Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Братский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования
Красноперекопского района Республики Крым
Муниципальный этап республиканского конкурса педагогического
мастерства «Урок нравственности»
«Великая Победа: наследие и наследники»
Работу выполнила
Антоненко Светлана Степановна,
учитель географии и истории,
МБОУ Братский УВК
Тема. Великая Победа: наследие и наследники.
Цель урока: способствовать формированию стремления обучающихся знать историю своего народа, его прошлое и настоящее.
- ознакомить учащихся с фактами Великой Отечественной войны
- знакомство с героем войны, нашим земляком;
- развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности.
- воспитание любви к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом.
Задачи:
Образовательные:
помочь детям усвоить новые понятия «концлагерь», «фашизм»;
Развивающие:
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Регулятивные УУД:
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, презентация, фотография);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение терминов «узник», «концлагерь», «фашизм»;
расширить знания Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, листы с заданием, словари
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока
3. Актуализация знаний.
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый .
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили. Вам нужно сохранить память об этой войне, это наше великое наследие, сохранить и предать ее дальше вашим наследникам.
Ребята, какой будет тема нашего урока? О чем мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся)
Правильно, тема нашего урока «Великая Победа: наследие и наследники»;
Война сопутствует роду людскому с тех пор, как первый пещерный человек впервые решил уничтожить своего соперника. Можно сказать, что история человечества — это история бесконечных войн. За почти сорок столетий человеческой истории уничтожены десятки тысяч племен, королевств и империй, погибли сотни миллионов человек.
Самой масштабной, самой жестокой и кровавой была Вторая мировая война (1939–1945 гг.), которая длилась 2195 дней (6 лет). В ней участвовала 61 страна; общая численность населения этих стран составляла 1 млрд 700 млн человек, т. е. 80% всего населения мира.
Эта Победа была бы невозможна без участия во Второй мировой войне Советского Союза — его народа, его армии, его полководцев.
Плечом к плечу с другими доблестно сражались на фронтах и наши земляки. Нет семьи в России, которая бы не потеряла родного и близкого на этой войне. Из смелых и мужественных поступков наших дедов и прадедов складывалась одна большая Победа – победа над фашизмом. Победители уходят, многие уже никогда не будут отмечать 9 мая, но они оставляют нам этот праздник в наследство, в надежде, что мы будем помнить и чтить.
Да, сегодня я постараюсь для каждого из вас открыть что-то новое, а вы узнать что-то новое для себя, о героях, подвигах простых людей, которые не на полях сражений, но все же ковали свою Победу.
Первичное усвоение новых знаний.
Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас. Когда мы вспоминаем о ВОВ, на сердце возникает ощущение горечи и страдания.
1418 дней и ночей войны, 30 миллионов людей, не доживших до победы, тысячи сожжённых городов и деревень. Даже спустя 75 лет эта боль не утихает.
Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.
Начиная с 1933 года в фашистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других якобы "неполноценных" народов.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.
Сейчас, вы услышали новые для себя слова «фашистской» и «концлагерь». Давайте обратимся к словарю и узнаем их значение.
Работа со словарем инностранных слов. Найти в словаре значение новых терминов.
Концентрацио́нный ла́герь (концла́герь) — центр массового, силового заключения и содержания граждан различных стран. Фабрика смерти.
Фаши́зм - итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение.
Записали значение этих слов в тетрадь.
Я хочу рассказать вам о нашем земляке, односельчанине который прошел все ужасы концлагерей, но выжил и вернулся домой. Вернулся для того, что бы восстанавливать свою Родину от последствий войны. Он жил, работал на территории нашего села Братское. Его зовут Сторчевой Иван Филлипович. Давайте вернемся к презентации и познакомимся с ним.
Сторчевой Иван Филиппович родился 20.04.1924 г. в с. Орловец, Городищенского района, Киевской области, в многодетной семье, состоящей из 10 детей. Одна из сестер прадедушки проживала в с. Чаплинка, и когда в 1933 году во время голодомора умерли родители, она забрала его на воспитание. Его жизнь была тяжела, что такое голод он знал не понаслышке. К сожалению, не все понимают, что пришлось пережить нашим предкам.
Во время Великой Отечественной войны он был угнан фашистами в Германию из с. Чаплинка, Чаплинского района Херсонской области, где проживал со своей сестрой. В августе 1942 года находился в г. Хайльбронн, где работал у хозяина Бельц на ферме, электросварщиком. В мае 1943 года был отправлен на строительство гидро-теплоэлектростанции в Польшу – Освенцим. Затем совершил побег, но был пойман Гестапо, арестован, и отправлен в концлагерь Освенцим, где и находился до января 1944 года. В январе 1944 г. отправлен в концлагерь Маутхаузен, где числился по № 42489.
Этот номер был выбит у него на руке Так фашисты поступали со всеми, кто находился в концентрационных лагерях.
В Маутхаузене находился на карантине 2 недели. С марта по июнь 1944 года работал на авиационном заводе автогенсварщиком в Швехате. В июне 1944 года отправлен на работу в Медлинг так же на авиационный завод, где работал по апрель 1945 г. В апреле его опять перевезли в концлагерь Маутхаузен, где и был освобожден американцами 5 мая 1945 года. 15 мая 1945 г. был призван в ряды Советской Армии в г. Кремз, в 1947 г. демобилизован из 86 строительного батальона, в звании «рядовой», «стрелок» .
Что пережил этот человекв застенках концлагерей… Очень часто, вечерами, со слезами на глазах он вспоминал о тех кровавых преступлениях нацистов. Основной задачей немецких концлагерей было физическое уничтожение узников, после использования их рабского труда. Признанных нетрудоспособными умерщвляли незамедлительно и жестоко. В категорию «смертников», в основном, попадали дети, старики, инвалиды, раненые и больные. Часто вспоминая о том времени, Иван Филлипович говорил: «Было очень трудно, но очень хотелось жить!».
Умер Сторчевой Иван Филлипович в 2012 году, в возрасте 88 лет.
Но жизнь продолжается и сегодня мы не должны забывать е тех, кто отдавал свою жизнь, для того, что бы жили мы. Это наше Великое героическое наследие, а вы наследники Победы.
Физкультминутка.
Первичная проверка понимания.
Класс объединяется по группам. (один ряд – одна группа)
Много сложено пословиц о героизме, подвигах. Предлагаю принять участие в игре: завершить пословицы народов России. Перед вами лежат листы с разорванными пословицами, нужно их соединить. Какая группа быстрее справиться с работой.
(проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):
1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)
4) Враг моего народа — мой (враг)
5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)
6) Герой — за Родину (горой)
7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)
8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)
Молодцы, быстро справились с заданием. Сдаем листочки.
Первичное закрепление.
Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны- беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ . День когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью.
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам.
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Игра «да», «нет»
Ребята, на доске начерчена таблица с буквами, сейчас мы поиграем. А в ходе игры определим самое главное слово нашего урока.
Вы будете отвечать на мои вопросы, и если вы согласны со мной, будем ставить «+» возле номера вопроса.
Да | п | и | ю | е | ф | а |
нет | р | о | б | у | д | с |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Мы говорили сегодня на уроке о Великой Отечественной войне?
2. Эта война продолжалась 6 лет?
3. Врагам удалось подчинить нашу Родину?
4. Фашизм – это связка, пучок, объединение?
5. Наше поколение должно забыть эту войну?
6. Вы являетесь наследниками Победы воинов защищавших нашу Родину?
Оценки за урок.
7. Домашнее задание:
Подготовить сообщение о героях своей Родины, национальности, семьи.
8. Рефлексия.
Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"
"Особенно мне понравилось…"
"После урока мне захотелось…"
Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии.
1) Мы войны не хотим, но к войне …………..
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется …………..
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не …………..
4) Враг моего народа — мой ………….
5) Смертью героя пал, а Родину не ……………
6) Герой — за Родину……………..
7) Кто за меч возьмется, тот от меча и …………….
8) Кто за правду горой, тот настоящий ………………
Продал, готовы, герой, погибнет, глупец, победить, враг, горой
1) Мы войны не хотим, но к войне …………..
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется …………..
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не …………..
4) Враг моего народа — мой ………….
5) Смертью героя пал, а Родину не ……………
6) Герой — за Родину……………..
7) Кто за меч возьмется, тот от меча и …………….
8) Кто за правду горой, тот настоящий ………………
Продал, готовы, герой, погибнет, глупец, победить, враг, горой
1) Мы войны не хотим, но к войне …………..
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется …………..
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не …………..
4) Враг моего народа — мой ………….
5) Смертью героя пал, а Родину не ……………
6) Герой — за Родину……………..
7) Кто за меч возьмется, тот от меча и …………….
8) Кто за правду горой, тот настоящий ………………
Продал, готовы, герой, погибнет, глупец, победить, враг, горой
1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)
4) Враг моего народа — мой (враг)
5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)
6) Герой — за Родину (горой)
7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)
8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)
Освенцим–лагерь на территории Польши, на реке Сола. В нем было истреблено свыше 4 млн. человек.
В лагерях Освенцима содержалось постоянно от 180 до 250 тыс заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.
Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с ними справиться. Больные и раненые не получали никакой медицинской помощи и были обречены на вымирание, особенно от эпидемий тифа, дизентерии.
Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны- беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ . День. когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью. (Слайд 53). Об этом нельзя забывать!.
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам.
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Работа с пословицами.
Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю принять участие в игре: завершить пословицы народов России (проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):
1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)
4) Враг моего народа — мой (враг)
5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)
6) Герой — за Родину (горой)
7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)
8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)