СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие просветители Европы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему Великие просветители Европы

Просмотр содержимого документа
«Великие просветители Европы»

Великие просветители Европы



Цель урока: выявить основные идеи просветителей, определить их роль в истории развития человечества.

Задачи урока:

  1. На основе работы с текстом учебника и историческим источником выяснить основные идеи просветителей и их общественное значение.

  2. На основе анализа полученной информации заполнить таблицу, развивать умения анализировать, обобщать, высказывать и объяснять свою точку зрения

  3. В ходе обсуждения определить значение философских взглядов как для 18 века ,так и для нашего времени. Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к знаниям, уважения к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества, а также уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее.


Планируемые результаты

  1. Личностный результат – сформировать у учащихся ценностное отношение к знаниям и уважение к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества; формировать положительную мотивацию к обучению; создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

  2. Метапредметный результат – организовывать и регулировать свою деятельность по подготовке выступления, доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную, выделять главное и систематизировать выделенное, заполнять таблицу, сотрудничать с соучастниками и работать в группе.

  3. Предметный результат – знать основные идеи эпохи Просвещения, раскрывать значение важнейших понятий урока, усвоить смысл высказывания: «Источником власти является народ»

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные - формирование доказательного и обоснованного мнения, выработка личностного отношения к культурному наследию

Регулятивные – планируют свою деятельность по подготовке выступления; работают с дополнительными источниками информации; доказывают свою точку зрения и выслушивают альтернативную; актуализируют ранее изученное содержание( знание о гуманизме); выделяют главное и систематизируют выделенное, заполняя таблицу в тетради.

Познавательные- характеризуют предпосылки просвещения, раскрывают значение понятий урока; объясняют основные идеи просветителей и их общественное значение.

Коммуникативные- участвуют в коллективном обсуждении проблемных вопросов, сотрудничают в группе по поводу поиска и сбора информации.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: конференция малых групп

Методы обучения: частично- поисковый

Основные понятия и термины: эпоха Просвещения, права человека, просвещенный абсолютизм, разделение властей.

Оборудование: Учебник, § 1 А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина Всеобщая история. История нового времени 1500 – 1800, М. «Просвещение» 2013; компьютер, проектор, презентация , Иллюстрации: портреты деятелей Просвещения ;

Структура и ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Орг.момент

Цель этапа:

Психологический настрой на урок.

Концентрация внимания учащихся посредством беседы, проверка подготовки учеников к уроку

Приветствуют учителя

1 мин

2

Подготовка к основному этапу занятия

Цель этапа:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений























































-Ребята, давайте проведем небольшую разминку и вспомним понятия, которые пригодятся нам на уроке.

- гуманизм

- абсолютизм

- Возрождение

- мировоззрение

- монархия

-Реформация (Слайд №1)


- как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произош­ли в XV—XVI вв.?


- подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения?


-Верно, для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на выс­шее, творчески одаренное существо. В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспита­ние.


В Новое время психологию и мировоззрение людей меняло еще одно явление – это Просвещение. 18 век вошел в историю как Эпоха Просвещения.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой главы, которая называется «Эпоха просвещения. Время преобразований» и тема нашего урока «Великие просветители Европы»(Слайд №2)

Какое понятие вам здесь не знакомо?



-Какие ассоциации у вас возникают с этим понятием?





- какова цель нашего урока?


Цель и задачи урока выводятся на на доску(Слайд №3)




Дают определения.










Предполагаемый ответ-человек стал думать не только о загробном мире. Но и о земной . мирской жизни.


Предполагаемый ответ- люди стали высоко ценить образование , самого человека.





































Предполагаемый ответ- просвещение, просветители




Предполагаемый ответ- знания, разум, образовывать, распространять знания. т.д.




Предполагаемый ответ- узнать ,


какие идеи распространяли просветители и почему их называют великими.





5 мин

3

Изучение нового материала.

Цель этапа:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Эпоха Просвещения – это историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение , основанное на убеждении в решающей роли человеческого разума. Хронологические рамки этой эпох к 17в- н 19 в

План урока

1. «Эпоха просвещение» и ее главные идеи.

2. Великие просветители Европы.

- Джон Локк

- Монтескье и теория разделения властей

- Вольтер

- Жан Жак Руссо

- Адам Смит

(Слайд №4)


Проблемное задание: В чем заключается значение идей просветителей для 18 века и для нашего времени? ( Слайд №5)

Деятели Просвещения принадлежали к различным слоям общества: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служашие, представители торгово –промышленных кругов, многие – к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве. Всех их объединяли общие цели и идеалы.

  1. Работа с учебником. Задание- прочесть п 1 и выделить главные идеи Эпохи Просвещения . ( индивидуальная работа)


Давайте посмотрим на доску и проверим все ли идеи мы выделили (Слайд №6)






  1. Знакомство с великими просветителями. ( работа в группах)

А сейчас мы познакомимся с основными идеями и главными ценностями некоторых просветителей. Кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?

Суть нашей работы в следующим: каждая группа должна будет изучить идеи одного из просветителей и заполнить на доске соответствующую колонку таблицы. Некоторым из вас было дано опережающее задание- подготовить небольшие биографические сообщения о жизни и деятельности представителей Эпохи Просвещения. Свое выступление вы должны начать именно с этого.



На доске-портреты Дж.Локк и Ш.Монтескье ( слайд№7)




-Что общего было во взглядах Дж.Локк и Ш.Монтескье ?

- Почему Дж.Локк и Ш.Монтескье утверждали необходимость разделения властей?


На доске портрет Вольтера ( Слайд №8)

-Что из учения Вольтера актуально и сегодня?





На доске портрет Ж-Ж. Руссо( Слайд №9)


-Какие идеи Ж-Ж. Руссо актуальны и сегодня?



На доске портрет Адама Смита( Слайд №10)



-С какими положениями Адама Смита вы согласны, а какие вызывают у вас сомнение и почему?




Вывод:

Как видим, этих разных людей объединяла способность критически мыслить по поводу существующих порядков. Они затронули все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, общественные отношения. Считая феодальные порядки неразумными, эти вольнодумцы посчитали необходимым заменить их «разумными», основанными на естественных правах человека: свободе, равенстве, собственности. Просветители исходили из того, что в первую очередь просвещение и воспитание может привести к изменению существующих порядков. Многие деятели эпохи просвещения возлагали свои надежды на просвещенного монарха. Который был бы в состоянии реализовать их идеи на практике. Прекрасными примерами в этом смысле является переписка Вольтера и Дидро с Екатериной II, дружба Вольтера с прусским королем Фридрихом II.



Делают записи в тетрадях.



















































Предполагаемый ответ:

  • Равенство всех перед законом

  • Неприкосновенность собственности

  • Невмешательство церкви в светскую жизнь

  • Свобода печати

  • Справедливые налоги

  • Поддержка науки и техники








Ребята презентуют свою работу

См. Приложение №1
































Выступление 1 группы- Дж.Локк

Вытупление 2 группы – Ш.Монтескье



Дают ответы: высказывают, объясняют свою точку зрения, записывают в тетради






Выступление 3 групп- Вольтер


Отвечают на поставленный вопрос.



Выступление 4 группы- Жан-Жак Руссо.


Отвечают на поставленный вопрос.



Выступление 5 группы- Адам Смит.



Дают ответы: высказывают, объясняют свою точку зрения, записывают в тетради



25 мин

4

Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа:

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

В чем заключается значение идей просветителей для 18 века и для нашего времени?





Как вы понимаете высказывание:

Источником власти является народ

А в нашем обществе кто является источником власти?


Выполняют проблемное задание ( письменно на листочках) . Проверяют в парах правильность выполнения задания, исправляют, дополняют записи.


Отвечают на вопрос.




Формулируют ответ, приводят аргументы в защиту своей точки зрения

5 мин

5

Контроль и самопроверка знаний

Цель этапа:

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции



Выполняют задание №3 из рабочей тетради


См.Приложение №2

5 мин

6













































Подведение итогов занятия

Цель этапа:

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
































Учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок.

Ученикам предлагается письменно закончить следующие предложения.( Слайд №11)

Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Особенно мне понравилось»

"Я научился…" и т.п.






Индивидуальная работа


Ответы детей


3 мин


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа:

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Предлагается записать домашнее задание к уроку.

П. 20, откорректировать таблицу .

Задание на выбор:

-работа с историческим источником с. 193 (письменно в тетрадях) .

-выполнение задания №4 в рабочей тетради

-сочинение –размышление по поводу исторического факта: во время революции прах Вольтера было решено перенести из аббатства Сельвер в Пантеон. На катафалке, перевозившем ,было начертано: «Он подготовил нас к революции». Какой смысл вкладывали в них французские революционеры? ( Слайд №12)

Записывают в дневники .

1 мин





Приложение №1

Идеи французских просветителей

Просветители

Основные идеи учения

Вольтер (Фран­суа Мари Аруэ,1694—1778)

Абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеал об­щественного устройства — про­свещенная монархия во главе с королем-философом. 
Реформы, которые проводит ко­ролевская власть,— вот путь к «царству разума», к общест­ву, где будут господствовать свобода, равенство и собствен­ность. 
Необходимость уничтожения религиозного фанатизма и суе­верий. Отрицательное отношение к церкви сочеталось с уве­ренностью в необходимости религии как средства для влияния на простонародье. Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей

Шарль Луи Монтескье(1689—1755)

Противник деспотизма, защит­ник свободы. Свобода — пра­во делать то, что дозволено за­коном. 
Разработал учение о разделе­нии властей и трех ветвях вла­сти: исполнительной, законода­тельной и судебной. 
Отрицание абсолютной монар­хии как формы правления и за­мена ее монархией конституци­онной (по образцу английской). Осуждение беспощадной нало­говой системы, разоряющей на­род. Защита неприкосновенно­сти частной собственности и личной свободы граждан

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

Источник неравенства и всех бедствий в обществе — част­ная собственность. 
Народ — источник власти. Иде­ал общественного устройст­ва — демократическая респуб­лика мелких собственников. Необходимость уравнять край­ности богатства и бедности

Энциклопедисты

Издание включало статьи, пропагандирующие новые полити­ческие идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существова­ния в обществе привилегиро­ванных сословий, равенство всех перед законом. 
Подвергали критике абсолют­ную монархию и призывали к ее отмене, обличали королев­ский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крес­тьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли

Адам Смит (1723—1790)

Считал, что только рыночное хозяйство может сделать чело­века свободным и независимым. Люди вырабатывают в себе чув­ство справедливости, находясь друг с другом в отношениях про­изводителя и потребителя. 
Главным мотивом в деятельно­сти человека является личный интерес, но, действуя в своих интересах, человек служит и об­ществу. 
Для пользы государства «нуж­ны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении». Большую роль в развитии об­щества играет конкуренция. Главным источником народного благосостояния является труд

Жак Тюрго (1727—1781)

Считал необходимыми экономи­ческие реформы, проведение которых разрушит старую тра­диционную экономическую сис­тему. 
Выступал за полную свободу конкуренции, ничем не ограни­ченную свободу хозяйственной жизни. 
Выступал за свободную торгов­лю хлебом и мукой, за упразд­нение средневековых ремеслен­ных цехов и купеческих гильдий, за реформу налогообложения







Приложение №2



Задание № 3 из рабочей тетради.

В приведенном перечне отметьте слова и словосочетания, которые отражают особенности идеологии просветителей.

а) олицетворяли феодальный общественный порядок; б) идеал государственной власти — конституционная монархия или республика; в) верили в силу и способность народа изменить существующий мирг) олицетворяли капиталистический общественный порядок; д) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности»; е) видели в народе рабочую силу для удовлетворения своих нужд и потребностей; ж) носителями идеологии являлись буржуазия, новое дворянство, горожане, лавочники, крестьяне, ремесленники, торговцы; з) предлагали оставить неприкосновенной сеньориальную собственность, сохранить все феодальные повинности; и) идеалом государственного устройства выступает абсолютная монархия; к) науку и искусство использовали как средства утверждения своих идей; л) считали церковь главной своей опорой, а религию непременным атрибутом государства; м) выступали за ограничение, отмену сеньориальных повинностей; н) ценили в человеке исполнительность, богобоязненность, терпение, знатное происхождение; о) выдвинули лозунг «Все смертные равны»п) объявили войну церкви и провозгласили культ разума, которым хотели заменить веру в Бога.

   Примечание. Пункт «Г» подчеркнут потому, что почти все просветители выступали за право на собственность, и только Руссо выступал против частной собственности. Пункт «И» не подчеркнут потому, что за абсолютизм, пусть и «просвещенный» выступал только Вольтер, тогда как остальные за конституционную монархию или республику.































Директор МКОУ « СОШ №1»

«_____» ________________ 2014 г. __________________ Осипьянц Н.Н

Ознакомлена«_____»_________________ 2014г. _________________ Боссерт М.А