ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ХИМИЯ
11 КЛАСС
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:
– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
– электрохимический ряд напряжений металлов;
– непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 3.
1.Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) воды и хлорида калия;
2) метанола и кусочков серы?
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Вода и хлорид калия |  |  |
Метанол и кусочки серы |  |  |
2. На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.
На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:
1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;
2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.
Ответы запишите в таблицу.
Символ химического элемента | № периода | № группы | Металл/неметалл |
 |  |  |  |
3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.
Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы: O, Ga, P, S
Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.В ответе укажите обозначения элементов разделяя - . Например, 11 - 22.
4. В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.
Характерные свойства веществ
Молекулярного строения | Атомного строения |
— при обычных условиях имеют жидкое, газообразное и твёрдое агрегатное состояние; — имеют низкие значения температур кипения и плавления; — неэлектропроводные; — имеют низкую теплопроводность | — очень твёрдые при обычных условиях; — хрупкие; — тугоплавкие; — нелетучие; — нерастворимы в воде |
Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества вода Н2О и графит (С). Запишите ответ в отведённом месте:
1) вода Н2О 
2) графит (С) 
5.Установите, к какому классу/группе относятся неорганические вещества, формулы которых указаны в таблице. В пустые ячейки таблицы впишите названия групп/классов, к которым относится данное вещество.
Класс/ группа |  |  |  |  |
Формула вещества | Fe(NO2)2 | HCN | Cl2O5 | LiOH![]() |
Прочитайте следующий текст и выполните задания 6—8.
Ещё в конце XVIII века врачи-алхимики открыли лечебные противовоспалительные свойства ляписа (нитрата серебра). Они получали его растворением металлического серебра в концентрированной азотной кислоте. До сих пор ляпис встречается в аптеках как антисептическое средство в виде мазей, растворов и ляписного карандаша для прижигания ранок от нагноения.
Нитрат серебра используют также в процессе получения высококачественных зеркал. При этом для получения очищенного от примесей нитрата серебра используют обработку его растворов цинковыми стружками.
Для обнаружения нитрата серебра и проверки подлинности серебряных изделий используют раствор соляной кислоты. И, наоборот, ионы серебра являются реактивом на ионы хлора.
6.
1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения нитрата серебра, описанной в тексте.
2. Объясните, какие особенности азотной кислоты позволяют осуществлять эту реакцию.
7
1. Составьте молекулярное уравнение реакции между раствором нитрата серебра и цинком.
2. Объясните, почему такая реакция возможна
8
1. Составьте сокращённое ионное уравнение реакции нитрата серебра с соляной кислотой.
2. Объясните, почему эту реакцию используют для обнаружения ионов серебра.
9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции: Zn + CuCO3 = ZnCO3 + Cu
1. Составьте электронный баланс этой реакции.
2. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
10. Дана схема превращений: P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ca3(PO4)2
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
11. Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | | КЛАСС/ГРУППА |
А) CH4O Б) C2H4O В) C2H6O2 | | 1) альдегиды 2) карбоновые кислоты 3) предельные одноатомные спирты 4) предельные двухатомные спирты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты.
1) CH2= CH2 + Br2 →……. 2) С2Н4 +….. → СO2 + H2O
![]()
13. Пропилен используется для получения полипропилена, изопропилового спирта, пропиленгликоля и других веществ. Какой объём пропилена минимально необходим для получения 150 г. изопропилового спирта? Запишите подробное решение задачи.
14. Как сам бензол, так и его производные находят практическое применение, в частности в качестве компонентов топлива, промежуточных продуктов при получении разнообразных веществ. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций получения некоторых производных бензола. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

15. К 150 г 7%-ного раствора поваренной соли добавили 30 мл воды. Рассчитайте массу соли и её массовую долю в полученном растворе. Запишите подробное решение задачи.