СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великобритания.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Великобритания.»

Дата--------------

География 10 класс

Тема:Великобритания

Цель:

  1. Образовательная: Выявить общие сведения и дать характеристику географических особенностей Великобритании, как высокоразвитого государства, одной из ведущих мировых держав;

2. Развивающая: Продолжить развитие творческих способностей, развитие умения извлекать нужную информацию, уметь анализировать картографические материалы и давать краткую характеристику отраслям специализации..

3. Воспитательная: Способствовать воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения. Продолжить работу по воспитанию интернациональных и толерантных качеств школьника;

Основная задача:

Дать полную характеристику страны, и по итогам урока попробовать

составить информационную карту этой страны.

Оборудование:

Физическая, политическая, комплексная карты Великобритании; презентация.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала. Презентация

  1. Активизация учащихся на урок

- Ребята, давайте посидим тихо и послушаем (слушают, как идут часы).

Что отсчитывают часы? Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока. Улыбнулись друг другу , пожелали мысленно удачи.

- “Гуляя по тенистой роще, египетский жрец беседовал со своим

учеником.“Скажи мне”,- спросил юноша, “Почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов”?

В раздумье жрец начертил посохом перед собой два круга: маленький и

большой. (На доске чертится два круга: маленький и большой).

“Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне кругов -неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.

Сегодня мы с вами будем узнавать новое и, возможно у вас возникнут вопросы. Я думаю мы вместе найдем на них ответы.

Фото гербов И талии и Великобритании

-Ребята, у меня к вам вопрос. –Какие страны мы сегодня будем изучать?

Правильно , Италия и Великобритания.

Давайте вместе определим цель нашего урока. Для чего нам нужно изучать эту тему.

Страны удивительной красоты, с богатой историей и вековыми традициями. Родина многих выдающихся деятелей и всемирно признанный туристический центр. Великобритания -Это королевская семья, самобытная культура и обычаи, древнейшие архитектурные достопримечательности, фамильные замки с привидениями, часовни и соборы, старинные университеты, оживленные города и причудливые деревушки, не изменившиеся на протяжении столетий.

Легенда (прочитать ).

Основание Рима связывалась с легендой о близнецах Ромуле и Реме. Согласно наиболее распространенному рассказу, они были внуками царя города Альба Лонга Нумитора, свергнутого его братом Амулием. Матерью их была дочь Нумитора весталка Рея Сильвия, а отцом сам бог Марс. Отнесенные на погибель к разлившемуся в половодье Тибру, близнецы были найдены и вскормлены зверем Марса волчицей, подобраны и воспитаны пастухом Фаустулом (Фаустул - «счастливец») и его женой Аккой Ларенцией (Аккой Ларенцией - «кормилица ларов»). Когда Ромул и Рем окрепли, они собрали вокруг себя ватагу пастухов и проявили удаль в схватках с разбойниками, а затем, узнав о своем происхождении, восстановили на престоле деда и вернулись туда, где произошло их детство, к холмам в излучине Тибра, и решили там обосноваться. Между братьями возник спор, на каком холме воздвигнуть город и кому быть его основателем. Рем выбрал Авентин, Ромул - Палатин. Двенадцать коршунов, предвестивших будущему городу столько же веков славы, указали на Палатин и на Ромула как основателя города. Во время постройки стены на Палатине Рем, насмехаясь над братом, перепрыгнул через недостроенную стену . Со словами: «Да постигнет такая судьба каждого, кто захочет силой вступить в город» - Ромул убил брата, и город получил имя Рома (Рим).

2. Изучение нового материала

Характеристика любой страны дается согласно плану. И наш первый пункт общие сведения о стране.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ -государство на северо-западе Европы, на Британских островах (крупнейший — о-в Великобритания), северо-восточной части острова Ирландия, о-ве Мэн, о-ве Уайт, Нормандских и др. мелких островах. Отделено от континента проливами Ла-Манш и Па-де-Кале.

Состоит из 4 административно-политических частей (исторических национальных областей): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и особая адм. единица — Большой Лондон), Уэльса (8 графств), Шотландии (12 областей: 9 районов и 3 островные территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Остров Мэн и Нормандские острова — самостоятельные административные единицы.

По территории Великобритания занимает 77 место в мире.

Площадь 244820 км2.

Население 63181 775 человек (2011).

Столица Лондон.

Крупные города и агломерации: Большой Лондон, Бирмингем, Лидс, Глазго, Шеффилд, Брадфорд, Ливерпуль, Эдинбург, Манчестер, Бристоль.

Официальный язык –английский.

Денежная единица-фунт стерлингов.

  • Великобритания — конституционная монархия (но формально конституция отсутствует, существует ряд основных законодательных актов). Глава государства — королева. Законодательная власть осуществляется королевой и двухпалатным парламентом (Палата лордов и Палата общин). Исполнительную власть возглавляет премьер-министр — лидер партии, получившей большинство голосов на выборах в палату общин и формирующей правительство. Дэвид Кэмерон.Великобритания возглавляет Содружество (включающее 53 страны(бывшие её доминионы и колонии)

У Великобритании удивительная история - населенная изначально кельтскими племенами, она прошла путь от отдаленной римской провинции до могущественной Британской империи, сократившись в середине двадцатого века почти до своих первоначальных размеров, не потеряла при этом ни своего влияния на мировой арене, ни уважения мирового сообщества.

  1. НАСЕЛЕНИЕ.

По численности населения Великобритания сопоставима с Францией и Италией, но заметно уступает Германии. Господствующая и наиболее многочисленная группа населения Великобритании - англичане. Около 80% населения — англичане, 15% — шотландцы, валлийцы (уэльсцы), корнуэльцы и ирландцы; ок. 5% населения — иммигранты из стран Содружества. Довольно большую группу (около 500 тыс. человек) в Великобритании составляют евреи, живущие главным образом в Лондоне и других крупных городах.Главным образом, численность населения растет за счёт трудовых иммигрантов из стран, недавно вступивших в Европейский союз, которым после расширения ЕС в мае 2004 года был разрешен свободный въезд для работы на территорию Великобритании. Тем не менее, рождаемость в стране по-прежнему превышает смертность, хотя естественный прирост уже не является главенствующим фактором увеличения численности британцев.

По карте «Народы» определите к какой языковой семье и группе относится население Великобритании.

  • Сельскохозяйственное производство высокоинтенсивно, наполовину обеспечивает потребности страны в продовольствии. В сельском хозяйстве используется (1994) 24,8% территории страны (в т. ч. св. 60% — под пашней, 35% — окультуренные луга), пастбища занимают 45,9%, под лесом 10,4%. Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство. Ей был нанесен существенный урон в конце 1990-х гг. эпидемиями бешенства коров (губчатого энцефалита) и ящура. Ок. 1/3 пашни занято под зерновыми, преим. пшеница и ячмень. Главные земледельческие районы — Восточная и Юго-Восточная Англия.

Великобритания — государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Все районы Великобритании непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами. Во внутренних перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. В Лондоне и Глазго есть метрополитен. В стране насчитывается около 450 гражданских аэропортов – крупнейший из них «Хитроу».

Великобритания – одна из самых экономически развитых стран мира, и в ней находятся крупнейшие мировые финансовые и торговые центры (Лондон, Ливерпуль, Глазго), известные научные центры (Лондон, Оксфорд, Кембридж, Эдинбург) – отсюда большое значение делового и конгрессового туризма. Приезжают туристы и на часто происходящие в Великобритании спортивные матчи, особенно футбольные.

Работа в к/к.

Вывод : Сейчас Великобритания – высокоразвитое государство, одна из ведущих мировых держав. По объёму промышленного производства она занимает пятое место в мире после США, Японии, Германии и Франции. Но это еще не предел. В Британии ведутся добыча полезных ископаемых, разработка новых способов добычи последних. Благодаря тому, что Британия – это островное государство, она и в нынешнее время остается одной из крупнейших морских держав.

Благодаря своему ЭГП, в Великобритании ещё есть варианты развития. Данная страна может только развиваться и улучшать своё положение в мире.

Работа по новой теме самостоятельно с учебником

Италия

Италия находится на юге Европы.

Площадь страны 301302 кв. км.

На севере граничит со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км), на востоке - со Словенией (232 км), на северо-западе - с Францией (488 км).

На востоке омывается Адриатическим морем, на юге - Ионическим и Средиземным морями, на западе - Тирренским, Лигурийским и Средиземным морями. Италии принадлежат также острова Эльба, Сицилия и Сардиния, несколько мелких островов.

Два независимых государства - Сан-Марино и Ватикан - расположены на территории Апеннинского полуострова и полностью окружены Италией.

Более половины территории страны находится на Апеннинском полуострове.

На севере расположены Итальянские Альпы с высочайшей точкой страны - горой Монблан (Монте Бианко, 4807 м). На территории Италии находятся также горы Монте Роса (4634 м) и Монте Червино (4478 м). Апеннины тянутся от Генуэзского залива до Тарантского залива в Калабрии. Они не такие высокие, как Альпы. Высочайшая точка Апеннин - гора Корно (2914 м). Только около трети территории страны занимают равнины. Самая большая из них - Ломбардская (Паданская) равнина - лежит между Альпами и Апеннинами.

Кроме Ломбардской равнины равнинная часть - это побережье Адриатического моря, а также три узкие равнинные полосы вдоль западного побережья: Кампанья-ди-Рома, Понтинские болота и Маремма.

Через Италию протекает большое количество рек, самыми главными среди которых являются По и Адидже, расположенные на севере страны и впадающие в Адриатическое море. Менее крупные реки - Тибр и Арно. В Италии имеется также большое количество озер, самыми крупными являются Гарда, Лаго-Маджоре, Комо и Лугано - на севере и Трасимено, Больсена и Браккиано - на юге.

На острове Сицилия, который отделен от материка узким Мессинским проливом, находится действующий вулкан Этна (3323 м).



Природа,климат,полезные ископаемые(Приложение)

  • Италия находится в пределах лесной зоны умеренного пояса на севере и в субтропическом поясе на юге.

  • Италия — преимущественно горная страна.

  • В северной Италии климат континентальный, в Центральной Италии – морской, на Юге Италии – типичный Средиземноморский климат.

  • Одна из характерных особенностей природы страны – широкое развитие вулканических процессов

  • Полезные ископаемые: Свинцово-цинковые руды (Сардиния, Восточные Альпы), мрамор (в районе Каррары), торф (в Тоскане).

  • Энергетические ресурсы Италии удовлетворяют потребности страны в энергии лишь на 15 %.

  • В Сардинии, Тоскане, Умбрии, Калабрии есть месторождения бурого и низкокачественного каменного угля.

  • Нефть расположена на острове Сицилия, Паданской равнине и на восточном побережье Центральной Италии.

  • Рекреационные ресурсы: Главные районы отдыха и туризма – Альпы, Итальянская Ривьера, Центральная Италия, Сицилия.

Познакомимся с рельефом страны.

Почти по всей территории страны тянутся горы. Какие горы расположены в северной части Италии? (Альпы) Назовите их вершину. (г.Монблан. 4810 м) Давайте вспомним, в зоне какой складчатости эти горы расположены? (альпийской) Процессы происходят в этой зоне-вулканизм и землетрясения. Какие вулканы вам уже знакомы на этой территории? (вулкан Везувий, на острове Сицилия – вулкан Этна) Следующие горы – Апеннины.

Наивысшая точка Апеннин- гора Корно, 2914 м)

Низменность Паданская расположена в долине реки По

Познакомимся с населением страны. (Приложение1)

(Сообщение учащегося) Основное население – итальянцы (94%). Жителей Сардинии называют сарды. Итальянцы принадлежат к романской группе. Официальный язык – итальянский. Большинство населения живёт в городах. Итальянцы очень контактны и общительны, гостеприимны и дружелюбны. Знаменитый оптимизм итальянцев и вера в удачу способствует увлечённости лотереей. Одним из обычаев, содействующих сплочению семей, является вечерняя прогулка, когда люди общаются, гуляя по улицам. Большинство итальянцев имеет пристрастие к хорошей еде, спорту, особенно какому виду? (футболу), автомобильным и велосипедным гонкам. В стране также развиты зимние виды спорта, горный туризм.

Экономика страны. (Приложение2)

Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевкусовая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, пишущих и счётных машин, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Крупное производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий.В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Основные культуры — пшеница, кукуруза, рис (1-е место по сбору в Европе), сахарная свёкла. Италия — один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых, томатов, винограда (свыше 90% перерабатывается в вино), оливок. В Сан-Ремо крупнейший в Европе рынок цветов. Развито птицеводство. Италия — крупнейший район международного туризма (свыше 50 млн. человек в год).

III. Закрепление.

Составление информационной карты страны.(Работа в группах)

IV. Рефлексия

Тиканье наших часов извещает о том, что урок подошел к концу и мне хочется узнать, не зря ли прошел урок. Пожалуйста ,отметьте на карте значками ваше состояние на конец урока.

V. Домашнее задание.

Параграф №39. Составить схему «Структура экономики Великобритании и Италии »





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!