Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. | Настраивает учеников на успешную работу. Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать Вас на очередном уроке волшебной науки химии. И урок хочу начать с удивительного высказывания персидского поэта 940 – 1030 годов. Слайд №1  | Нацеленность на успешную работу. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2)этап актуализации и пробного учебного действия Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. | Прежде чем нам приступить к дальнейшему изучению мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Поработаем самостоятельно по вариантам, взаимопроверку и взаимооценивание выполненных работ. Потом попробуем ответить на вопрос что такое бинарные соединения и как высказывание Леонардо да Винчи связано с нашей темой урока. Слайд №2  А для этого Вам также необходимо ответить на один вопрос.
Итак преступим: Устный опрос. Слайд №3

Определите степени окисления элементов в указанных соединениях. Слайд №4 
Обменяйтесь работами и проведем взаимопроверку и выставим оценки.
Слайд №5

Слайд №6
 А теперь попробуем ответить на вопрос. Слайд №7  Что общего в этих соединениях? Слайд №8  ПРАВИЛЬНО!! Т.Е. такие соединения можно назвать двухэлементные или бинарные. Слово «бинарный» происходит от латинского слова «би» что означает «два или дважды» А как называют класс этих бинарных соединений?
А теперь предлагаю Вам посмотреть следующий фрагмент и выписать формулы веществ, которые здесь встречаются. Слайд №9  Знакомы ли Вам данными вещества? И как Вы думаете, называется класс соединений этих веществ?
А можем ли мы отнести этот класс к бинарным соединениям? Ответ обоснуйте.
По какому признаку мы можем эти соединения объединить в один класс соединений? Эти классы соединений являются важнейшими бинарными соединениями.
Слайд №10 
| Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений
Степень окисления – это условный заряд атомов химических элементов в соединении, вычисленный из предположения, что все связи имеют ионный тип связи. Положительный, отрицательный и нулевой. Металлы 1-3 группы принимают степень окисления соответствующая номеру группы атома химического элемента со знаком «+» в соединениях, а также нулевой, если находятся в свободном состоянии. С.о. простых веществ равна 0 Суммарная с.о. элементов в соединениях равна 0.
Затрудняются или отвечают
Содержат атомы кислорода Состоят из 2-х элементов
Затрудняются ответить или отвечают, так как на предыдущем уроки об оксидах говорили
С данными веществами мы знакомы, а вот к какому классу соединений они относятся мы затрудняемся ответить.
Да, можем, так как в состав этих веществ входит два атома химических элементов. Наличие водорода в формулах данных веществ. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
3) этап выявления места и причины затруднения Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности. | Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. Что вызвало у Вас затруднение и какова по Вашему мнению будет наша тема урока? Какова тема урока? А в помощь Вам предлагаю сформулировать тему урока, используя следующие слова. Слайд №11  Слайд №12  Определите цель урока | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель. - мы ничего не знаем об этих бинарных соединениях. познакомиться с бинарными соединениями, уметь их отличать среди других веществ, познакомиться со свойствами этих веществ. | 3) Регулятивные: - Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
4) этап построения проекта выхода из затруднения Самостоятельная коррекция знаний. | Что нам необходимо сделать, чтобы добиться поставленной вами цели? Каковы задачи урока? | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач. Определить задачи урока и выстроить план урока.
познакомиться с классами бинарных соединений (дать им определения) рассмотреть их состав и научиться называть их рассмотреть их физические свойства узнать нахождение их в природе познакомиться с их значением в жизни человека рассмотреть применение | 1) Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
5) этап реализации построенного проекта Организовать построение проекта изучения нового знания: 1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема). 2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) 3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Используя параграф учебника, дайте определение важнейшими классам бинарных соединений Слайд №14  Рассмотрите предложенные Вам оксиды и слайд и дайте характеристику оксидам, а также попробуйте дать им названия. Слайд №15  А теперь дайте характеристику водородным соединениям, используя информацию на слайде Слайд №16  Где же в природе мы можем встретить оксиды и каково их значение? Слайд №17  Слайд №18  Рассмотрите применение оксидов Слайд №19  | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения. Оксиды – это бинарные соединения, состоящие из химических элементов, один из которых – кислород в с.о. – 2 Водородные соединения – это бинарные соединения, в составе которых один из элементов – водород. Существуют оксиды ме и неме. Оксиды бывают в трех агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные Рассуждают о нахождении в природе и о значении их в жизни человека | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3. Организовать фиксацию нового действия в знаках. 4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. 5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи ( в парах или группах, фронтально | Помогает, советует, консультирует Используя полученные знания на уроке выполните задание «Лови ошибку». Бинарные соединения – это соединения, состоящие из трех атомов химических элементов. Среди бинарных соединений существуют такие важные классы как оксиды и водородные соединения. Оксиды – это простые вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород в степени окисления +2. Оксиды бывают только в жидком агрегатном состоянии. Оксиды редко встречаются в природе и их значение мало важно для человека. Водородные соединения – это сложные соединения, состоящие из трех химических элементов, один из которых водород в степени окисления -1 и +1. В водородных соединениях металлов водород проявляет степень окисления +1, а вот в водородных соединениях неметаллов он проявляет степень окисления -1. Водородные соединения металлов называют гидридами. Водородные соединения неметаллов – это твердые простые вещества, нелетучие и плохо растворимы в воде. Слайд №20  | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности. | Консультирует. 1.Базовый уровень Из формул CaO, MgO, Cl2O, Li2O, CO2, ZnO, NO, Al2O3, NaOH LiOH выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их. Определите степень окисления элементов в выделенных красным цветом веществах 2. (Повышенный уровень) Составьте формулы названных в тексте оксидов и впишите их вместо пропусков. В земной коре - литосфере находится оксид алюминия ______ (глина), оксид кремния (IV) ________ (песок), оксид железа(III) _____, гидроксид натрия, гидроксид алюминия. Определите степень окисления элементов, в выделенных красным цветом веществах Обменяйтесь работами проверьте и выставите оценки согласно критериям. Слайд №22  Слайд №23  | Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону. | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
8) этап включения в систему знаний и повторения. Информация о домашнем задании. 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Консультирует, направляет Скажите, выполняя эту работу, что у Вас вызвало затруднение. Об этих веществах, которые образуют класс неорганических соединений – основания -мы узнаем на следующем уроке. Вернемся к словам Леонардо да Винчи. Как эго высказывание было связано с темой нашего урока. Какие цели ставили и достигли ли мы их? Домашнее задание Базовый уровень Повышенный уровень | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке 1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками. | Слайд №24  | | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
| Консультирует, обосновывает оценки. | Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников). | |
| Благодарит учеников за урок. | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке. | |