Тема урока | Великий круговорот жизни |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока | Создание условий для формирования у учащихся знаний о круговороте жизни на Земле. |
Задачи | Развитие творческого мышления, внимания, памяти; Формирование бережного отношения к природе. Формировать представление о взаимосвязи всего живого на Земле; |
Планируемые образовательные результаты(предметные) | сформировать первоначальное представление о круговороте жизни в природе; |
Личностные результаты | формирование устойчивой положительной самооценки; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса; формирование вырабатывать навыки работы в группе. |
Универсальные учебные действия(метапредметные) | Познавательные: -развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся; -развивать познавательную активность, положительной мотивации к предмету с помощью игровых моментов и творческих заданий; развивать умение объективно оценивать свои знания Регулятивные: -закрепить знания о взаимосвязи между живой и неживой природой; -познакомить учащихся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»; -обучать составлению схем, умению сравнивать, классифицировать, обобщать и формулировать самостоятельно выводы, переносить знания и умения в новую ситуацию. Коммуникативные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в высказывания, читать тексты вслух и про себя, выполнять различные роли в группе, сотрудничать. |
Основные понятия | Круговорот жизни, Организмы производители, потребители, разрушители |
Межпредметные связи | |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Учебник: Окружающий мир 3 класс 1 Ч. Плешаков А.А. Компьютер, видео фрагмент мультфильма «Король Лев», индивидуальные карточки с самостоятельной работой, картинки круговорота жизни, персонажей героев мультфильма. |
Организация пространства | Групповая, индивидуальная |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Марина Андреевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Давайте проверим ваши рабочие места, все ли лежит на парте? Книга, тетрадь, ручка, карандаш. | Здравствуйте! Садятся на свои рабочие места. Да, давайте! Все готово. |
2.Актуализация знаний. | А сейчас давайте проверим, что вы изучали на прошлом уроке? Правильно! А кто мне может сказать из каких частей состоит гриб? Молодцы! Ребята давайте вспомним -Какая бывает природа? -Что относится к неживой природе? - Что относится к живой природе? - В чём отличие живой природы от неживой? | Какие бывают грибы, их строение. Шляпка, ножка, грибница. Живая и неживая Вода, воздух, солнце, камни Животные, растения, грибы, микроорганизмы Живые существа дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают. |
3. Выявление места и причины затруднения | На презентации изображения героев сказки «Король Лев» (слайд1) –Посмотрите на этих героев из сказки. Вы их узнали? – Верно, это герои сказки «Король Лев» Муфаса и Симба. – Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну. Сейчас мы это услышим. Будьте внимательны, тему урока вы услышите в мультфильме (Просмотр видео отрывок из мульфильма) | Да! Дети просматривают фрагмент мультфильма. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | О каком процессе говорится в мультфильме? Назовите тему урока? Сформулируйте цель урока, продолжив предложение: цель урока – узнать, что… | В мультфильме говорится о круговороте жизни. Тема урока: круговорот жизни. Цель: узнать, что такое круговорот жизни. |
5.Реализация построенного проекта | Сейчас подробнее разберемся в великом круговороте жизни. Обратите внимание слайд , вы видите схему круговорота жизни (слайд2) В науке каждое звено организмов, участвующие в великом круговороте жизни, имеют своё название, термин. Как называется каждая группа, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на стр. 118-119. Какие 3 группы организмов составляют основу круговорота жизни? | Дети по цепочке читают текст. Организмы производители – это растения, потребители – это травоядные и хищники, разрушители – это грибы и бактерии. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Индивидуальные карточки (приложение 1) | Дети решают карточки |
| Физкультминутка – Встаньте, ребята. Поиграем в игру. Я буду называть грибы. Если гриб съедобный, то вы приседаете за ним и мысленно кладёте его в корзину. Если гриб несъедобный – машете руками. (Опёнок осенний, желчный гриб, подберёзовик, ложноопёнок, маслёнок, бледная поганка, рыжик, волнушка розовая, мухомор, сыроежка). | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону | Сейчас работаем в группах. Каждая группа составляет рассказ об организмах, участвующих в великом круговороте жизни: 1 группа – организмы-производители; 2 группа организмы потребители; 3 группа – организмы-разрушители, Выбирая характеристики каждой группы из перечня характеристик. На данную работу вам отводится 5 минут. Как вы думаете, какой элемент неживой природы играет огромную роль в круговороте жизни? Почему? | Дети составляют рассказы, а затем защищают их. 1. Производители – это растения. Они производят сахар и крахмал из углекислого газа, воды и солей под воздействием энергии солнца. 2. Потребители – это травоядные и хищные животные, которые потребляют вещества, которые производят организмы – производители. 3. Разрушители – это грибы и бактерии, которые разрушают останки живых существ после их смерти, превращая их в перегной, а затем и в соли. Это почва, т.к. в ней останки животных и растений превращаются в перегной, затем в соли. Солями питаются растения, растениями питаются животные, которые умирая, разрушаются грибами и бактериями. Затем превращаются снова в перегной, соли и снова все идёт по кругу. |
8.Включение в систему знаний и повторений | Итак, ребята теперь давайте повторим что вы усвоили за урок. 1. Кто является организмами – производителями? 2. Кто относится к организмам – разрушителям? 3. Кто относится к организмам – потребителям? 4. Какое звено в круговороте жизни наиболее важно? 5. Какую роль в круговороте жизни играют растения? 6. Какую роль в круговороте жизни играют грибы и бактерии? 7. Какую роль в круговороте жизни играют животные? 8. Какие живые существа являются разрушителями? 9. Кто контролирует численность растительноядных животных? | Растения Грибы и бактерии Животные Все одинаково важны Производят питательные вещества Разрушают останки мёртвых растений и животных грибы Хищники |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | – Ребята, сделаем вывод. Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. – Что же надо делать для того, чтобы не нарушился круговорот жизни? – Верно, ведь мы с вами тоже являемся частью природы и для жизни нам нужен свежий воздух, чистая вода, свет солнца. Природа радует нас своей красотой. Так давайте же будем природе другом! -На парте у вас лежат смайлики 3-х цветов. Красны, зеленый и Желтый. Оцените свою работу. Если вы считаете, что справились отлично поднимите Зеленый смайлик, хорошо – желтый, плохо красный. | Надо беречь и охранять природу, сажать деревья, заботиться о животных. |
1.Продолжите предложения.