в состав которых входят возвратные глаголы и страдательные причастия.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОСНО́ВА, -ы, ж.
1. Часть какого-либо предмета, на которой укрепляются остальные его части; каркас, остов. Женщины ставили решетчатые основы кибитки (юрты).
2. То, что составляет ядро чего-либо, является исходным материалом для образования, создания чего-л.; основание. Народная основа оперы.
3. мн. ч. (осно́вы, -но́в). Исходные, главные положения какой-л. науки. Основы марксизма-ленинизма. Основы дифференциального исчисления.
4. Тех. Продольные нити в ткани.
5. Грамм. Часть слова, которая заключает в себе его лексическое значение и в которую, кроме корня, может входить приставка и суффикс. Основа слова «весна» — «весн».
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
зернопровОд, деревянИстый, рефлексИя, черепИтчатый, частопЕтельный (шов), (городской) квартАл
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов
2) Рыба, которую мы поймали в озере, была мелкая и КОСТИСТАЯ.
3) В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСНАЯ мука.
4) Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.
5) Катерина начала читать письмо намеренно ДЕРЕВЯННЫМ, глухим от скрытого раздражения голосом.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
Вокруг источников воды на площади 50 гектаров проведена дезинфекция личинок комаров.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
сладкий работать СКУРПУЛЁЗНО быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ в ПОЛУТОРА часах пять КОЧЕРЁГ кастрюли БЕЗ ДОНЬЕВ нет ПЕЧЕНИЙ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 1) В ветках ивы, разросшихся вдоль берега, птицы вьют гнёзда. 2) Тот, кто не побоится пробираться на красный пляж по скалам от деревеньки Акротири с её уникальными раскопками, будет вознаграждён видом марсианского пейзажа. 3) Самки королевского пингвина откладывают по одному яйцу в ноябре–феврале, птенец вылуплялся через два месяца. 4) Сухость и обезличенность большинства компьютерных программ считают главным фактором, мешающим детям воспринимать информацию. 5) Учёные из Оксфордского университета нашли различия в гормональном фоне мышей, живущих моногамными и полигамными браками. 6) Ноги пустынных слонов длиннее, чем у других их африканских собратьев, а сами животные мельче, потому что им легче передвигаться по песку. 7) Группа учащихся школы искусств приняли участие в открытии детской картинной галерее. 8) Специалисты из Бирмингемского университета создали робота-учителя, способного реагировать на эмоции ученика, выявлять его сильные и слабые стороны. 9) В экспозиции исторического музея представлены доспехи, принадлежавшие, по мнению некоторых исследователей, воину эпохи Владимира Красного Солнышка. |
9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) умиляться (ребенку); понизовье; развеваются волосы (на ветру); стеснённые (обстоятельства); тиснёный (переплёт);
2) поглощение; блистательный; скрипит (дверь); скрепить (бумагу); росистое (утро);
3) запивать (лекарство); напрямик; претерпевать; отварить (макароны); увядать (без воды);
4) просвещение; скрипеть (сапогами); переживать (за родных); отощать (от голода); щипать (лучину);
5) сочетание; слипаться (от усталости); методист; блестящий; считать; модистка.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) во_рождение; во_действие; во_хождение; во_звание; мирово_зрение;
2) пр_парировать; пр_амбула; пр_людия; пр_кословить; пр_пираться;
3) без_нвентарный; пред_стория; без_скусный; без_мянный; пред_юньский;
4) ад_ютант; с_язвить; пред_юбилейный; ин_екция; меж_ядерный;
5) з_пасать; п_дкладка; з_черкнуть; н_дкусить, пр_российские (санкции).
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) горош_нка; монаш_нка; плеч_ко; солом_нка; комоч_к;
2) издань_це; погреб_ц; характер_ц; здоровь_це; блюд_чко;
3) заносч_вый; милост_вый; юрод_вый; податл_вый; зазубр_нка;
4) зубоч_к; ножич_к; дождич_к; совоч_к; рассказ_ц;
5) реч_нка; воротнич_к; девч_нка;чащ_ба; (говорить) общ_.
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) засе_нный; вид_нный; поран_нный; измуч_нный; обеспамят_ть;
2) волну_мый; уважа_мый; контролиру_мый; незабыва_мый; реша_мый;
3) опротив_ть; леле_ть; обид_лся; ма_лся; он мел_т (муку);
4) навеш_нная (дверь); занавеш_нное (окно); застро_нный (участок); намасл__нный (блин); перевеш_нный (товар);
5) та_щий (снег); стел_щийся (туман); бор_щиеся (за свободу); се_щий (муку);ре_щие (знамёна).
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я (НЕ) ДОУЧИЛАСЬ с ними до конца, а перешла на другое отделение.
Мне (НЕ) МОЖЕТСЯ на рассвете.
В сварочном цехе нет места (НЕ) УСВОИВШИМ правила техники безопасности.
(НЕ) ДОПИСАВ сочинения, Катя закрыла тетрадь.
(НЕ) ХВАТАЕТ только, чтобы градом ростки побило!
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Следует иметь (В) ВИДУ, что (В) ТЕЧЕНИЕ первой половины романа главный герой не является читателю.
(В) ОБЩЕМ, Чехов озадачил постановщиков «Вишневого сада», (ОТ) ТОГО что назвал пьесу комедией.
И (ТАК), Жуковского ждала почетная отставка (В) ВИДУ совершеннолетия воспитанника – будущего императора Александра II.
(ПО) НАЧАЛУ дела кинокомпании шли неплохо, но (ВО) ВРЕМЯ съемок последнего фильма продюсер разорился.
(В) СВЯЗИ с бывшим в начале декабря в Петербурге возмущением предписано было Ермолову немедленно арестовать Грибоедова «со всей
осторожностью, ЧТО (БЫ) тот не имел времени истребить бумаги, до дела касающиеся».
15. Укажите все цифру (-ы), на месте которых пишется НН.
Таня звякнула жестя(1)ым ключом, отпирая стекля(2)ый шкаф с мелкими металлическими драгоце(3)остями, вытащила из слома(4)ого бимса пинцеты, скальпели, пересчитала всю эту старую дребедень поштучно и, расписавшись в тетрадке за получе(5)ый инструментарий, стала неровно спускаться в полуподвал по круто прорубле(6)ой вниз лесенке, краше(7)ой-перекраше(8)ой много раз зелёной масля(9)ой краской.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.
2) Морозило и за снежными полями на западе тускло просвечивая сквозь тучи желтела заря.
3) Когда прошло несколько лет и обстоятельства снова привели его в родное село он был поражён открывшейся картиной запустения.
4) Шторы были раздвинуты и свет уличного фонаря слегка озарял постель и забинтованную голову больного.
5) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Не обладающий особым достатком (1) он (2) бывалый тверской купец (3) был мало похож характером на других купцов (4) думающих только о барыше (5) и не гнушающихся обманом (6) он отличался жадным интересом к разным странам (7) долгое время закрытым от русских торговцев (8) к тому (9) чем (10) и как живут люди в (11) мало известных русским (12) краях..
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Его доброта (1) вернее (2) его великодушие тронуло меня. Вернее (3) этого старинного способа я не знаю ничего. Я (4) видишь (5) всё это уже испытал. А бабка Варвара (6) видишь (7) как говорит?
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Дом (1) или вернее дворец (2) выстроен тем же итальянцем (3) который (4) строил церковь и огромные ворота (5) на которых (6) лежат два презрительно дремотных льва (7) и уже густо растёт что-то дикое (8) настоящая трава забвения (9) продираясь сквозь которую (10) я входил прямо во дворец (11) в вестибюле (12) которого (13) весь день сидел в старинном атласном кресле с короткой винтовкой на коленях однорукий китаец.
20. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру (-ы),
на месте которой (-ых) в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Это был странный парень (1) очень молчаливый (2) хотя с таким видом (3) будто вот-вот заговорит (4) он часто и бессмысленно открывал рот (5) как дети (6) страдающие аденоидами (7) но не издавал ни звука (8) быть может (9) он ждал полной тишины (10) чтобы уронить своё царственное слово (11) и чтобы сказать что-то значимое для всех (12) но как-то пропускал момент.
21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)По-своему украшали вятские крестьяне своё простое жилище, и во многих крестьянских избах мы видели расписанные «доски» - шкафчики возле печки. (2) В некоторых избах – расписная дверь и почти всегда голбец, деревянный короб, как бы прикрывающий печь с одной стороны. (3) Завершался голбец непременно коником – деревянной фигурой, вырезанной в условной форме конской головы. (4) На тёмно-коричневом или бордовом фоне «досок» распускались сказочные цветы, сидели на ветках пёстрые птицы, пересекались яркие полосы. (5) Живопись эта относилась, по-видимому, к концу XIX - началу XX века – именно на эти века приходится рассвет промысла – и связана была с развитием промыслов. (6) Опыт многих поколений, знающих дерево и умеющих работать с ним, чувствовался даже в такой, казалось бы, мелочи, как калач – пряжка для стягивания воза сена. (7) Деревянные весы, чаши и вилы, полосы лыка, лапти, туеса, плетёные короба, кадки, прялки – все эти вещи были сработаны добротно, умно и красиво.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27. |
ЦВЕТОК ХЛЕБА
(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскивали, постоянно искали добычу. (3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4)Дома ему давали болтанку и хлеб. (5)Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. (6)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно.
(7)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. (8)И хлеб был не из веников — настоящий. (9)Его принесли с собой наши автоматчики. (10)Они вошли в хату ночью. (11)Маленький Коля забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. (12)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. (13)Он поманил к себе Колю:
– Эй, хозяин, пойди-ка сюда. (14)Хлебушка хочешь?
(15)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу, хочу!» (16)Но к горлу подкатил ком. (17)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.
(18)– Ты, наверно, плотно поужинал?
(19)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. (20)У голодного мальчика закружилась голова. (21)Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. (22)Он дышал хлебом, согревал его руками и щекой. (23)Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку. (24)Покойная сытость сладко разливалась по телу. (25)Он уснул. (26)И всю ночь ему снился хлеб.
(27)…Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (28)Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. (29)Потом появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. (30)Потом полоска стала соломенной.
(31)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (32)Коржи были пахучие, румяные. (33)Бабушка смазала их масляным пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло. (34)От коржей шёл жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.
(35)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. (36)Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (37)Он еле сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. (38)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
– Отведай, внучок, моего коржа.
(39)Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.
(40)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (41)Коржа скоро не стало… (42)Коля тяжело вздохнул. (43)А второй корж, румяный, целёхонький и наверняка ещё более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
(44) — Отнеси этот корж деду на пасеку, — сказала бабушка.
(45) — Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.
(46)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.
(47)Дед обрадовался. (48)Он вертел корж в руках и нюхал.
(49)А Коля стоял перед стариком, поглощённый надеждой, что дед разломит корж пополам.
(50)Но дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (51)До чего же жадный дед! (52)Совсем одичал со своими пчёлами. (53)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.
(54)Коля собрался уходить. (55)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём — пусть бабка простирнёт! — у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. (56)Но сумел побороть минутную слабость. (57)И промолчал.
(58)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. (59)А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой.
(60)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:
— Дед велел простирнуть!
(61)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (62)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (63)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. (64)В тряпице лежал корж. (65)Она ничего не сказала. (66)Положила нежданный гостинец перед внуком.
(67)Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. (68)Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (69)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (70)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (71)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. (72)Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам…
(73)Коля сполз со скамейки и пошёл прочь… (74)Но через некоторое время он вернулся. (75)Взял со стола остывший корж. (76)Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны. (По Ю. Яковлеву)
Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1995) - русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы - школьный быт, война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным.
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В войну маленький Коля ел вязкий тяжёлый хлеб, который пекла мать, добавляя в муку метёлки проса.
2) Но иногда в военное время ему доставался настоящий хлеб, которого он наедался вдосталь.
3) В конце войны мать вырастила пшеницу и бабушка испекла один пахучий каравай величиной с подсолнух.
4) Принеся корж деду на пасеку, Коля надеялся, что дед угостит его хлебом.
5) Увидев дома отданный дедом корж, мальчик не стал его есть, а спрятал в дедушкин сундук.
23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1— 5 содержатся элементы описания.
2) В предложениях 7—26 представлено повествование.
3) В предложениях 19—21 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 18.
4) В предложениях 70—72 содержится рассуждение.
5) В предложениях 73—76 представлено повествование.
24.Из предложений 39-43 выпишите устаревшее (-ие) слово (-а), имеющее (-ие) разговорную окраску.
25. Среди предложений 67-72 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
26.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–26. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 27, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
«Когда ребёнок начинает думать о близких ему людях, когда он отказывается от самого заветного и желанного, тогда, очевидно, и происходит его взросление. И в годы тяжёлых военных испытаний маленький человечек рано становится взрослым. Эти мысли Юрий Яковлев выразил в простой и доступной форме, которая создаётся использованием синтаксического средства (А)___ (предложения 13–18, 44–45) и лексического средства (Б) ___ («хлебушка» в предложении 14, «целёхонький», «рожицей» в предложении 43, «гостинец» в предложении 50, «буркнул» в предложении 60). Автор прибегает и к такому тропу, как (В) __ (в предложении 67), и к многочисленным (Г)__ (в предложениях 33, 34)».
Список терминов:
1) фразеологизмы 2) сравнение 3) литота 4) парцелляция 5) диалог 6) антонимы
7) метафора 8) синтаксический параллелизм 9) разговорная и просторечная лексика
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания. |
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. |
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150