Пояснительная записка
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Одной из острейших проблем современного общества является решение проблем роста злоупотреблений ПАВ, распространение ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к пагубному давлению среды требует пристального внимания, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от вредных зависимостей, вызывающих девиантное поведение. Девиантное поведение в подростковом возрасте – это не столько способ решения проблемы, сколько призыв обратить на себя внимание.
Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека.
Сегодня востребован здоровый человек. Но, к сожалению, на здоровый образ жизни человека «вдохновляют» в основном его болезни, жизненные кризисы. Подростки ищут спасения от внутреннего дискомфорта: тревоги, депрессии, напряженности, одиночества. Без сформированной ответственности за собственное здоровье они не смогут воспринимать идеи здорового образа жизни. Изменить положение вещей может целенаправленная работа, которая проводится в рамках учреждений образования. Именно в школе нужно формировать ценностное отношение к здоровью, моду на здоровье, культ здорового образа жизни.
Проанализировав ситуацию, пришла к выводу: невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей ученика, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, уберечь от необдуманных поступков, приводящих порою к правонарушениям, сохранить и развить природные способности и задатки, способствующие успешному освоению школьной программы. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше .
А в этом нам помогут такие формы работы как –занятия с элементами тренинга.Предлагаемое занятие с элементами тренинга способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания. Подростки, склонные к правонарушениям, как правило, имеют высокий уровень тревожности, полярную самооценку, низкий уровень коммуникативных навыков и проблемы в семье.
Именно на это и направлены тренинговые упражнения: на повышение уровня коммуникативных навыков, на снижение уровня тревожности и на снятие внутреннего напряжения.Упражнения и задания предназначены для проведения занятий среди подростков, склонных к правонарушениям и подростков "группы риска". Также занятие с элементами тренинга можно проводить с целью профилактики.
Цель: способствовать формированию у обучающихся личностного качества «вера в себя»; профилактики воздействия вредных зависимостей.
Задачи:
- создание условий для тренировки уверенного поведения;
- осознание своей уникальности и индивидуальности;
- обучение способам выработки уверенности в себе.
Целевая аудитория: подростки 14-17 лет
Принятие групповых правил:
«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.
«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.
«Я высказывание». Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».
«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.
«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарайтесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы "Ты не прав", а с фразы "Я не понимаю" или "Может, есть другой вариант..."
Ход занятия
1.Вводная часть. Игровой разогрев.
Цель: Обеспечить для каждого ребенка максимально комфортное вхождение в группу, создать особую доверительную атмосферу.
Социальный педагог: Добрый день! Началась новая эра в истории человечества! Нам с вами предстоит быть гражданами третьего тысячелетия. Молодежь — это будущее нашего мира, существующее в настоящем. Чтобы это будущее состоялось, нужно вести здоровый образ жизни. Ведь здоровье — это главная ценность человека в жизни. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Девизом нашего занятия мы взяли народную поговорку «Здоров будешь — все добудешь!».
- Я рада вас приветствовать на нашем занятии! Ребята, я приглашаю вас в круг! Давайте все возьмемся за руки, подарим друг другу теплую улыбку!
Упражнение «Переходящее пожелание».
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.
Социальный педагог:
-Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем по кругу говорить друг другу комплименты или желать что-либо. При этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка!
2.Основная часть.
Социальный педагог:
-Дети ,я приглашаю вас в круг и настроимся на серьезный и доверительный разговор.
( Чтение притчи)
Однажды человек увидел кокон с бабочкой. Он долго наблюдал за ней. Щель в коконе была узкая и бабочка никак не могла выбраться из кокона. Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял нож, разрезал кокон и бабочка легко выбралась наружу. Однако её крылья еще не окрепли и волочились по земле. Эта бабочка так и не смогла летать…
– Почему бабочка не смогла летать?
– Для чего трудности были необходимы бабочке?
– Как вы думаете, помогают ли человеку жизненные трудности, которые он преодолевает в жизни?
Вывод: Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
3. Актуальность проблемы.
Социальный педагог:
Каждый человек время от времени попадает в трудные жизненные ситуации. Трудная жизненная ситуация (ТЖС) — это особенная психологическая ситуация, когда прежняя система отношений человека с окружающим миром или самим собой уже не является эффективной, то есть у человека нет опыта в переживании и преодолении таких ситуаций.
Это ситуации, которые
1) не мелкие, а очень значимые для человека;
2) на преодоление этих ситуаций человек тратит очень много ресурсов (душевных, временных, материальных, физических);
3) человек испытывает сильные эмоциональные переживания, вызванные этой ситуацией.
Все люди разные и демонстрируют разные способы совладания с трудной ситуацией.
Как вы думаете, нужно ли справляться с трудными жизненными ситуациями? ( Ответы детей)
Вывод: Жизнестойкость, внутренние ресурсы. Поэтому сегодня мы попробуем раскрыть в себе наши ресурсы, научиться использовать их при разрешении трудных жизненных ситуаций.
Социальный педагог:
Чтение притчи «Шалаш»
Цель: осознание уровня собственной эффективности преодоления проблем.
В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.
Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.
– Господи, почему это случилось со мной, за что? – рыдал он у тлеющих останков своего жилища.
Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.
– Как вы узнали, что я здесь? – спросил человек у капитана корабля.
– Мы увидели твой дымовой сигнал, – ответил капитан.
Обсуждение:
– Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?
– Что помогло ему вернуться домой?
– Можно ли назвать его счастливым человеком? (Ответы детей)
Вывод: Очень легко упасть духом, когда всё вокруг плохо. Но мы не должны терять веру.
4. Работа по теме занятия.
Упражнение «Трудные жизненные ситуации»
Цель: расширение представлений участников о трудных жизненных ситуациях, представлений о путях выхода из подобных ситуаций, о собственных возможностях и ресурсах.
Работа проводится в микрогруппах, с обсуждением.
Социальный педагог:
– Напишите на листке бумаги 5 трудных жизненных ситуаций, случившихся в вашей жизни недавно. Подумайте и запишите ответы на следующие вопросы:
– Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности?
– Почему вы считаете их трудными?
– В чем вы видите причину трудной жизненной ситуации?
Участники друг за другом называют трудные жизненные ситуации, которые социальный педагог записывает на ватмане. Таким образом, мы получим список трудных жизненных ситуаций, наиболее часто встречающихся.
Вывод: В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищут выход из трудной жизненной ситуации с помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях преодоления трудных жизненных ситуаций.
5. Упражнение «Корзина проблем».
Цель: ознакомление с процессом оценки последствий ситуации, развитие навыков самопомощи в трудной жизненной ситуации.
Каждый участник на листочке бумаги записывает проблему, которая актуальна для него, которую пока он самостоятельно решить не может. Все листочки сворачиваются и кладутся в «корзину проблем» (можно вместо корзины использовать шляпу или коробку). Все проблемы тщательно перемешиваются. Затем друг за другом участники достают по одной проблеме и обсуждают ее уже всей группой, предлагая различные варианты решения. Человек, который написал эту проблему, имеет возможность, не раскрывая себя, рассмотреть различные варианты решения проблемы, предложенные группой.
Обсуждение:
– Воспользуетесь ли вы советом группы для разрешения своей ситуации?
– Подходит ли вам этот вариант?
6. Работа по теме занятия.
Упражнение «Сила слова»
Цель: Развитие уверенности в себе.
Социальный педагог: Напишите на листке бумаги:
Три фразы, которые будут начинаться со слов « Я должен…»
Три фразы, которые будут начинаться со слов « Я не могу…»
Три фразы, которые будут начинаться со слов « Я боюсь…»
Объединиться в пары и прочитать друг другу то, что вы написали. Затем написать эти предложения, заменив словами:
«Я должен» на «Я хочу»
«Я не могу» на «Я не хочу»
«Я боюсь» на «Я не хотел бы»
Прочитайте их друг другу снова. Как изменились ощущения.
Обсуждение:
- Укажите на слова, которые препятствовали установлению внутреннего равновесия, и те, которые этому способствовали. Назовите некоторые из слов неудачника: «невозможно», «попытаться», «ограничения», «трудно», «обязан», «должен» и т.п.
«Самое страшное – неверие в себя» (Платон)
Социальный педагог:
Самооценка многое определяет в нашей жизни - уверенность в своих силах, в своей ценности, выбор какого – то дела, ориентировку на возможность успеха, самопринятие или непринятие удачи и неудачи и отношение к ним. Самооценка регулирует желания и чувства, на её основе переживаются победы и поражения, ставятся новые цели.
Скромность украшает человека, а застенчивость приносит её «носителю» немалые страдания. И в самом деле, ну что же здесь хорошего, если порой так робеешь, так трясёшься, что покрываешься пятнами, начинаешь заикаться, теряешь дар речи. Твоя «неконтактность», скованность, неумение общаться мешает окружающим; не знаешь как и заговорить с таким.
Некоторые люди считают себя слабыми, неспособными на какую-то серьёзную работу, не верят в себя. Ни в этом ли кроется причина их неудач?
«Надо жить смелее. Это только трусу всегда страшно, да трудно, а смелому и трудное кажется лёгким» (Ф.Гладков)
Уверенность или неуверенность не даются от природы. Внешние причины действуют через внутренние – это один из законов человеческой психики.
Возникшие хорошие представления о нас самих человек инстинктивно стремится всеми силами охранять. Если же кому- то удастся всё- таки ухудшить эти представления, то наше стремление быть хорошим уменьшится.
А представление о себе, «модель себя» очень важно для человека и зависит от трёх условий.
От того:
Насколько успешны наши действия;
Как относятся к нам люди, чьё отношение к нам дорого;
Насколько мы сами умеем правильно оценивать(первые два условия)
Всегда во всех ситуациях надо попытаться понять причины неуспеха.
Полюби себя!
Старайся держаться уверенно. Расправь плечи, подними повыше подбородок и дай понять всем, что ты есть и что из себя представляешь;
Не бойся смотреть людям в глаза;
Чаще улыбайся;
Совершенствуй свой облик (внешний и внутренний);
Понаблюдай и проанализируй поведение человека, на которого тебе хотелось бы быть похожим!
Раскрепостился сам – помоги это сделать другому!
Будь естественным даже в своих милых недостатках. И никогда не комплексуй. Полюби себя и тогда тебя полюбят другие!
«У меня есть только одно достоинство – я никогда не прихожу в отчаяние» (Маршал Фош)
В процессе обсуждения ребята приходят к выводу: достоинства и недостатки – это наши психологические особенности, которые нам нравятся или не нравятся. Они есть у каждого человека, нет и ничего страшного, когда у человека есть какие-то недостатки. Можно попросить ребят привести примеры каких-нибудь качеств, которые своему «хозяину» кажутся недостатками, а другим людям – достоинствами.
7.Заключительный этап.
Социальный педагог:
Упражнение «Ты нужен!»
Цель:осознание возможности формирования адекватной самооценки.
Все участники стоят в кругу, начиная с ведущего по цепочке каждый говорит любому из участников, продолжая утверждение: «Ты нужен, потому что…». Каждый сможет услышать, почему же нужен он.
Рефлексия.
Продолжите фразу: «Откровенно говоря, для меня это занятие…».
Участники и ведущий обмениваются чувствами и впечатлениями от проведения занятия. Отмечаются положительные и отрицательные стороны тренинга.
Социальный педагог: Я думаю, что сегодняшнее занятие прошло для вас с пользой. Уверенные действия предполагают, что вы знаете, как выразить свои мысли, желания и чувства, чтобы не задеть чувства других и не унизить их. Твёрдо выражая свои интересы, вы не дадите никому использовать вас и при этом не будете чувствовать вину. Очень часто уверенность предполагает и способность выражать такие чувства, как заботу и любовь. Уверенность в себе предусматривает, что вы можете как делиться, так и получать позитив, будь то комплименты, благодарности или любые другие способы выражения признательности. Вы не робки и не агрессивны, вы никого не обижаете. Вы знаете, что ваши действия правильны, и уберегаете себя от стрессов.
Вы молодцы! Прошли все этапы
классного часа. Поэтому сможете
прочитать напутствие Смайлика,
-Вы молодцы! Прошли все этапы нашего занятия. Поэтому сможете прочитать напутствие Смайлика которое будет вам помогать и в учёбе, и в жизни.
Социальный педагог открывает слова «Верь в себя, и у тебя всё получится!».
— Спасибо за хорошую работу.
Список использованной литературы:
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб. : Питер, 2007. – 272 с.
Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н. Н. Васильев. – СПб. : Речь, 2002. – 174 с.
Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2007. – 160 с.
Знаков В. В. Психология человеческого бытия и трудные жизненные ситуации // Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. : Е. А . Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 35–37.
Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста / Д. М. Рамендик. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. – 176 с.