СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Важность ФГОС нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность ФГОС нового поколения

Просмотр содержимого документа
«Важность ФГОС нового поколения»

Важность ФГОС в общем образовании.


 


ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая курсами повышения квалификации.
Эти требования обязательны при реализации программ начального, основного общего, среднего (полного), начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, аккредитованными на государственном уровне.
Абсолютно все образовательные учреждения, как государственные, так и частные обязаны соблюдать ФГОС, так как их работа также базируется на законе «Об образовании», в котором прописано право на получение образования в соответствии с ФГОС. Преподают в частных школах те же дисциплины, что и в государственных, отличие лишь в объеме дополнительных услуг и методиках.
ФГОС устанавливают количественные и качественные критерии в образовании, как ГОСТы для продуктов питания или нормативы в спорте.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  1. Единство образовательного пространства Российской Федерации. Проще говоря, в любом регионе страны ребенок будет учиться по одинаковым программам, и получать одинаковый багаж знаний.

  2. Развитие духовных и нравственных качеств и высокого уровня воспитания.

  3. Вариативность содержания образовательных программ. Знания даются одинаковые, но подход к образовательному процессу может отличаться. Главное, выполнить цель: ребенок должен получить набор знаний, установленный на государственном уровне.

  4. Преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Говоря доступным языком, детский сад занимается подготовкой детишек к начальной школе, которая, в свою очередь, готовит в среднюю школу и так далее. На каждом этапе жизненного пути ребенок должен получать весь необходимый объем знаний для беспрепятственного продвижения вверх по лестнице образования.

Обновление федеральных государственных образовательных стандартов происходит примерно раз в 10 лет. Разрабатывает их Министерство образования и науки Российской Федерации при непосредственном участии научных и образовательных организаций, учебно-методических объединений.
Стандарт является основой для:
— разработки примерных основных образовательных программ;
— разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
— организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в — соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
— разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
—осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
— проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
— построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
— организации деятельности работы методических служб;
— аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
— организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Для каждого уровня образования имеется собственный государственный стандарт.

  1. ФГОС дошкольного образования. Разработан для детских садов.

  2. ФГОС начального общего образования. Разработан для 1-4 классов.

  3. ФГОС основного общего образования. Разработан для 5-9 классов.

  4. ФГОС среднего общего образования. Разработан для 10-11 классов.

Одной из наиболее характерных черт современного российского государственного образовательного стандарта является выделение в его структуре федерального и национально-регионального компонентов, что весьма отчетливо характеризует федеративный характер образовательного законодательства и в целом всей системы образования. Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.
Федеральный компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия, истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык, концепции современного естествознания.
Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона). Например, в национально-региональном компоненте многих стандартов социально-гуманитарных специальностей высших учебных заведений Уральского региона имеются учебные дисциплины, связанные с изучением истории и культуры народов Урала, политико-правовой системы того или иного субъекта РФ, входящего в Уральский федеральный округ и т.п.
Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» входит в компетенцию образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

  • описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучающемуся;

  • требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

  • максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

В содержательном аспекте стандарт предусматривает:
1) владение базовыми понятиями и умениями, что охватывает собой умение: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;
2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
4) иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
5) знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.
6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках, практикумах и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.
Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:
критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс;
функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений;
функция повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь;
функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование: в системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты играют далеко не последнюю роль;
функция гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся;
функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.
Такова в общем виде характеристика основ государственных образовательных стандартов как объекта и одновременно средства регулирования системы образования.
 


 

Упражнения

  1. Расскажите, в чем, по вашему мнению, заключается важность темы «Важность ФГОС в общем образовании».

  2. Какими аргументами вы бы донесли до собеседника важность представленного материала

 

Задания

 

  1. Составьте план изученной темы.

  2. Опубликуйте его в электронной тетради.

 

Тесты

 1. Какой ФГОС разработан для 10-11 классов?

 

A. Начального общего образования;

B. Основного общего образования;

C. Среднего общего образования;

D. Высшего образования.

2. Как часто обычно обновляются ФГОС?

A. Раз в 5 лет;

B. Раз в 10 лет;

C. Раз в 15 лет;

D. Раз в 2 года.

  • Модуль 1

  • Модуль 2

  • Модуль 3

  • Модуль 4

  • Модуль 5

  • Модуль 6

  • Модуль 7

  • Модуль 8

  • Модуль 9

  • Модуль 10

  • Модуль 11

  • Модуль 12

  • Модуль 13

  • Модуль 14

  • Модуль 15

  • Модуль 16

  • Модуль 17

  • Модуль 18

  • Дополнитeльно


Вы можете воспользоваться мобильной версией сайта

Сообщение администратору (по будням с 9-00 до 17-00 по Московскому времени). Время ответа может составлять до 2-х рабочих дней.

Начало формы

Конец формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!