СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Великий педагог и детский писатель"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Великий педагог и детский писатель"»

Константин Дмитриевич Ушинский – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, «учитель русских учителей», родился в Туле в дворянской семье. Начальное образование получил дома, затем учился в гимназии. После окончания университета был назначен исполняющим обязанности профессора кафедры энциклопедии законоведения в Ярославском Демидовском юридическом лицее.

Уже в это время молодой ученый стал задумываться о том, какими методами лучше учить простой народ грамоте. Но его демократические взгляды не разделяло руководство лицея, и молодой педагог был уволен. Вскоре он получил место преподавателя русской словесности и географии в Гатчинском сиротском интернате. Именно с этого момента началась яркая преобразовательская деятельность К.Д. Ушинского в педагогике [1]. 

Главной задачей воспитания Ушинский считал формирование личности и подготовку человека к самостоятельной жизни. Он понимал, что учить надо так, чтобы у человека появилось желание самостоятельно приобретать новые знания (а именно это одно из требований ФГОС). 

Литературная деятельность К.Д. Ушинского - одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. Этому серьезному труду было осознанно отдано им не только время кропотливой творческой работы по созданию специальных детских книг для первоначального чтения, но и многие годы сотрудничества в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Журнале Министерства народного просвещения», «Народная школа», в газетах «Голос» и «Санкт-Петербургские ведомости» [3]. В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.

Родной язык, считал учёный-педагог, — это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.

Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. — «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.

Большинство литературных произведений Ушинского опубликовано в его книге «Родное слово» - своеобразной детской энциклопедии, рассчитанной на первоначальное обучение ребенка, главным образом деревенского. Короткие рассказы Ушинского для детей отличаются мастерством популяризации, умелым использованием фольклорных традиций; немногословная нравоучительность достигается в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли [4]. Они были доступны детскому сознанию. Оставаясь верным принципам реалистической педагогики Коменского и Песталоцци, Ушинский пишет впервые в России книги для детей на материале, доступном детскому пониманию.

Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, они будят в человеке добрые чувства — благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива [2].

Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно [2].

Но не так много времени отводится в современном образовании рассказам и сказкам К.Д. Ушинского. Так, при обучении чтению и работе с «Азбукой», т.е. в 1 классе дети знакомятся с такими произведениями, как «Наше Отечество», «Лёд тронулся», сказки «Гусь и Журавль», «Жалобы зайки», «Ветер и Солнце», «Ворона и рак» [4].

Во 2 и 3 классах в рамках предмета «Литературное чтение» ни рассказов, ни сказок К.Д. Ушинского не читают, а в 4 классе появляется один рассказ "Четыре желания» [4].

В некоторых своих произведениях К. Д. Ушинский пытается подвести детей к самостоятельному умозаключению о том, что не все поступки являются хорошими. Произведения К.Д. Ушинского учат детей добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько плохо зло, предательство, учат ценить окружающих, уважительно к ним относиться. А значит, действительно формируют личность маленького человека.



Список использованных источников

1.     Богуславский М. Ушинский К.Д. (1824-1870) // Вестник образования. – 2014 - № 15 с.70-76.

2.     Воспитательное значение сказок. Код доступа. URL: http://www.detskiysad.ru/audioskazki/znachenie.html. (дата обращения 19.3.2023). – Текст: электронный.

3.     Гоначаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. Код доступа.URL:http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=goncharov_pedagogicheskaya-sistema-ushinskogo_1974 (дата обращения 19.3.2023). – Текст: электронный.

4.     Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М. Просвещение, 1968. – 371 С.