СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Великая Победа: наследие и наследники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заседание дискуссионного клуба старшеклассников (внеурочное мероприятие на тему Великой Отечественной войны)

Просмотр содержимого документа
««Великая Победа: наследие и наследники»»

Дискуссионный клуб старшеклассников

«Великая Победа: наследие и наследники»

Вступительное слово учителя

В преддверии великого праздника Победы предлагаю вам сегодня обсудить очень важную, на мой взгляд, тему о наследии Великой Отечественной войны в современном российском обществе, а именно, можно ли считать нынешнее поколение молодежи достойными наследниками того поколения победителей, которое выжили и выиграли в той страшной войне?

Я не буду сейчас акцентировать внимание аудитории на подвиге советского народа на фронте и в тылу, я думаю, что спорить с этим фактом никто не будет. Мы попробуем поговорить о нас, что мы сегодня делаем, какие идеи несём, что из себя представляет наш внутренний мир, у поколения россиян, спустя 78 лет.

Если коротко о тех временах. Если попробовать рассмотреть эту проблему с позиции 4-х сфер жизни общества:

  1. Политика: ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что после войны СС был мировым лидером в международных отношениях. У нас была самая большая и самая сильная армия, мы создали свой военно – политический блок из наших стратегических партнеров, мы отстаивали свои международные интересы во всех точках мира. О послевоенных сталинских репрессиях внутри страны не говорим, но верным курсом под руководством партии коммунистов, восстановив разрушенную страну, продолжали в мирной жизни строить социализм.

  2. Если об экономике, то наши дедушки и бабушки ценой неимоверного труда, первыми в мире отменили в 1947 г. продовольственные карточки, восстановили промышленность и с/х, разрушенные города и ж/д.

  3. Духовная сфера – идеалы социализма, вера в правое дело, твердые жизненные принципы, готовность пожертвовать собой во имя Отечества, глубокое чувство патриотизма (кстати, именно в годы войны появляются ордена Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова – несомненно, патриоты, возведенные нашей православной церковью в ранг святых)

Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя

Богатыри, не вы…


Проблема дискуссии:


Мы сегодня избалованные, изнеженные, сытые, с потребительским настроением везде и всегда…. Идеалы и ценности другие… Родину любить сегодня не модно? А смогли бы мы так, как они? Достойны ли мы своих дедов и прадедов? (тему СВО не затрагиваем во вступлении намеренно)


Предлагая вам сегодня всем высказать свое мнение. Для этого можно использовать следующую форму.


Попс – формула:


Да….. Скорее да…. Скорее нет…. Нет….


Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой:

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….

Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двух-четырех предложений и занимать 1-2 минуты.

ПОПС - формулу часто называют МОПС - формулой (Мнение – Объяснение – Пример - Следствие)

Уточняющие вопросы для аудитории:

А как вы считаете?

Вы удовлетворены таким объяснением?

Вы согласны с данной точкой зрения?

Нам очень бы хотелось услышать ваше мнение

Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?

Как вы докажете, что это верно?

Вы говорите, что…? Я так вас понял?

Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста

Так ли это? Вы уверены в том, что говорите?

Этого не может быть…

Это интересная мысль, Коля. Игорь, что ты по этому поводу думаешь?

Это важный вопрос, Оля. Костя, как бы ты на него ответил?

Как ты думаешь, Саша?

Нам нужно послушать других отвечающих. Что ты думаешь по этому поводу. ..



Примерный перечень сопровождающих вопросов:

Память о войне – это наша совесть и ответственность?!

Переписывание истории сегодня – предаём память предков?!

Неонацизм, русофобия – как к этому относиться и что этому противопоставить?!

Юнармейцы, поисковые отряды, Бессмертный полк – это искренне и современно?!

Мы готовы сегодня совершить подвиг? Готовы мы сделать что – то для Родины?!



Подведение итогов обсуждения:

  • Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения;

  • Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;

  • Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.

Примерные выводы…

Не быть обгаженными, вести себя достойно, не пресмыкаться перед Западом!

Героические свершения наших предков – важно передать потомкам.

Война – символ нашей национальной гордости и единства.

За прогресс и процветание Родины!



Заключительное слово учителя

Автор стихотворения Дудин С.В., учитель русского языка и литературы

У памяти глаза большие,
огромные во всё лицо...
Я помню годы фронтовые,
Хоть не был я среди бойцов.
Я помню чёрный сорок первый,
И помню Бреста кровь и ад...
Как умирали, не сдаваясь.
Хоть не был я среди солдат.
Я вспоминаю Сталинграда
Руины грозные и в них
Сержанта Павлова ребята,
Которых нет теперь в живых...
И слёзы матерей я помню
В победный сорок пятый год,
Помню недетские улыбки
Детей-сирот...
И чтоб войны не повторилось,
Сегодня смотрит смерть в лицо,
Встаём вдвоём мы, я и память.
Встаём вдвоём в ряды бойцов!



Достойны ли мы своих отцов и дедов (песня)

«Мы из будущего» (фрагмент фильма)



Методические рекомендации

Типы дискуссий:

Прогрессивная дискуссия

Ее цель – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках. Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:

  1. зарождение идеи (участникам дается время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы);

  2. все предложения выписываются на доске;

  3. обсуждается каждый предложенный вариант;

  4. рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, т.е. осуществляется верификация идей;

  5. руководитель организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное.

Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение.



Займи позицию (Шкала мнений)

Предварительно:

  1. Сформулируйте дискуссионный вопрос, предусматривающий противоположные ответы (например, “Вы за или против смертной казни?”).

  2. Подготовьте “шкалу мнений” - на доске нарисуйте линию (шкалу), на которой напишите варианты ответов, например:

За смертную казнь/ Скорее за / Скорее против / Против смертной казни

При проведении:

  1. Задайте аудитории дискуссионный вопрос и дайте время подумать над ответом.

  2. Попросите отдельных или всех участников подойти к “шкале мнений” и занять позицию – то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.

  3. Объясните правила игры:

  • Надо объяснить, почему вы заняли эту позицию;

  • При ответе можно использовать ПОПС - формулу;

  • Каждый может привести по одному аргументу в защиту своей позиции;

  • В процессе игры можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили;

  • Задайте вопросы по очереди ученикам, занявшим разные позиции: почему вы заняли эту позицию?

  • Спросите также тех, кто поменял позицию, почему?

  • Подведите итоги. Если не все ученики занимали позицию, то попросите их оценить аргументы активных участников. Проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением. Обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.



Организационные методики, используемые в проведении дискуссии

Методика “вопрос-ответ”. Данная методика – это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости к его убеждению.

Методика “лабиринта”. Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Свободноплавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается уже во внутреннем плане. В основе такой процедуры групповой работы лежит “эффект Б.В.Зейгарник”, характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают “домысливать” наедине идеи, которые оказались незавершенными.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!