Важность ФГОС в общем образовании.
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая курсами повышения квалификации.
Эти требования обязательны при реализации программ начального, основного общего, среднего (полного), начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, аккредитованными на государственном уровне.
Абсолютно все образовательные учреждения, как государственные, так и частные обязаны соблюдать ФГОС, так как их работа также базируется на законе «Об образовании», в котором прописано право на получение образования в соответствии с ФГОС. Преподают в частных школах те же дисциплины, что и в государственных, отличие лишь в объеме дополнительных услуг и методиках.
ФГОС устанавливают количественные и качественные критерии в образовании, как ГОСТы для продуктов питания или нормативы в спорте.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
-
Единство образовательного пространства Российской Федерации. Проще говоря, в любом регионе страны ребенок будет учиться по одинаковым программам, и получать одинаковый багаж знаний.
-
Развитие духовных и нравственных качеств и высокого уровня воспитания.
-
Вариативность содержания образовательных программ. Знания даются одинаковые, но подход к образовательному процессу может отличаться. Главное, выполнить цель: ребенок должен получить набор знаний, установленный на государственном уровне.
-
Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Говоря доступным языком, детский сад занимается подготовкой детишек к начальной школе, которая, в свою очередь, готовит в среднюю школу и так далее. На каждом этапе жизненного пути ребенок должен получать весь необходимый объем знаний для беспрепятственного продвижения вверх по лестнице образования.
Обновление федеральных государственных образовательных стандартов происходит примерно раз в 10 лет. Разрабатывает их Министерство образования и науки Российской Федерации при непосредственном участии научных и образовательных организаций, учебно-методических объединений.
Стандарт является основой для:
— разработки примерных основных образовательных программ;
— разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
— организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в — соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
— разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
—осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
— проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
— построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
— организации деятельности работы методических служб;
— аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
— организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Для каждого уровня образования имеется собственный государственный стандарт.
-
ФГОС дошкольного образования. Разработан для детских садов.
-
ФГОС начального общего образования. Разработан для 1-4 классов.
-
ФГОС основного общего образования. Разработан для 5-9 классов.
-
ФГОС среднего общего образования. Разработан для 10-11 классов.
Одной из наиболее характерных черт современного российского государственного образовательного стандарта является выделение в его структуре федерального и национально-регионального компонентов, что весьма отчетливо характеризует федеративный характер образовательного законодательства и в целом всей системы образования. Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.
Федеральный компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия, истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык, концепции современного естествознания.
Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона). Например, в национально-региональном компоненте многих стандартов социально-гуманитарных специальностей высших учебных заведений Уральского региона имеются учебные дисциплины, связанные с изучением истории и культуры народов Урала, политико-правовой системы того или иного субъекта РФ, входящего в Уральский федеральный округ и т.п.
Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» входит в компетенцию образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
-
описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучающемуся;
-
требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
-
максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт предусматривает:
1) владение базовыми понятиями и умениями, что охватывает собой умение: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;
2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
4) иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
5) знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.
6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках, практикумах и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.
Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:
критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс;
функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений;
функция повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь;
функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование: в системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты играют далеко не последнюю роль;
функция гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся;
функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.
Такова в общем виде характеристика основ государственных образовательных стандартов как объекта и одновременно средства регулирования системы образования.
Упражнения
-
Расскажите, в чем, по вашему мнению, заключается важность темы «Важность ФГОС в общем образовании».
-
Какими аргументами вы бы донесли до собеседника важность представленного материала
Задания
-
Составьте план изученной темы.
-
Опубликуйте его в электронной тетради.
Тесты
1. Какой ФГОС разработан для 10-11 классов?
A. Начального общего образования;
B. Основного общего образования;
C. Среднего общего образования;
D. Высшего образования.
2. Как часто обычно обновляются ФГОС?
A. Раз в 5 лет;
B. Раз в 10 лет;
C. Раз в 15 лет;
D. Раз в 2 года.
-
Модуль 1
-
Модуль 2
-
Модуль 3
-
Модуль 4
-
Модуль 5
-
Модуль 6
-
Модуль 7
-
Модуль 8
-
Модуль 9
-
Модуль 10
-
Модуль 11
-
Модуль 12
-
Модуль 13
-
Модуль 14
-
Модуль 15
-
Модуль 16
-
Модуль 17
-
Модуль 18
-
Дополнитeльно
Вы можете воспользоваться мобильной версией сайта
Сообщение администратору (по будням с 9-00 до 17-00 по Московскому времени). Время ответа может составлять до 2-х рабочих дней.
Начало формы
Конец формы