2 | Подготовка к основному этапу занятия Цель этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | -Ребята, давайте проведем небольшую разминку и вспомним понятия, которые пригодятся нам на уроке. - гуманизм - абсолютизм - Возрождение - мировоззрение - монархия -Реформация (Слайд №1) - как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в XV—XVI вв.? - подумайте, что составляет основные черты гуманистического мировоззрения? -Верно, для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо. В стремлении усовершенствовать человеческое общество гуманисты возлагали большие надежды на образование и воспитание. В Новое время психологию и мировоззрение людей меняло еще одно явление – это Просвещение. 18 век вошел в историю как Эпоха Просвещения. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению новой главы, которая называется «Эпоха просвещения. Время преобразований» и тема нашего урока «Великие просветители Европы»(Слайд №2) Какое понятие вам здесь не знакомо? -Какие ассоциации у вас возникают с этим понятием? - какова цель нашего урока? Цель и задачи урока выводятся на на доску(Слайд №3) | Дают определения. Предполагаемый ответ-человек стал думать не только о загробном мире. Но и о земной . мирской жизни. Предполагаемый ответ- люди стали высоко ценить образование , самого человека. Предполагаемый ответ- просвещение, просветители Предполагаемый ответ- знания, разум, образовывать, распространять знания. т.д. Предполагаемый ответ- узнать , какие идеи распространяли просветители и почему их называют великими. | 5 мин |
3 | Изучение нового материала. Цель этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Эпоха Просвещения – это историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение , основанное на убеждении в решающей роли человеческого разума. Хронологические рамки этой эпох к 17в- н 19 в План урока 1. «Эпоха просвещение» и ее главные идеи. 2. Великие просветители Европы. - Джон Локк - Монтескье и теория разделения властей - Вольтер - Жан Жак Руссо - Адам Смит (Слайд №4) Проблемное задание: В чем заключается значение идей просветителей для 18 века и для нашего времени? ( Слайд №5) Деятели Просвещения принадлежали к различным слоям общества: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служашие, представители торгово –промышленных кругов, многие – к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве. Всех их объединяли общие цели и идеалы. Работа с учебником. Задание- прочесть п 1 и выделить главные идеи Эпохи Просвещения . ( индивидуальная работа) Давайте посмотрим на доску и проверим все ли идеи мы выделили (Слайд №6) Знакомство с великими просветителями. ( работа в группах) А сейчас мы познакомимся с основными идеями и главными ценностями некоторых просветителей. Кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали? Суть нашей работы в следующим: каждая группа должна будет изучить идеи одного из просветителей и заполнить на доске соответствующую колонку таблицы. Некоторым из вас было дано опережающее задание- подготовить небольшие биографические сообщения о жизни и деятельности представителей Эпохи Просвещения. Свое выступление вы должны начать именно с этого. На доске-портреты Дж.Локк и Ш.Монтескье ( слайд№7) -Что общего было во взглядах Дж.Локк и Ш.Монтескье ? - Почему Дж.Локк и Ш.Монтескье утверждали необходимость разделения властей? На доске портрет Вольтера ( Слайд №8) -Что из учения Вольтера актуально и сегодня? На доске портрет Ж-Ж. Руссо( Слайд №9) -Какие идеи Ж-Ж. Руссо актуальны и сегодня? На доске портрет Адама Смита( Слайд №10) -С какими положениями Адама Смита вы согласны, а какие вызывают у вас сомнение и почему? Вывод: Как видим, этих разных людей объединяла способность критически мыслить по поводу существующих порядков. Они затронули все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, общественные отношения. Считая феодальные порядки неразумными, эти вольнодумцы посчитали необходимым заменить их «разумными», основанными на естественных правах человека: свободе, равенстве, собственности. Просветители исходили из того, что в первую очередь просвещение и воспитание может привести к изменению существующих порядков. Многие деятели эпохи просвещения возлагали свои надежды на просвещенного монарха. Который был бы в состоянии реализовать их идеи на практике. Прекрасными примерами в этом смысле является переписка Вольтера и Дидро с Екатериной II, дружба Вольтера с прусским королем Фридрихом II. | Делают записи в тетрадях. Предполагаемый ответ: Равенство всех перед законом Неприкосновенность собственности Невмешательство церкви в светскую жизнь Свобода печати Справедливые налоги Поддержка науки и техники Ребята презентуют свою работу См. Приложение №1 Выступление 1 группы- Дж.Локк Вытупление 2 группы – Ш.Монтескье Дают ответы: высказывают, объясняют свою точку зрения, записывают в тетради Выступление 3 групп- Вольтер Отвечают на поставленный вопрос. Выступление 4 группы- Жан-Жак Руссо. Отвечают на поставленный вопрос. Выступление 5 группы- Адам Смит. Дают ответы: высказывают, объясняют свою точку зрения, записывают в тетради | 25 мин |
4 | Обобщение и систематизация знаний Цель этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | В чем заключается значение идей просветителей для 18 века и для нашего времени? Как вы понимаете высказывание: Источником власти является народ А в нашем обществе кто является источником власти? | Выполняют проблемное задание ( письменно на листочках) . Проверяют в парах правильность выполнения задания, исправляют, дополняют записи. Отвечают на вопрос. Формулируют ответ, приводят аргументы в защиту своей точки зрения | 5 мин |
6 | Подведение итогов занятия Цель этапа: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок. Ученикам предлагается письменно закончить следующие предложения.( Слайд №11) Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Особенно мне понравилось» "Я научился…" и т.п. | Индивидуальная работа Ответы детей | 3 мин |
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Предлагается записать домашнее задание к уроку. П. 20, откорректировать таблицу . Задание на выбор: -работа с историческим источником с. 193 (письменно в тетрадях) . -выполнение задания №4 в рабочей тетради -сочинение –размышление по поводу исторического факта: во время революции прах Вольтера было решено перенести из аббатства Сельвер в Пантеон. На катафалке, перевозившем ,было начертано: «Он подготовил нас к революции». Какой смысл вкладывали в них французские революционеры? ( Слайд №12) | Записывают в дневники . | 1 мин |