Великие просветители Европы
МОУ Гимназия №4
7 класс
Филимоненкова Наталья Николаевна
Возрождение и гуманизм
Новый взгляд на человека
Рафаэль Санти
Афинская школа
План урока
1. Просветители XVIII века - основные идеи и взгляды.
2. Новые экономические учения капиталистического общества.
3. Значение идей Просвещения.
Цель урока - узнать о великих просветителях Европы, их учениях и главных ценностях.
Задачи урока -
Выяснить:
- какие ценности лежали в основе эпохи Просвещения;
- почему эти идеи окажут сильнейшее влияние на дальнейшее развитие общества.
Эпоха Просвещения
Просвещение - идейное движение XVIII века в странах Европы и Америки, провозглашавшее идеи:
- разум - основа всего существующего;
- прогресс - закон постепенного совершенствования человечества при помощи образования и воспитания;
- необходимость широкого просвещения масс.
Работа с таблицей
Мыслитель
Даты жизни
Основные идеи учения и главные ценности
1. Джон Локк
страна
2. Шарль Монтескьё
3. Вольтер
4. Жан-Жак Руссо
5. Энциклопедисты
6. Адам Смит
Джон Локк (1632-1704)
«Человек рождается, имея право на полную свободу, и он по природе обладает властью охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей…»
Джон Локк
Создание учения о естественных правах:
На жизнь
На свободу
На собственность
Разделение властей
Исполнительная
Законодательная
Шарль Монтескье (1689-1755)
«Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет…
Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной.»
Вольтер (1694-1778)
«…Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный – это деспотизм священников…
Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами…»
Вольтер
Сторонник просвещенной монархии
Справедливый общественный строй связывал со свободой, равенством, собственностью
Борьба против стремления церкви поработить разум человека
«Разрушьте старое здание обмана!»
« Я ненавижу всякую тиранию!»
Жан-Жак Руссо (1712- 1778)
«Если вы, хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих.»
Жан-Жак Руссо
Ограничение размеров частной собственности
Всеобщее избирательное право
Демократическая республика
«Энциклопедия наук, искусств и ремесел»
«…Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать».
Дени Дидро
«Энциклопедия наук, искусств и ремесел»
Идеи:
- Неотчуждаемость прав личности
- Необходимость народного представительства
- Несправедливость существования в обществе привилегированных сословий
- Объявили борьбу католической церкви
Адам Смит (1732-1790)
«…Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей.»
Адам Смит
Свободный обмен товарами
Свободная конкуренция
Свобода торговли землей
Главный источник богатства не деньги, а труд
Значение идей просвещения
Критика:
- церкви,
- старинных традиций,
- абсолютной монархии,
- феодальной собственности.
- Распространение идей общественного равенства и личной свободы.
- Провозглашение культуры разума
- Широкое распространение знаний
Особенности идеологии просветителей
А) Олицетворяли феодальный общественный порядок;
Б) идеал государственной власти – конституционная монархия или республика;
В) считали церковь главной своей опорой, а религию - непременным атрибутом государства;
Г) выдвинули лозунг «Все смертные равны»;
Д) видели в народе рабочую силу для удовлетворения своих нужд и потребностей;
Е) науку и искусство использовали как средства для утверждения своих идей;
Ж) предлагали оставить неприкосновенной феодальную собственность, сохранить все феодальные повинности;
З) верили в силу и способность народа изменить существующий мир;
И) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности;
К) объявили войну церкви и провозгласили культ разума
Домашнее задание
§ 20; заполнить таблицу, Вопросы после параграфа 1,3,5.
Работа с документом на стр. 193.