СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война: мифы и реальность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка итогового урока по разделу "Великая Отечественная война"

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война: мифы и реальность»

Конспект урока истории в 11 классе

Тема: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: мифы и реальность


Цели урока:

Содержательная: обобщить знания учащихся по теме «Великая Отечественная война Советского Союза».

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии путем решения проблемных вопросов.

Задачи урока:

Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Великая Отечественная война Советского Союза»;

Развивающие: развитие навыков устной диалогической речи, формирование умения работать в группе и самостоятельно, умения планировать свою деятельность, представлять результат своей работы;

Воспитательные: способствовать личностному развитию обучающихся, формированию патриотизма, гражданской позиции, чувства ответственности за свою историю и свою страну.

Формируемые УУД:

- Личностные (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, развитие критического мышления, ценностных ориентаций , чувств и эмоций);

- Коммуникативные (умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формами, готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции, умение аргументировать свою точку зрения);

- Познавательные (поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выведение следствий, выдвижение гипотез и их обоснование);

- Регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование и наглядность: компьютер, экран, проектор, учебник.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Целеполагание

(5 мин)

Учитель проводит организационный момент, совместно с детьми проводит целеполагание.


Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война», однако пройдет он у нас в несколько нестандартной форме.

(включается слайд №2)

Во-первых, как вы видите, наш урок имеет конкретную тему «Великая Отечественная война: мифы и реальность».

Во-вторых, наш урок будет проводиться в виде совместных рассуждений, т.е. в форме диалога.

Обратите внимание на экран. Здесь вы видите ряд высказываний мыслителей Древнего мира и Нового времени об истории.

- Почему они приведены здесь? Как они могут соотноситься с темой нашего урока?


Верно! История – очень точная наука, однако даже в такой точной науке периодически возникают фальсификации – сознательные искажения реальных исторических фактов.

Казалось бы, чем ближе к нам историческая эпоха, тем легче ее исследовать. По меркам истории, Великая Отечественная война произошла совсем недавно, еще живы ее участники и очевидцы этой войны – и, тем не менее, с каждым годом рождается все больше мифов об этой войне.

Сегодня мы попытаемся рассмотреть и развенчать хотя бы несколько подобных мифов. Какова в данном случае будет наша цель?


Верно! А чтобы выполнить эту цель, вам понадобятся все имеющиеся знания по данной теме.


Сейчас мы подробно рассмотрим несколько мифов совместно, а затем поработаете самостоятельно в группах.

Отвечают на вопросы, пытаются угадать тему и цели урока.




Пассивная.(воспринимают информацию).
















Отвечают на вопросы.

- данные высказывания касаются сущности истории.




















- рассмотреть и опровергнуть данные мифы.




Актуализация знаний, совместная работа

(15 мин)

Учитель актуализирует знания учащихся путем совместного решения проблемных вопросов, налаживает диалог с учащимися, задавая дополнительные вопросы, подготавливает их к выполнению самостоятельного задания.


Итак, рассмотрим миф №1

(включается слайд №3)

Советский союз заключил договор о ненападении с фашистской Германией лишь с целью грядущей агрессии против восточноевропейских стран и самой Германии.

Какими доводами можно опровергнуть этот миф?


(могут задаваться дополнительные и наводящие вопросы:

-почему война была неизбежной? и т.д.)






Верно, молодцы! Действительно, можно сказать ,что заключением данного пакта руководство СССР стремилось если не решить полностью, то отодвинуть во времени все перечисленные вами проблемы. Естественно, что ни о какой агрессии при таких проблемах речь идти не может.

(включается слайд №4)


Рассмотрим следующий миф.

(включается слайд №5)

Сталин хотел напасть на Германию летом 1941 года, а Гитлер лишь опередил его.

Какими доводами можно опровергнуть этот миф? Здесь вам пригодятся знания о причинах поражения РККА летом-осенью 1941 г.





















Верно! Мог ли СССР, имея такие проблемы в армии и промышленности, напасть на Германию?

(включается слайд №6)


Перейдем к следующему мифу

(включается слайд №7)

Многие современные западные и российские историки высказывают мнение, что без ленд-лиза Советский Союз не смог бы выиграть войну.

Какими доводами можно опровергнуть этот миф?


(могут задаваться дополнительные и наводящие вопросы:

- кто летал на ленд-лизовской технике? И т.д.)




Верно! Следовательно, авторы сего мифа явно гиперболизируют, преувеличивают реальность, и даже извращают его. Да, общая доля ленд-лиза во всем советском производстве составила чуть больше 4% - но если рассматривать этот вопрос подробнее, то по отдельным пунктам мы можем наблюдать совершенно противоположные цифры. Поэтому можно сказать, что роль ленд-лиза была не столь существенна в целом – но более чем значительна по некоторым показателям.

Как видите, лучше всего про роль ленд-лиза высказался один из руководителей Советского государства, член ГКО Анастас Микоян. Более к этому мнению ничего не добавить.

(включается слайд №8)


















Учащиеся опровергают поставленные суждения, используя имеющиеся знания по теме, вступают в диалог с учителем.













Отвечают на вопросы

- СССР стремился любыми способами оттянуть неизбежную войну с Германией;

- СССР стремился избежать войны на два фронта, поскольку уже был втянут в пограничный конфликт с Японией;

- СССР стремился вернуть потерянные после распада Российской империи земли;

- СССР любыми способами стремился отодвинуть свои западные границы.




















Отвечают на вопросы

- армия находилась в процессе перевооружения, который должен был закончиться лишь в середине 1942 г.;

- значительная часть офицеров и генералов РККА занимали свои должности менее одного года, и имели крайне низкий командный уровень при отсутствии инициативы;

- значительная часть техники либо была явно устаревшей, либо требовала капитального или текущего ремонта;

- из-за отодвигания западной границы СССР произошел отрыв расположенных в приграничье соединений от материальной базы;

- польский поход РККА выявил большие проблемы с взаимодействием и взаимосвязью между различными родами войск.

(могут высказываться иные мнения).


- технически, нет.











- доля ленд-лиза в военном производстве СССР составила около 4%;

- товары поставлялись порционно, в зависимости от обстановки на фронтах;

- многие товары существенно уступали советским по качеству;

- поставленной по ленд-лизу техникой было оснащено незначительное количество подразделений;

(могут высказываться иные мнения).


Высказывают собственное мнение по поставленной проблеме, защищают его.

Озвучивают свои имеющиеся

знания по ранее

изученным темам.

Развивают умение вести беседу на

поставленную

проблему

Динамическая

пауза

(1 мин)

Объявление физкультминутки (2-3 упражнения), постановка логической задачи.

(включается слайд №9)

Самым известным образцом немецкой бронетехники, безусловно, является тяжелый танк «Тигр». При всего лишь 1354 выпущенных машинах в советских и англо-американских боевых отчетах фигурируют, как минимум, несколько тысяч подбитых и уничтоженных «Тигров».

(включается слайд №10)

Верно, отдельные ТТХ данной машины заставляли союзников нести порой огромные потери – отсюда и так называемая «тигробоязнь», выражавшаяся в том, что за «Тигр» принимали любую отдаленно похожую на него машину.

Выполнение упражнений, решение логической задачи.



Решают задачу, высказывают предположения, соотносят с предлагаемым ответом.

Развивают сенсомоторики и логики

Углубляют свои имеющиеся

знания по ранее

изученным темам.

Развитие операций анализа.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(14 мин)

Организуется и ресурсно обеспечивается выполнение

заданий в группах.


Сейчас вы разделитесь на три группы. Каждая группа получит по карточке с заданием. Вам дается 5 минут на подготовку, а затем каждая группа представляет свои выводы.


Итак, задание группы 1.

Согласно воспоминаниям немецких генералов, битва за Москву была выиграна Красной Армией преимущественно, из-за сильных морозов, нанесших огромный урон личному составу вермахта. Более того, в ряде подобных источников утверждается, что Москва была бы взята, если не наступившие морозы.

(включается слайд №11)


Какими доводами можно опровергнуть этот миф?


















Верно, все правильно!

Как видите, данное высказывание служит лишь оправданием просчетов и ошибок немецкого командования.

(включается слайд №12)


Задание группы 2:

В последнее время многими либерально настроенными историками высказывается попытка оправдать переход генерала Власова на сторону немцев политическими, либо моральными мотивами – что «он боролся не с Россией, а с большевизмом», что «у него не было выбора» и т.д.

(включается слайд №13)


Какими доводами можно опровергнуть этот миф?















Верно! Более по данной теме сказать нечего.

(включается слайд №14)


Задание группы 3:

Очень часто в советской историографии утверждается, что после битвы за Москву у Красной армии не было крупных поражений. Так ли это?

(включается слайд №15)


Какими доводами можно подтвердить, или опровергнуть этот миф?
















Верно! Вы ответили правильно!

(включается слайд №16)


Итак, как вы заметили, мы рассмотрели ряд мифов, касающихся, прежде всего, начального периода войны, поскольку этот период наименее изучен по целому ряду причин.

Однако есть один миф, связанный с Великой Отечественной войной в целом. Он звучит так «Восточный фронт был второстепенным театром военных действий, и больший вклад в победу над Германией принадлежит Англии и США».












Верно! Главное – помнить об этом.

Работа по инструктивным карточкам-заданиям; обсуждают в группе,

делают выводы




















- погодный фактор всегда влияет на обе стороны конфликта;

- сильные, ниже -10ºС морозы установились лишь в первых числах декабря – когда началось контрнаступление советских войск под Москвой;

- немецкие генералы умалчивают о полководческих талантах советских военачальников;

- также они умалчивают о ошибках и недочетах при подготовке к войне (была рассчитана на 3-4 месяца);

- поражение немецких войск под Москвой явилось следствием провала тактики блицкрига, не рассчитанной на просторы Восточно-Европейской равнины.

(могут высказываться иные мнения).



















- так называемое «большевистское» правительство олицетворяло именно руководство России в тот исторический период;

- что бы ни заявлялось самим Власовым и его современными почитателями, бойцы РОА прославились, прежде всего, не боевыми действиями на фронте, а карательными операциями в немецком тылу, направленными против мирного населения;

- ничто не может оправдать предательство своей Родины и своего народа.

(могут высказываться иные мнения).














- Это не совсем точно, поскольку в период с начала 1942 и до начала 1943 гг, Красная Армия испытала целый ряд значительных поражений:

- Харьковская операция, операция «Марс»,Керченский десант, разрыв линии фронте на юге России летом 1942 г., и т.д.

- большая часть этих поражений была обусловлена наступившей после поражения немцем под Москвой эйфорией, либо тактическими просчетами, либо недооценкой советским командованием возможностей противника.

(могут высказываться иные мнения).
















- это по определению неправильно, поскольку все документы свидетельствуют о том, что большая часть сил сосредотачивалась немцами именно на Восточном фронте, а также поскольку около 80% безвозвратных военных потерь приходится именно на советско-германский фронт.

- Восточный фронт был наиболее продолжительным, главным театром военных действий.

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции, умение аргументировать свою точку зрения).

поиск и выделение необходимой информации


Подведение итогов, рефлексия

(5 мин)

Учитель подводит итоги урока, подводит учащихся к рефлексии, благодарит за урок.


Итак, сегодня на уроке мы попытались рассмотреть ряд мифов о Великой Отечественной войне.

Как вы думаете, с чем связано существование подобных мифов?


Верно! Чем подобные мифы опасны?



Верно! Как вы знаете, в 1945 году страны-победительницы договорились не только о судьбе послевоенной Германии – союзники договорились о будущем устройстве мира, а также установили целый ряд противовесов и сдерживающих факторов, создали ООН – и все для того, чтобы не допустить повторения этой страшной трагедии. И как вы выясните позже из курса истории, договоренности эти оказались настолько крепкими, что соблюдаются до сих пор; что благодаря им Холодная война не стала «горячей».






Верно! В заключение хотел бы призвать вас не верить на слово никаким подобным мифам, а всегда подвергать их строгому разбору. Ведь человек, отказывающийся от своего собственного мнения – потенциальный кандидат для порабощения.

Спасибо за урок!

Учащиеся делают выводы по уроку




Подобные мифы создаются для принижения роли СССР во Второй Мировой войне, для подрывания престижа и СССР и современной России.



Подобные мифы опасны тем, что вносят разлад в сложившийся миропорядок.
















- соответственно, любая фальсификация событий и Великой Отечественной, и Второй Мировой войн на самом деле угрожает именно этим договоренностям, и миропорядку.

Развивают умение работать в группе, умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Обобщают и систематизируют усвоенные знания

Повторяют и

закрепляют

основные

понятия и

термины.


Домашнее задание – работа с карточками




Согласно воспоминаниям немецких генералов, битва за Москву была выиграна Красной Армией преимущественно, из-за сильных морозов, нанесших огромный урон личному составу вермахта. Более того, в ряде подобных источников утверждается, что Москва была бы взята, если не наступившие морозы.



Очень часто в советской историографии утверждается, что после битвы за Москву у Красной армии не было крупных поражений.

В последнее время многими либерально настроенными историками высказывается попытка оправдать переход генерала Власова на сторону немцев политическими, либо моральными мотивами – что «он боролся не с Россией, а с большевизмом», что «у него не было выбора» и т.д.




Плюсы и минусы фильма «28 панфиловцев»



Много ли художественных преувеличений в фильме «Ярость»?

Многие немцы после войны заявляли, что они ничего не знали ни о Холокосте, ни о существовании концлагерей, ни о зверствах фашистов на оккупированных территориях. Правда это, или ложь?

Многие немцы после войны заявляли, что Гитлер пришел к власти незаконно, не пользовался большой поддержкой у населения и что лишь он и руководство нацистской Германии несут ответственность за все совершенные в период с 1933 по 1945 гг. преступления. Правда это, или ложь?

Почему режиссеры современных российских фильмах о войне боятся любого упоминания советский идеологии?

Почему режиссеры современных российских фильмах о войне боятся любого упоминания роли коммунистической партии и лично Сталина в победе над Германией?

Многие немецкие генералы во всех своих поражениях во Второй Мировой войне винят лишь самого Гитлера. Правы ли они?

Почему союзниками в последние дни Великой Отечественной войны была разработана операция «Немыслимое»? Чего так боялись союзники?

Стоит ли упоминать о вкладе союзников в нашу победу в Великой Отечественной войне?

Почему извечный спор «Тигр против Т-34» изначально лишен логики и смысла?

Могло ли так называемое «чудо-оружие» немцев изменить ход войны, будь оно доведено до ума, либо выпущено в большом количестве?

Почему прекрасно зарекомендовавшая себя в войне с европейскими государствами тактика блицкрига потерпела провал в войне Германии с СССР?

Почему многие советские военачальники считают самой хорошо продуманной и осуществленной боевой операцией СССР в ходе Великой Отечественно и Второй Мировой войн операцию против Квантунской армии в августе-сентябре 1945 года?

Почему точная цифра потерь СССР в Великой Отечественной войне, скорее всего, никогда не будет известна?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!