МАУ ДО «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой ВАЗОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Работу выполнила ученица 1 «а» Черняховской художественной школы им. М. Тенишевой класса Королёва Вероника.
Преподаватель Казанцева Мария Ивановна
Зарождение вазописи в древней Греции
- Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Благодаря сильному обжигу, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому археологи используя вазопись древних греков могут установить возраст археологических находок. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с самого древнего архаического периода.
Классификация исторических периодов и стилей
- Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, а после прихода в Грецию греков и завоевания ими Крита возникает микенский стиль керамики.
- Древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050-х годов до н. э. А с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в V и IV веках до н. э.
- Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.
Период крито-минойской вазописи это стиль росписи глиняной посуды, который появился начиная с 2500 г. до н. э. На первых вазах использовались простые геометрические узоры, которые к 2000 г. до н. э. сменились цветочными и спиральными
Период минийской керамики.
- Минийская керамика — специфическая керамика.
- Керамика названа в честь минийцев — полулегендарного догреческого народа Греции. Во второй половине XX века археологов было принято считать, что минийская керамика связана с экспансией носителей древнегреческого языка. Была постепенно вытесненная минойской керамикой.
Период минойской керамики
- Минойская керамика использовалась как инструмент для датировки немой минойской цивилизации. Ее беспокойная последовательность причудливых созревающих художественных стилей в чем-то напоминает удовольствие минойских покровителей от новизны, в то время как они помогают археологам в установлении относительных дат для слоев их стоянок. Горшки с маслами, экспортируемые с Крита 18 века до н.э., были найдены на островах Эгейского моря и материковой части Греции на Кипре вдоль побережья Сирии и в Египте, что свидетельствует о широких торговых контактах минойцев.
После прихода в Грецию греков и завоевания ими Крита возникает микенский стиль керамики.
- Микенская керамика получила свое название по городу Микены на полуострове Пелопоннес. Около 1600 г. до н. э. с началом позднеэлладского периода вырастает первая высокоразвитая континентальная микенская культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются темным тоном , преимущественно коричневыми или матово-черными рисунками на светлом фоне
в VII веке до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись
- Во второй половине VII века до н.э. коринфское гончарное искусство достигло нового уровня качества. Тогда появились самые великолепные керамические произведения, которые когда-либо видели в Греции. Это касается не только их формы, но и способа украшения. Стилизованные образы героев становились все более изящными и правдоподобными, изображались с большей детализацией. Так родился прославленный античный стиль чёрнофигурной керамики.
Древнегреческие краснофигурные вазы
- Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными
вазопись по белому фону
- Вазопись по белому фону — стиль вазописи, появившийся в Афинах в конце VI века до н. э. Считается, что эту технику вазописи впервые использовал вазописец Ахилла. Она заключается в покрытии терракотовых ваз белым шликером из местной известковой глины, а затем их росписи. С развитием стиля белыми стали оставлять одежду и тело изображаемых на вазе фигур. Роспись в подобной технике часто использовалась на сосудах, предназначавшихся для погребальных церемоний. Поэтому вазописцы часто выбирали сцена оплакивания и погребения для своих работ в данной технике.
Виды ваз и их назначение
- В древней Греции вазы служили для хранения припасов, для питья и смешивания напитков, для черпанья воды и для украшения декора, и для масел. Также их давали в награду победителям спортивных состязаний .Все они делятся на три группы : сосуды для хранения припасов, винные или застольные вазы, вазы для масла.
Вазы для хранения припасов
Самые распростаненые - пифос и амфора. Пи́фос — большой керамический сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Пифос представляет собой керамический сосуд крупного размера в форме шара или яйца, напоминающий амфору. Однако у пифоса чаще встречается не острое дно, а плоское, позволяющее ему стоять, и часто имеются приспособления для транспортировки в верхней части, через которые протягивались тросы для передвижения сосудов. У пифосов могло быть от четырёх до шести ручек. Поверхность пифоса может быть гладкой или украшена ленточным узором. По цвету пифосы встречаются в гамме от бежевого, песочного и до коричневого и красноватого. На пифосах, выполненных в стиле Камареса в минойскую эпоху изображались рыбы. Пифосы также использовались в погребальных обрядах, но в первую очередь для хранения оливкового масла, воды, мёда, соли и зерна. На пифосы ставилось также клеймо . Пифосом был злополучный ящик Пандоры. В соответствии с легендой, именно в пифосе жил Диоген.
Вазы для хранения припасов
А́мфора — изящный сосуд с расширенным в верхней и суженным в нижней части туловом, узким горлом и двумя вертикально поставленными ручками, сделанный обычно из глины. Были наиболее распространены у греков, римлян, этрусков. Амфоры чаще — остродонные, нередко с маленькой ножкой. Плоскодонные — редки. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина . Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании. Бывают амфоры столовые (двуручные кувшины), парадные (металлические, стеклянные или расписные керамические), транспортные, для хранения. По особой форме амфор из Этрурии, Финикии, в греческих, римских, византийских центрах потребитель определял, откуда привезён сосуд, его содержимое и приблизительную цену. У каждого центра был свой стандарт объёма. Сосуды объёмом до 100 литров обычно закапывались в землю рядом с домом. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей.
Винные (ЗАСТОЛЬНЫЕ) вазы
- Ойнохо́я — древнегреческий кувшин с одной ручкой и широким раструбом устья, завершающимся тремя сливами (загибами верхнего края). Такие сосуды известны с эпохи крито-минойской культуры. Их делали из бронзы и керамики, в римское время — из стекла. Ойнохои предназначались для разливания вина за пиршественным столом. Остроумная конструкция устья позволяла виночерпию, «слегка меняя положение локтя и поворачивая кисть руки, разливать вино последовательно в три чаши, поставленные рядом, — в одну через передний, а в две другие — через боковые стоки устья». Форма таких сосудов претерпевала эволюцию. В VII—VI веках до н. э. их изготавливали на о. Родос. Родосские ойнохои имели высокую изогнутую ручку с дискообразными прилепами в верхней части, позволяющими дополнительно прижимать ручку большим пальцем руки.
Винные (ЗАСТОЛЬНЫЕ) вазы
Ольпа — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Считается разновидностью ойнохои, но, в отличие от неё, имеет меньший размер, «высокий венец и свешивающуюся вниз закраину».Ольпа, как и ойнохоя, имеет петлеобразную ручку, обычно невысокую. Ольпа и ойнохоя использовались в архаическую и классическую эпоху.
Вазы для масла
Вазы служили для хранения масел. Самая известная – лекиф . Лекиф— один из наиболее распространённых древнегреческих сосудов на низкой кольцевидной ножке с узким вытянутым туловом, длинной шейкой, конусообразным устьем и высокой ручкой. Такие сосуды изготавливали из керамики с начала VI в. до н. э. Ранние сосуды такого рода имели почти шарообразное тулово и широкий раструб устья. Позднее лекифы стали делать вытянутыми с овальными очертаниями. Вначале лекифы имели исключительно культовое значение. Наполненными оливковым маслом, их помещали в захоронение вместе с покойником. В дни поминовения усопших родственники приносили подобные сосуды на могилу вместе с другими дарами. Обычай требовал, чтобы лекиф был наполнен оливковым маслом до краёв, однако скупые родственники часто ради экономии ценного продукта придумывали всякие приспособления, ограничивающие внутреннюю ёмкость. Об этом свидетельствуют археологические находки. В V в. до н. э. появились так называемые белофонные лекифы. Их покрывали тонким слоем белой глины — ангобом, а затем расписывали минеральными красками: синим, жёлтым, красным с преобладанием линейного контура, который наносили с помощью тростникового или гусиного пера. Предполагают, что такая роспись, напоминающая фреску, связана с живописью только сюжетно, а техника появилась в связи с эволюцией вазописи от чёрнофигурного к краснофигурному стилю
Заготовка глины для изготовления ваз
- Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество добываемой глины. Горная порода должна быть выветренной. Исходный материал часто размачивался на месте добычи и смешивался с другими добавками, придававшими глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике — красноватый, а в нижней Италии — бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивали или промывали в большой ёмкости. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из неё удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина старела и становилась эластичнее. Излишне жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы обезжирить их, сделать глину прочнее.
Технология изготовления создания ваз в древней Греции
После того, как глина приобрела необходимую консистенцию, её тщательно вымешивали ногами и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный круг и центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний. Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором тысячелетия до н. э. Встречаются также античные изображения, где гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на стуле или на корточках. После центрирования на гончарном круге создавалось тулово будущего сосуда. Если высота будущего сосуда превышала длину руки мастера, то его собирали из нескольких деталей. Готовые детали срезались с гончарного круга с помощью верёвки, следы которой можно обнаружить на готовых вазах. Ножки и ручки сосудов, а также накладные украшения (например, рельефные маски) вылепливались отдельно и прикреплялись к тулову с помощью жидкой глины. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного круга. Далее гончар срезал излишки глины и формировал на венчике и ножках сосуда типичные для античной керамики острые канты.
Роспись ваз
Роспись. Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый оттенок. Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и незаконченных изделиях. Изображения на вазах в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего наносились кистью. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и полукруги. Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время обжига исчезали. Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы. Их можно обнаружить на некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. Примером может служить амфора Клеофрада, на которой изображён сатир с копьём, который по изначальному замыслу должен был быть одет в нагрудные доспехи. На незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах. Прочие детали прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши закрашивались большой кистью в чёрный цвет.На сосуды наносились различные надписи: подписи гончаров и вазописцев, подписи к изображениям и хвалебные надписи-посвящения. Иногда на дне сосудов высекались обозначения цены изделия либо клеймо изготовителя.
Интернет ресурсы:
- https://knossoslab.ru/minoans/heritage/pottery
- https://www.tvorchistvo.ru/keramika-gretsii/
- https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fr.mt.ru%2Fr17%2FphotoB01D%2F20119200626-0%2Fjpg%2Fbp.jpeg&lr=20149&pos=8&rpt=simage&source=serp&stype=image&text= виды%20древнегреческих%20ваз%20и%20их%20назначение
- https://yandex.ru/search/?text= древнегреческие+вазы+по+белому+фону& lr =20149&clid=1882628&src= suggest_Pers
- https://yandex.ru/search/?text= виды+древнегреческих+ваз+и+их+назначение& lr =20149&clid=1882628&src= suggest_Dssm
Спасибо за внимание