СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ по истории. Первая половина XX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематика заданий пасвящена следующим событиям/процессам:

- Первая мировая война;

- Февральская революция;

- Октябрьское вооружённое восстание 1917 года Задание 18 содержит авторские формулировки, при составлении условий были учтены изменения от лета 2023 года 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ по истории. Первая половина XX века»

Задание 1. Установите соответствие между событиями и годами.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Создание Военно-революционного комитета в Петрограде

1) Первая половина октября 1917.

Б) Объявление России республикой

2) Август 1917 г.

В) II Всероссийский съезд советов

3) Август 1914 г.

Г) Корниловский мятеж

4) Сентябрь 1917 г.


5) Конец октября 1917 г.


6) март 1917 г.

Ответ:

А

Б

В

Г







Задание 2. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

  1. Выход кадетов из состава Временного правительства.

  2. «Великое отступление».

  3. «Бег к морю».

Ответ: __________________________________________

Задание 3.1 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) деятельность Петроградского Совета в период двоевластия

1) обращение министра иностранных дел П.И. Милюкова с нотой к правительствам союзных держав

Б) II Всероссийский съезд Советов

2) принятие положения о рабочем контроле

В) Апрельский политический кризис

3) создание ВЧК

Г) преобразования большевиков в сфере промышленности

4) принятие Конституции РСФСР


5) принятие Декрета о земле


6) издание приказа №1 по гарнизону Петроградского военного округа

Ответ:

А

Б

В

Г





Задание 3.2 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А) деятельность Государственной думы в годы Первой мировой войны

1) назначение Николая II Верховным главнокомандующим русской армией

Б) военные операции в 1914 г.

2) сражение при Гумбиннене

В) военная кампания 1915 г.

3) назначение А.И. Гучкова военным министром

Г) военные операции в 1916 г.

4) Брусиловский прорыв


5) образование Прогрессивного блока


6) захват германскими войсками Риги

Ответ:

А

Б

В

Г







Задание 4.

Географический объект

Событие (процесс, явление)

Время, когда произошло событие (явление, процесс)

Москва

_______________ (А)


_______________ (Б)



_______________ (В)


Начало работы Учредительного собрания


_______________ (Г)


Псков

_______________ (Д)


2 марта 1918


_______________ (Е)


Заключение сепаратного договора о мире между Россией и Германией

3 марта 1918

Пропущенные элементы:

  1. Петроград;

  2. Отречение императора Николая II от престола;

  3. 10 июля 1918 г.;

  4. 25 октября 1917 г.;

  5. Екатеринбург;

  6. Принятие V Всероссийским съездом Советов Конституции РСФСР;

  7. Брест-Литовск;

  8. 5 января 1918 г.;

  9. Принятие Декрета о мире.

А

Б

В

Г

Д

Е









Задание 5. Установите соответствие между событиями (процессами) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)

УЧАСТНИКИ

А) участие в деятельности Учредительного Собрания в качестве его председателя

1) Г.Е. Львов

Б) руководство работой первого Совнаркома

2) Ф.Э. Дзержинский

В) борьба с контрреволюцией на посту председателя ВЧК

3) М.В. Родзянко

Г) совмещение должностей министра-председателя и министра внутренних дел первого Временного правительства

4) Л.Д. Троцкий


5) В.И. Ленин


6) В.М. Чернов



Ответ:

А

Б

В

Г







Задание 6. Прочтите отрывок документа и выполните задание:

«Вчера приезжал в Москву министр юстиции Керенский, был в Городской Думе, которая впервые собралась в новом составе, в судебных установлениях и в Совете рабочих депутатов. Говорил речи, не особенно интересные, но в Совете рабочих сказал, что наш пролетариат должен быть «хозяином страны». Слова знаменательные. Они очень объёмисто суммируют засилие рабочих. С самого начала революции было заметно, что наши буржуазные партии ослабли и выпустили из рук будущую власть. Трудно думать теперь, чтобы у нас обосновалась конституционная монархия. Будет, должно быть, республика, а стало быть, будут и кровопролитные раздоры среди несчастного народа, так долго голодавшего и угнетавшегося. Уже много спора за продолжение войны. Как бы её не ликвидировали в постыдном для России результате.

Дворцовый комендант Воейков и его тесть министр двора Фредерикс – арестованы.

М.В. Челноков сложил с себя обязанности московского комиссара и передал их, с согласия правительства, Н.М. Кишкину».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Описываемые автором события произошли осенью.

  2. Автор уверен, что монархия в России будет сохранена.

  3. Автор выражает опасения, что Россия в скором времени может выйти из войны на невыгодных для себя условиях.

  4. В отрывке упоминается политический деятель, занимавший в разное время посты председателя правительства, а также военного и морского министра.

  5. В период описываемых событий Москва была столицей России.

  6. Автор выражает удовлетворение укреплением в стране позиций буржуазных партий.

Ответ: _______________________________

Задание 7. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Ты записался добровольцем?»

1) Произведение посвящено октябрьским событиям 1917 года

Б) поэма «Хорошо!»

2) Скульптор - Мухина

В) «Булыжник – оружие пролетариата»

3) Данный памятник культуры посвящён событиям, произошедшим в период окончания Гражданской войны

Г) «Белое солнце пустыни»

4) Автор - Щусев


5) Скульптор – Шадр


6) Памятник создан в период жизни Ленина



А

Б

В

Г

















Рассмотрите схему и выполните задание 12



Задание 12. Выберите верные суждения:

  1. Одновременно с событиями, отражёнными на схеме, осуществлялась Восточно-Прусская операция российской армии;

  2. Верховным главнокомандующим российской армии в период отражённых на схеме событий был Николай Второй;

  3. Непосредственное командование российскими войсками осуществлял генерал А.А. Брусилов;

  4. В результате отображённых на схеме событий российские войска заняли Львов;

  5. Операция, изображённая на схеме, была осуществлена силами одной армии.

Ответ: ______________________________________

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу соответствующего периода

«В тяжкий решительный час переворота и дней, непосредственно за ним следующих, Временный Революционный Комитет вынужден был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных оттенков.

Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая социалистическая власть нарушила таким образом основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати…

Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулемёты. Вот почему и были приняты временные и экстренные меры пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа жёлтая и зелёная пресса.

Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону.

Считаясь, однако, с тем, что стеснения печати, даже в критические моменты, допустимы только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому Правительству, 2) сеющие смуту путём явно клеветнического извращения фактов, 3) призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно наказуемого характера.

2. Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.

3. Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни».



Задание 13. Укажите десятилетие, когда был издан данный декрет. Укажите фамилию председателя СНК, подписавшего этот декрет. Укажите название партии, членом которой он был.

Десятилетие: _________________________________________________

Фамилия председателя СНК: __________________________________

Название партии: _____________________________________________

Задание 14. На какое обвинение в адрес новой власти отвечают авторы декрета? Какова, согласно документу, причина принятия мер против контрреволюционной печати? Какой режим функционирования печати обещают авторы декрета после отмены «административных воздействий»?

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16

Задание 15. Укажите год, когда произошло событие, отражённое на фотографии. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 16. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в той же четверти века, в которой была сделана данная фотография? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите архитектора, создавшего этот памятник.

1

2

3

4

Цифра памятника: _________________________

Архитектор: _________________________________________________

Задание 18.1 Двадцать третьего февраля 1917 года в Петрограде начались волнения рабочих, которые позже переросли в Февральскую революцию. Укажите: а) внешнеполитическую причину Февральской революции; б) экономическую причину революции; в) политическое последствие революции для Российского государства.

А) ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18.2 В октябре 1917 года было свергнуто Временное правительство. Укажите: а) внешнеполитическую причину; б) экономическую причину; в) внутриполитическое последствие для Российского государства.

А) ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18.3 В начале марта 1917 года Николай Второй отрёкся от престола. Укажите причины этого события, связанные с: а) социально-экономической ситуацией в стране; б) внешнеполитическим положением Российского государства; а также в) влияние данного события на состояние форм государства российского.

А) ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18.4 События на Восточном фронте во время Первой мировой войны имели весомое значение для современников. В августе Российская империя вступила в войну, будучи участницей Антанты. В том же месяце случилась небезызвестная битва при Гумбиннене. Укажите а) значение данной битвы в рамках Первой мировой войны; б) значение итогов битвы для состояния армии Российской империи; в) последствие битвы под Гумбинненом для армии Российской империи.

А) ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18.5 В 1915 году произошло «великое отступление». Укажите: а) тактическую причину отступления армии Российской империи из Галиции и Польши; б) социально-экономическую причину отступления; в) последствие отступления для императорской власти в России.

А) ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 19.1 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Временное правительство». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Временное правительство – это ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исторический факт: _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 19.2 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Двоевластие». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

«Двоевластие» – это ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исторический факт: _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 19.3 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Российская коммунистическая партия (большевиков)». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

РКП(б) – это ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исторический факт: _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 19.4 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Военный революционный комитет». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

ВРК – это ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исторический факт: _______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 20.1 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях результатов Февральской революции и октябрьского вооружённого восстания 1917 года по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Тезис: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обоснования тезиса:

  1. _____________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 20.2 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях результатов революции 1905-1907 гг. и Февральской революции 1917 года по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Тезис: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обоснования тезиса:

  1. _____________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 20.3 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во взглядах среди видных большевиков о методах получения власти осенью 1917 года по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Тезис: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Обоснования тезиса:

  1. _____________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 21. Первая мировая война стала катализатором серьёзных изменений в политической жизни стран, участвовавших в ней. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этой точки зрения для России и Германии. Один аргумент для России и один для Германии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Аргумент для России: ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Аргумент для Германии: ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс