СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ведущие задачи развития речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ведущие задачи развития речи дошкольников»

Выступление воспитателя Большедворской А.В.

на тему «Ведущие задачи развития речи дошкольников» на РМО

Ведущие задачи развития речи дошкольников

В первой младшей группе это развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.

Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использованием литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы.

В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка, как в процессе общения, так и в монологической речи.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей по развитию речи становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества. Творческие проявления можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи.

Освоение общеречевых навыков

1) Выработка дикции. Дикция - внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится начиная со второй младшей группы.

2) Формирование темпа речи и качеств голоса. Легко воспринимаемая речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой, высотой голоса.

3) Воспитание выразительности речи.

В средней группе детей учат передавать интонацию вопроса и ответа, такие чувства, как: радость, удивление, неудовольствие.

В старших группах дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.).

4) Воспитание культуры речевого общения. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.

Образная, выразительная речь

В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение.

Хорошо развитая речь у ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

Работа по развитию речи с младшими дошкольниками

В работе по развитию речи с младшими дошкольниками неоценимую роль играют традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные).

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, способствует освоению грамматического строя речи: "котенька", "коток", "котик", "котя".

На радость ребёнку - заклички – детские песенки - обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

Весна красна! На чём пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Работа по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста

Детей пятого года жизни (средний дошкольный возраст) мы начинаем знакомить с загадками.

В.И Даль писал: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Загадка – это поэтическое описание какого–нибудь предмета, живого существа, явления, которое нарочно усложнено, но не только для того, чтобы испытать сообразительность человека, но и помочь ему увидеть необычное в обычном, поэзию в том, к чему мы давно привыкли.

В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания.

Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

Работа по развитию выразительной образной речи со старшими дошк-ми

Чтобы показать старшим дошкольникам важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка.

Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России

Взрослый сначала произносит в уместной речевой ситуации ту или иную пословицу, поговорку или фразеологизм, а потом предлагает детям вместе с ним подумать, что бы они могли означать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!