СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая цель образования не только знания, но и прежде всего действия.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподование русского языка в условиях обновленного содержания образования при дистанционном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Великая цель образования не только знания, но и прежде всего действия.»

Великая цель образования не только знания, но и прежде всего действия.



Преподавание русского языка

в условиях обновленного содержания образования

при дистанционном обучении.



Перед нами - педагогами государство всегда ставит грандиозные задачи. Внедрение в процесс обучения современных методик и технологий, повышения качества педагогического состава, создание независимой системы подтверждения квалификации, расширение доступности образования для молодежи через механизмы государственно-частного партнерства, повышение функциональной грамотности. Наше государство делает упор на повышение эффективности и качества образования. Это сверхзадача, которую мы обязаны решить, потому что образование – это процесс, от которого зависит будущее нации.

С сентября этого года преподаватели общеобразовательных дисциплин работают по обновленному содержанию образования, если для школ это уже изученная система, то для колледжей это новый вызов. Для нас Управлением образования были организованны курсы по образовательной программе повышения квалификации преподавателей колледжей в рамках обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан.

Обновленное содержание образования – это пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижений учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновленного содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда педагога на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.

Учитель должен уметь:

- формулировать учебные цели для достижения результатов;

-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

-создавать условия для опережающего развития учащихся;

-создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

- оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

Результатами обновленного содержания образования должно стать то, что учебные достижения будут иметь продуктивный характер, а реальный учебный процесс будет характеризоваться активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом учебном занятии. В данных условиях учащийся – субъект своего познания, а преподаватель – организатор познавательной деятельности учащихся. Научить ребят учиться, научить добывать знания самостоятельно является немаловажной задачей.

Образование в современных условиях должно быть более гибким и адаптируемым. Дистанционное обучение заставило в кратчайшие сроки поменять привычные занятия на онлайн-уроки. И перед нами, учителями, встали вопросы:
- А я смогу провести подобный урок?
- Какие методические приемы следует применять на таких уроках, чтобы материал, воспринимаемый учащимися во время урока, надолго оставался в памяти?

- А что думают учащиеся о проведённом уроке?
- После моего урока у студентов появилось желание узнать больше по данной теме?
- Как рационально использовать наглядные и технические средства обучения, электронные образовательные ресурсы и не превратить урок в компьютерную схему?
           Проведение  урока в дистанционном режиме, для любого преподавателя сегодня нет более актуальной проблемы. В условиях пандемии коронавируса  переход на дистанционное обучение стал внезапной необходимостью, заставившей педагогов уйти от привычной классно-урочной системы и начать осваивать дистанционные технологии, инструменты и практики, которые ранее были для них  мало востребованы.

            Одно из условий эффективного дистанционного урока  по русскому языку— это частая смена заданий и много практики. Учащимся сложно воспринимать и усваивать  большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий: просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание.

В преподавании русского языка важно не только давать сведения о русском языке, учить использовать его в разных ситуациях, размышляя над языковыми фактами в их реальном функционировании, сопоставляя их и делая выводы. Еще одной из главных задач преподавания русского языка, является формирование критического мышления, которое позволяет успешно справляться с требованиями информационно насыщенного 21 века. Критическое мышление предполагает опору на здравый смысл, логичность рассуждений и поступков, учет собственной и других точек зрения и на основании этого выдвижение собственных оригинальных идей и поиск возможностей для решения проблемы.

Свои уроки в дистанционном режиме я стараюсь строить в соответствии с технологиями критического мышления - это «Стадия вызова» (мотивация и актуализация), которые помогают учащимся войти в тему урока, - открытие нового – рефлексия. На «Стадии вызова» - использую инфографику, ассоциативный ряд, синквейн, кластер, интеллект-карту, «Дуб предсказаний», слова-ассоциации. При изучении нового материала, использую следующие приемы: «Визитная карточка», диаграмма Венна, работа с «сплошными» и «несплошными» текстами, инсерт, ПОПС-формула, основная и детальная информация, ромашка Блума, «тонкие» и «толстые» вопросы, работа с видео -материалами. На стадии рефлексии использую – прием «Весы», «штрихи», «облако тегов», «колесо знаний», «пресс-релиз». Конечно, все эти приемы в первую очередь направлены на развитие навыков чтения, письма и языковой грамотности.

Наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:

- «живое» общение учителя с учащимися и учащихся между собой возможно только в режиме «Конференция», что негативно сказывается на развитии устной речи;

- утрачивается навык письма - главная составляющая предмета «русский язык»;

- нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;

- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на глаза и опорно-двигательный аппарат;

– использование неотредактированных готовых ответов из сети Интернет;

        Система дистанционного обучения является хорошим подспорьем учителю русского языка, так как содержит различные виды электронных средств обучения, отвечающих специфике предмета «Русский язык»:

- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),

- аудиотексты,

- художественные и учебные видеофильмы,

- цифровые иллюстрации и фотографии,

- видеоуроки,

- видеоинтервью и видеоэкскурсии,

- интерактивные задания,

- флеш-задания,

- электронные контрольные работы и тесты,


Дистанционное обучение заставило под другим углом взглянуть на урок, выявило новые в истории образования проблемы, например, поиск новых инструментов учителя. Но важным, все же остается одно: традиционный урок – это, прежде всего, диалог между учителем и учащимся. И уроки в онлайн режиме, конечно, не смогут заменить живого общения.


Ковальчук Инна Александровна

Преподаватель общеобразовательных дисциплин

КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»